«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.
В процессе своего развития природа и общество непрерывно изменяются, и поэтому созданная карта с течением времени перестаёт соответствовать действительности, устаревает. Требование современности – одно из основных свойств карт: все картоматериалы, положенные в её основу, должны быть современными и одновременными. В связи с этим перед учителем географии встаёт ещё одна задача – следить за всеми изменениями, которые происходят и своевременно вносить поправки, чтобы предоставлять учеников только точные факты.
Так при изучении административно-территориального устройства России, необходимо давать самые последние сведения о количестве субъектов РФ. Изучение этой темы не возможно без наличия самой новой административно-территориальной карты страны.
Учебник: «География России. Население и хозяйство» В. П. Дронов, В. Я. Ром
Класс: 9.
Тема: Политико-административное устройство России.
Цели:
- Формировать знания и умение работать с политико-административной картой России.
- Сформировать понятие «политико-административное устройство»
- Развивать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: политико-административная карта России, атласы, контурные карты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Организация класса на выполнение практической
работы.
Россия – крупнейшее государство в СНГ. В её
состав входят 83 субъекта Федерации: 21 республика,
4 автономных округа, 1 автономная область, 2 города
федерального значения, 9 краёв и 46 областей.
II. Проведение практической работы
- Учитель даёт минимум основных понятий о политико-административном устройстве страны, анализируя политико-административную карту.
- Далее ученика предлагается выполнение практической работы «Обозначение на контурной карте субъектов России»
Задание №1. Заполните таблицу: СУБЪЕКТЫ РОССИИ.
Название субъекта (республики, края) | Столица, административный центр |
Задание №2. Используя данные таблицы, на контурную карту нанесите границы республик, автономных округов, краёв, входящих в состав России.
III. Подведение итогов практической работы
IV. Домашнее задание
Подготовить доклады на тему:
- Формирование территории Русского государства начала 15 века.
- Формирование территории Российского государства начала 16 века.
- Формирование территории Российского государства конца 17 века.
- Формирование территории Российской империи 1914 года.
Проведение данного урока требует наличие самых
новых карт.
Так или иначе, география – это наука, которая
тесно связана с картографией. Картография – это
наука об отображении на картах объектов и
явлений природы и общества, об исследовании их
размещения, свойств, взаимосвязей, изменений во
времени посредством карт и других
картографических моделей, а также о методах их
создания. Некоторые понятия и элементы
картографии изучаются в 6 классе. Например,
понятие «географические карты» и их
классификация.
Учебник: «Начальный курс географии» Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.
Класс: 6.
Тема: Географическая карта.
Учебно-воспитательные цели:
- Объяснить понятие «географическая карта»
- Описывать типы карт и их практическое использование.
- Развивать умение добывать знания при помощи карт.
Оборудование: физическая карта полушарий; физическая карта России; политическая карта мира; экономическая карта России; глобус.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Географический диктант (дописать нужное слово или цифру)
Вопросы:
- Модель земного шара – …..(глобус)
- Земля имеет форму ….(геоид)
- Площадь поверхности нашей планеты …..(510 млн. кв. км.)
- Расстояние от центра Земли до экватора ……(6378 км.)
- Расстояние от центра к полюсам ……(6356 км.)
- Земля немного сплюснута у ……(полюсов)
- Окружность Земли ……(40 тыс.км.)
- Нулевой меридиан проходит через город ……(Лондон)
- На глобусе вверху находится полюс ……(Северный)
2. Сбор контурных карт с домашним заданием для проверки.
III. Изучение нового материала
1. Ответ на вопрос 4 к § 9
– Почему на школьном глобусе нельзя показать разницу между полярным и экваториальным радиусом Земли?
2. Слово учителя
Гораздо удобнее пользоваться географическими
картами – это уменьшенное изображение
поверхности Земли или её частей на поверхности
при помощи условных знаков.
Запись определения в тетрадь.
3. Работа с рисунком на стр. 13 атласе.
Задание:
- Расскажите, как происходит перенос изображений поверхности Земли с глобуса на лист бумаги.
- Рассмотрите, как увеличивается, в каком направлении искажения на карте.
- Прочитайте план ознакомления с новой картой.
4. Работа с картами
Задание:
- Рассмотрите карты на доске, пользуясь прочитанным планом.
- Что общего в них, чем они отличаются?
- Подведите итог: назовите виды карт.
- Какой вид карт мы не рассмотрели? (Контурные карты.)
- В чём их отличие, зачем они созданы?
5. Работа с заданием в учебнике (стр. 26, §10, задание 1)
Сделайте вывод: Масштабы географических карт мелкие, то есть расстояния на них уменьшены очень сильно.
IV. Итог урока
- Покажите виды карт и расскажите, что можно узнать, используя данную карту.
- Что в них общего?
V. Задание на дом: §10, вопрос 2 (устно), вопрос 6 (письменно)
На примере данного урока очень чётко видно, что
картография является важной частью школьной
географии.
В связи с возрастными особенностями восприятия
школьников к картам предъявляются особые
требования, в отличие от других учебных пособий.
Главное требование – соответствие карты
содержанию школьной программы. На карте должны
иметь место все элементы действительности,
которые описываются в изучаемом разделе
учебника. Необходимо наличие полного
соответствия между картой и учебником. Все
собственные названия, встречающиеся в учебнике,
должны быть на карте. Каждый крупный раздел
программы должен быть обеспечен специальными
картами. Изучение физической географии в 7 классе
опирается на карты природы и хозяйства мира,
материков и их частей.
Тема: Географическое положение. Исследования Африки.
Цели:
- называть имена исследователей континента и результаты их работы;
- показывать элементы береговой линии;
- определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах;
- прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
Оборудование: физическая карта Африки, рисунки учебника, атласы, контурные карты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Африка – второй по площади материк. Есть
основания полагать, что человечество зародилось
в Африке и именно оттуда оно распространилось
потом по всему миру. Развитая и во многом
загадочная цивилизация сложилась в Египте,
правители которого посылали экспедиции с
исследовательскими и торговыми целями на юг по
Нилу и вдоль африканского побережья к Красному
морю.
Долгое время Африка была центром работорговли.
У самой западной точки Африки, напротив Дакара,
современной столицы Сенегала, расположен остров
Горе. В далёком прошлом этот остров был базой
пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар»
через «ворота без возврата» выводили и грузили
на парусники, шедшие в далёкую Америку. Горестный
плач и кандальный звон стихли только к середине 19
века, когда было запрещено рабство во
Французской Африке. Работорговля длилась с 15
века до середины 19 века и унесла миллионы
человеческих жизней.
2. Работа со схемой. Изучение любого материка проводится по плану.
Задание. Что вы должны знать после изучения темы «Африка»?
3. Работа с физической картой Африки.
1) Знакомство с картой. Задание. Используя
легенду, перечислите всё, что можно узнать по
этой карте.
2) ГП Африки. Задание. По плану описать ГП
материка.
3) Береговая линия. Задание. Описать изрезанность
береговой линии.
5. Работа с текстом учебника. Задание. Используя
текст учебника, заполните таблицу «Исследование
Африки»
Имя исследователя | Время (дата) | Результаты исследования |
III. Итог урока
Вопросы.
- Изменилась ли природа Африки и как, если бы наибольшее расстояние между западной и восточной точками было в южной его части?
- Как бы изменилась природа Африки, если бы на северо-востоке она омывалась океаном?
IV. Домашнее задание: §24, задание в контурной карте.
Физическая география России в 8 классе опирается на карты природных явлений и объектов. Так изучение климата России требует наличие климатических карт, без которых невозможно правильное формирование представлений обо всех климатических процессов и явлений.
Учебник: «География России. Природа» И. И. Баринова
Класс: 8.
Тема: Итоговый урок – игра по теме «Климат России»
Цели:
- Проверить уровень знаний, умений и навыков по изученной теме.
- Развивать умение работать в команде.
- Воспитывать чувство сплочённости.
Оборудование: атласы, письменные принадлежности, карта «Климат России», заранее приготовленные задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс заранее делится на две команды, которые выбирают себе капитана и название команды. Капитан составляет список команды, решает, кто из членов команды будет отвечать, оценивает ответы учеников, следит за порядком и дисциплиной в команде.
II. Повторение материала
Задание №1. Климатообразующие факторы. Каждой команде вручается по «ромашке» с десятью лепестками, на которых написаны не только факторы, определяющие климат:
- Уровень солнечной радиации.
- Географическая широта местности.
- Выветривание.
- Рельеф.
- Состав горных пород.
- Близость океанов.
- Течения.
- Высота местности над уровнем моря.
- Эрозия почв.
- Антропогенное воздействие.
Задача команды – собрать «ромашку» из восьми
лепестков, на которых будут только
климатообразующие факторы.
Время выполнения задания 2 минуты, максимальное
число баллов – 8.
Задание №2. Климат, погода. Каждой команде вручается стрелка с названием воздушной массы и листок с вопросами только для этой команды.
Команде «Ветер»
- Определите для территории республики Саха климатический пояс и тип климата.
- В зимний период времени на территории Якутии устанавливает господство кУМ, какую погоду она приносит?
Команде «Циклон»
- Вы собираетесь в Приморский край в Хабаровск, определите климатический пояс и тип климата этой территории.
- В летний период времени на территории Приморского края господствует мУМ, какая погода там устанавливается?
Время выполнения заданий 4 минуты, максимальное число баллов – 5.
Задание №3. Термин – понятие. Командам вручается конверт. В каждом конверте по 10 карточек – заданий и 30 карточек – ответов. Каждому участнику нужно взять по одной – две карточки и найти к ней правильный ответ. Каждая команда должна дать 10 правильных ответов, при этом капитан команды оценивает каждого отвечающего, а учитель – ответ всей команды.
Команде «Ветер»
- Конвекция.
- Тёплый фронт.
- Циклон.
- Ураган.
- Трансформация ВМ.
- Суммарная солнечная радиация.
- Туман.
- Коэффициент увлажнения.
- Засухи.
- Поглощённая радиация.
Команде «Циклон»
- Атмосферная циркуляция.
- Холодный фронт.
- Климатообразующие факторы.
- Изобары.
- Гололёд.
- Испаряемость.
- Суховеи.
- Агроклиматические ресурсы.
- Погода.
- Рассеянная радиация.
Задание №4. Найти ошибки в описании
климата. Каждой команде предлагаются
однотипные тексты с описанием климата,
содержащие ошибки.
«Резко континентальный климат Восточной Сибири
сложился в условиях значительной близости к
океанам, положения территории в умеренном поясе,
наличие высоких гор, которые свободно пропускают
морские воздушные массы с Тихого океана. Здесь
круглый год преобладают морские массы воздуха.
Из-за этого зима холодная и продолжительная, а
лето сравнительно тёплое, в южных районах даже
жаркое. Годовые амплитуды температур достигают
40-65?и более. Зимой случаются морозы до – 60° и ниже.
Зимой здесь поверхность Земли медленно
охлаждается. Постепенно охлаждаются,
уплотняются и нижние слои воздуха. Возникает
устойчивый антициклон. Устанавливается ясная,
малооблачная и очень холодная погода»
Время выполнения задания 3 минуты, максимальное
число баллов – 4.
Задание №5. Климат и человек. Команда
получает конверт, где кроме задания на 15
карточках – рисунках показано туристическое
снаряжение на все времена года. Задача учащихся
правильно выбрать снаряжение, чтобы зимой
поездом добираться из Волгограда до Мурманска и
отправиться в поход по Кольскому полуострову.
Время выполнения задания 4 минуты, максимальное
число баллов – 5.
Задание №6. Анализ графиков и
диаграмм. Каждой команде даётся по три
столбиковые диаграммы с графиками хода
температуры воздуха и осадков в течение года.
Нужно определить, какая из трёх диаграмм
соответствует климату: Москвы, Владивостока.
Время выполнения задания 2 минуты, максимальное
число баллов – 3.
III. Подведение итогов. Если команда набирает 33-35 баллов, она получает оценку «5», 30-32 балла – «4», 27-29 баллов – «3»
IV. Домашнее задание: ответить на вопросы стр. 73.
Содержание карты должно быть понятно ученику
данного класса, вместе с тем карта не может быть
простой схемой. Легенды школьных карт должны
быть логичными и простыми, пояснения к знакам –
понятными школьнику, для которого предназначена
карта. Поэтому не стоит учителям географии
использовать, например, учебные карты для
начальной школы в 6 или 8 классе. Это приводит к
формированию неправильного пространственного
представления школьников.
Кроме настенных школьных карт, в школьной
географии используются контурные карты,
предназначенные для закрепления и проверки
знаний учащихся. Они имеют не меньшее значение в
изучении географии.
Использование карт на уроках и факультативных занятиях в школе способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них любознательности, фантазии и творческого отношения к предмету. Значение карты в школьной географии невозможно переоценить, так как «карта – это второй язык географии».