Тема: Осенний лес глазами поэтов.
Цель занятия: введение маленьких читателей в мир искусства, в мир поэзии.
Задачи занятия:
- приучать детей непосредственно-эмоционально вслушиваться, заряжаться эмоциями, сопереживать;
- познакомить учащихся с различными произведениями об осени, расширить знания детей о поэзии и поэтах;
- развивать речь учащихся;
- развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать умозаключения на основе прочитанного, услышанного;
- учит подбирать рифму, составлять стихотворения.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями для групп в виде осенних листочков, картинки с изображением дерева с падающими листочками, цветные карандаши.
Форма работы: групповая.
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ |
Этап |
Содержание |
Примечание |
1. | Вступительная беседа | – Посмотрите на слайд. О чем сегодня
пойдёт речь? – По каким приметам вы узнали осень? – Какие чувства вызывает у вас это время года? – Сегодня мы побываем в осеннем лесу и узнаем, что же чувствовали с наступлением осени русские и зарубежные поэты. |
Презентация. Слайд 1 |
2. | Знакомство с японской поэзией | – Прочитайте то, что записано на слайде.
Как думаете, что это? Посадили деревья в
саду. – Это японская поэзия – хокку, японские
трёхстишия. В таком стихотворении весомо каждое
слово. Поэт может очень много не только
рассказать лишь тремя строчками, но и ещё больше
показать своему читателю, разбудив его
воображение. Кто автор прочитанного вами хокку? |
Презентация. Слайд 2
Презентация. Слайд 3 |
3. | Знакомство со стихами об осени, их анализ | – Осенний дождик пытается ободрить
деревья в саду, почему? – Действительно ли грустят деревья с наступлением осени? – Предлагаю провести расследование. Каждая группа получит произведение, где вы можете прочитать об осеннем лесе. Попытайтесь уловить настроение не только стихотворения, но и осеннего леса. (Каждая группа работает со стихотворением. Стихи предлагаются различные. Можно предложить стихи: О. Дриз «Синий дом», А. Пушкина «Осень», Н. Некрасова «Перед дождём», А. Твардовского «Лес осенью» – Приложение А) После работы дети читают стихотворение, которое анализировали, высказывают результаты своих наблюдений. Результаты должны получиться разные, так как в одном стихотворении лес тихий, задумчивый, в другом – нарядный, яркий, в праздничном уборе, в третьем – лес грустный, настороженный, ожидающий приближения зимы, суровых морозов…) – Давайте прогуляемся по осеннему лесу. (Видеофильм об осени – гиперссылка на слайде) – Вы узнали лес, о котором сейчас читали? Зачитайте строки, которые близки тому, что увидели, а, быть может, и услышали. |
Презентация. Слайд 3 (гиперссылка на видеофильм) |
4. | Сравнительный анализ осеннего леса | – Каким же вы увидели осенний лес?
Одинаков ли он? – Почему осенний лес такой разный? – Какие приметы осени делают лес таким разным? (В ряду с другими приметами дети называют листопад) – А у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чём-то думать? |
Презентация. Слайд 4 (гиперссылки на слайды 5, 6) |
5. | Знакомство с произведением Ф.И.Тютчева «Листья». Анализ стихотворения. | – С вами полностью согласен известный
русский поэт, который «услышал», о чём думают
осенние листочки, о чём они говорят и как. А как вы
думаете, что могли рассказать поэту осенние
листья? – Давайте познакомимся с произведением Тютчева. Но вот только налетевший откуда-то осенний ветерок перемешал строки стихотворения. Попробуйте расставить их по своим местам. (Каждая группа составляет стихотворение из строк и зачитывает свой вариант) – А теперь проверим свою версию стихотворения. Как же написал об осенних листочках сам автор? (Чтение стихотворения со слайда) – С каким настроением улетают листья в этом стихотворении? – В каких же строчках ярче всего выражено это нетерпение? – Зачитайте строчки, которые вам больше всего понравились. – Если бы вы были композитором, какую музыку вы бы выбрали к этому стихотворению? Почему? – Как думаете, какая судьба ожидает эти листочки? |
Презентация.
Слайд 4 (гиперссылка на слайд 7)
Презентация. Слайд 8
Презентация. Слайды 9 – 10 |
6. | Завершение урока | – Остановить наш разговор хочется
строками японского поэта Сико. Прочитайте его
хокку (на слайде) Как я завидую тебе! – Что хотел рассказать нам поэт? |
Презентация.
Слайд 11
Слайды до конца презентации сменяются самостоятельно, показывая осенние пейзажи |