Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ГОСНРК, необходимо уделять внимание обновлению системы контроля оценки и учета знаний учащихся начальной школы. Система контроля и оценки в начальной школе не может ограничиваться утилитарной целью- выработкой умений, навыков по конкретному учебному предмету и проверкой усвоения знаний. Важная социальная задача: развивать у школьников рефлексию и такие значимые общеучебные умения, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Требование объективности особенно важно, поскольку оценивает результат деятельности ученика. Наиболее объективный метод оценивания знаний, умений и навыков для учащихся начальной школы - тестирование.
Проверка и оценка достижений младших школьников - весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя. Она должна соответствовать современным достижениям педагогической науки, социальным требованиям и приоритетам образования в первом звене школы.
Ведущее место в современной развивающей модели образования занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться. Формирование общеучебных умений и навыков, способов учебной деятельности, уровень их освоения в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения.
В этой связи требуют изменения и существующие подходы к оценке достижений ребенка в ходе обучения.
Тесты.
Смена социокультурной парадигмы требует перехода педагогического процесса от познавательной к развивающей, личностно - ориентированной направленности, т. е. перехода от обеспечения информированности учащихся к овладению ими обобщенными способами деятельности, развитию навыков самообразования и самоконтроля.
Задачи, поставленные в « Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» перед образованием, - актуальные, но сложные. И требуют от педагогов пересмотра отношения не только к содержанию образования, но и к педагогическому контролю. Проблема диагностического объективного контроля качества усвоения обучающимися учебного материала - одна из центральных проблем современного образования.
Различные виды контроля, широко используемые в образовании, предполагают применение разных контрольно - измерительных материалов (КИМов), среди которых¸ особое место занимают тесты, обладающие наибольшей объективностью из известных способов контроля.
Слово "тест" вызывает у людей самые различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка). В общем, по этому вопросу нет единства мнений. Тем более, что в учебниках педагогики об этом не пишут. А если где и пишут, то нередко написанное трудно понять. Не случайно размах мнений о тестах оказывается слишком широким: от суждений обыденного сознания до попыток научного истолкования сущности тестов. В науке проводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия.
Чаще всего мы встречаемся с упрощенным восприятием понятия "тест", как простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к вопросу. Многочисленные примеры таких, казалось бы, "тестов" легко найти в газетно-журнальной периодике, в различных конкурсах и в многочисленных книжных публикациях под названием "Тесты". Но и это часто оказываются не тесты, а нечто внешне похожее на них. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного правильного ответа из числа предложенных. Они только по внешней видимости похожи на настоящий тест. Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам.
В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.
Традиционный тест представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов.
Главная цель применения традиционных тестов - установить отношение порядка устанавливаемых между испытуемыми по уровню проявляемых при тестировании знаний. И на этой основе определить место (или рейтинг) каждого на заданном множестве тестируемых испытуемых.
Для достижения этой цели можно создать бесчисленное количество тестов, и все они могут соответствовать достижению данной цели. И тогда возникает один из главных вопросов теории тестов- вопрос выбора наилучшего теста из практически неограниченного множества всех возможных тестов. Каждый тест может отличаться от других по числу заданий и другим характеристикам. С прагматической точки зрения выгодней делать тест, имеющий сравнительно меньшее число заданий, но обладающий большинством достоинств, присущих более "длинным", как говорят в зарубежной теории, тестам.
Понятие "длина теста" введено в начале XX века Ч. Спирманом и обозначает, на русском языке, количество заданий в тесте. Чем длиннее тест, тем больше в нем заданий. От числа заданий некоторым образом зависит точность педагогического измерения.
В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности. Интерпретация результатов тестирования ведется преимущественно с опорой на среднюю арифметическую и, на так называемые, процентные нормы, показывающие, - сколько процентов испытуемых имеют тестовый результат худший, чем у любого другого испытуемого. Такая интерпретация тестовых результатов называется нормативно-ориентированной.
В конце данного выпуска, хочется привести еще одно, более емкое и полезное для нас, определение понятия "тест" (точнее педагогического теста):
Педагогический тест определяется как система заданий определенного содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.
Тестовые технологии
Тест – (гомогенный) – система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющие эффективно оценить уровень, качество и структуру знаний испытуемых в определённой области содержания.
Задания в тестовой форме – единица контрольного материала, удовлетворяющая ряду требований с точки зрения материала и формы.
Тестовое задание – элемент текста, для которого определены статистические характеристики с точки зрения системности трудности.
Дидактические характеристики заданий.
- Содержательная – элементы содержания, которые необходимо знать.
- Процессуальная – последовательность действий при выполнении задания.
- Контекстуальная – ситуативная.
- Сложность заданий.
- Трудность.
Классификация педагогических тестов.
- Уровень разработки:
- неформальные;
- профессиональные. - Цель тестирования:
- нормативно - ориентированные;
- критериально - ориентированные.
Формы тестовых заданий.
- Закрытая
- Открытая
- Задания на последовательность
- Задания на соответствие.
Разнообразие заданий закрытой формы:
- Принцип альтернативы.
- Принцип противоречия.
- Принцип противоположности.
- Принцип классификации.
- Принцип кумуляции.
- Принцип сочетания.
Разнообразие заданий открытой формы:
- Дополнение.
- Свободное изложение.
Методика разработки педагогического теста.
- Определение цели тестирования:
- стартовый контроль
- текущий контроль
- тематический контроль
- рубежный контроль
- итоговый контроль.
- Определение контингента учащихся.
- Определение программы для которой делаем тест.
- Определить время, на которое рассчитан тест.
- Определение длины теста.
- Отбор содержания.