Тестовый контроль в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ГОСНРК, необходимо уделять внимание обновлению системы контроля оценки и учета знаний учащихся начальной школы. Система контроля и оценки в начальной школе не может ограничиваться утилитарной целью- выработкой умений, навыков по конкретному учебному предмету и проверкой усвоения знаний. Важная социальная задача: развивать у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Требование объективности особенно важно, поскольку оценивает результат деятельности ученика. Наиболее объективный метод оценивания знаний, умений и навыков для учащихся начальной школы - тестирование.

Проверка и оценка достижений младших школьников - весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя. Она должна соответствовать современным достижениям педагогической науки, социальным требованиям и приоритетам образования в первом звене школы.

Ведущее место в современной развивающей модели образования занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться. Формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень их освоения в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения.

В этой связи требуют изменения и существующие подходы к оценке достижений ребенка в ходе обучения.

Тесты.

Смена социокультурной парадигмы требует перехода педагогического процесса от познавательной к развивающей, личностно - ориентированной направленности, т. е. перехода от обеспечения информированности учащихся к овладению ими обобщенными способами деятельности, развитию навыков самообразования и самоконтроля.

Задачи, поставленные в « Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» перед образованием, - актуальные, но сложные. И требуют от педагогов пересмотра отношения не только к содержанию образования, но и к педагогическому контролю. Проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одна из центральных проблем современного образования.

Различные виды контроля, широко используемые в образовании, предполагают применение разных контрольно - измерительных материалов (КИМов), среди которых¸ особое место занимают тесты, обладающие наибольшей объективностью из известных способов контроля.

Слово "тест" вызывает у людей самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка). В общем, по этому вопросу нет единства мнений. Тем более, что в учебниках педагогики об этом не пишут. А если где и пишут, то нередко написанное трудно понять. Не случайно размах мнений о тестах оказывается слишком широким: от суждений обыденного сознания до попыток научного истолкования сущности тестов. В науке проводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия.

Чаще всего мы встречаемся с упрощенным восприятием понятия "тест", как простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к вопросу. Многочисленные примеры таких, казалось бы, "тестов" легко найти в газетно-журнальной периодике, в различных конкурсах и в многочисленных книжных публикациях под названием "Тесты". Но и это часто оказываются не тесты, а нечто внешне похожее на них. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного правильного ответа из числа предложенных. Они только по внешней видимости похожи на настоящий тест. Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам.

В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.

Традиционный тест представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов.

Главная цель применения традиционных тестов - установить отношение порядка устанавливаемых между испытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний. И на этой основе определить место (или рейтинг) каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых.

Для достижения этой цели можно создать бесчисленное количество тестов, и все они могут соответствовать достижению данной цели. И тогда возникает один из главных вопросов теории тестов- вопрос выбора наилучшего теста из практически неограниченного множества всех возможных тестов. Каждый тест может отличаться от других по числу заданий и другим характеристикам. С прагматической точки зрения выгодней делать тест, имеющий сравнительно меньшее число заданий, но обладающий большинством достоинств, присущих более "длинным", как говорят в зарубежной теории, тестам.

Понятие "длина теста" введено в начале XX века Ч. Спирманом и обозначает, на русском языке, количество заданий в тесте. Чем длиннее тест, тем больше в нем заданий. От числа заданий некоторым образом зависит точность педагогического измерения.

В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и, на так называемые, процентные нормы, показывающие, - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.

В конце данного выпуска, хочется привести еще одно, более емкое и полезное для нас, определение понятия "тест" (точнее педагогического теста):
Педагогический тест определяется как система заданий определенного содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

Тестовые технологии

Тест – (гомогенный) – система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющие эффективно оценить уровень, качество и структуру знаний испытуемых в определённой области содержания.

Задания в тестовой форме – единица контрольного материала, удовлетворяющая ряду требований с точки зрения материала и формы.

Тестовое задание – элемент текста, для которого определены статистические характеристики с точки зрения системности трудности.

Дидактические характеристики заданий.

  1. Содержательная – элементы содержания, которые необходимо знать.
  2. Процессуальная – последовательность действий при выполнении задания.
  3. Контекстуальная – ситуативная.
  4. Сложность заданий.
  5. Трудность.

Классификация педагогических тестов.

  1. Уровень разработки:
    - неформальные;
    - профессиональные.
  2. Цель тестирования:
    - нормативно - ориентированные;
    - критериально - ориентированные.

Формы тестовых заданий.

  1. Закрытая
  2. Открытая
  3. Задания на последовательность
  4. Задания на соответствие.

Разнообразие заданий закрытой формы:

  1. Принцип альтернативы.
  2. Принцип противоречия.
  3. Принцип противоположности.
  4. Принцип классификации.
  5. Принцип кумуляции.
  6. Принцип сочетания.

Разнообразие заданий открытой формы:

  1. Дополнение.
  2. Свободное изложение.

Методика разработки педагогического теста.

  1. Определение цели тестирования:
    • стартовый контроль
    • текущий контроль
    • тематический контроль
    • рубежный контроль
    • итоговый контроль.
  2. Определение контингента учащихся.
  3. Определение программы для которой делаем тест.
  4. Определить время, на которое рассчитан тест.
  5. Определение длины теста.
  6. Отбор содержания.

Презентация.
Приложение 1.
Приложение 2.