Тема: «Игры детей Севера».
Цель: обучать выполнению упражнений, направленных на развитие физических и творческих возможностей учащихся.
Задачи:
- Обучить новой национальной игре;
- Развивать функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
- Формировать межличностные отношения и коммуникативные качества детей в классе под средством подвижных игр;
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор,
- презентация «Игры детей Севера»;
- компьютер, экран, магнитофон;
- мяч;
- скамейки, скамеечка;
- кубик.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Мотивационный блок – 3 мин.
- Подготовительный блок – 7 мин.
- Двигательный блок – 21 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Рефлексия – 5 мин.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Содержание |
Задачи этапа. |
I. Организационный момент | (Дети сидят полукругом на скамеечке) Учитель:
Дети:
|
Поддержание эмоционально-положительного настроя на урок; создание ситуации доверия. |
II. Мотивационный блок | – Что помогает нам быть здоровыми? (Ответы
детей) – А ещё, чтобы не болеть, нужно много двигаться: бегать, прыгать, лазать, кататься на коньках, лыжах, велосипеде. – Когда движения приносят нам радость? (Когда играем) – Похлопайте в ладоши те, кто любит играть. – Конечно, играть любят все! Играя, вы укрепляете мышцы, развиваете быстроту и ловкость, становитесь сильнее и смелее. И поэтому сегодня на уроке мы будем много играть: вспомним старые игры и разучим новую. Для этого отправимся на поляну игр вместе с героем из хантыйской сказки «Мальчик – Хозяин лесной земли» |
Сообщение целей урока. Показать значение игры для здоровья человека. Формировать осознанное отношение к здоровому образу жизни |
III. Подготовительный блок. | – Итак, сказка начинается. В
болотистом хвойном лесу на берегу речки
жили-горевали бабушка и внук. Бабушка старая, а
мальчик совсем маленький. Всех родных отнял у них
слепой бессердечный великан. – Попрыгаем и мы.
(Танцевально-ритмические упражнения типа «аэробика») – Послушаем сердечко. Если сильно бьётся, ещё
раз выполнить упражнения на восстановление
дыхания. (Глубокий вдох, медленный выдох) Но вот внук подрос, смастерил небольшой
охотничий лук и начал ходить один по ближнему
лесу. |
Выбор данного жанра (сказка народов Севера) обусловлен возрастными психологическими особенностями восприятия детей данного возраста используется для привлечения внимания и заинтересованности учащихся.
Способствовать формированию интереса к
выполнению двигательных упражнений под музыку.
Развивать функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем
Формирование правильной осанки.
Развивать коммуникативные способности, умение взаимодействовать.
Развивать функциональные возможности дыхательной системы. |
IV. Двигательный блок | Великан прорычал: «Приведёшь мне стадо
оленей, отпущу». – Поможем мальчику? – Поиграем в игру «Ловля оленей». Кто расскажет правила этой игры? – Выберем пастухов с помощью считалки:
Игра «Ловля оленей» Играющие делятся на две группы – «оленей» и «пастухов». «Пастухи» берутся за руки и становятся полукругом, лицом к «оленям». «Олени» бегают по очерченной площадке. По сигналу ведущего «Лови!» «пастухи» стараются поймать «оленей» и замкнуть в круг. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. «Олени» стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут. Привёл мальчик оленей, а великану всё мало. Он кричит: «Мало!» – Нужна ещё наша помощь! Поможем? Тогда поиграем в игру «Охотничий мяч». Водящего выбирают с помощью палки: кто последний дотронется. Тот и водит. Игра «Охотничий мяч» Игроки собираются кучкой вокруг «охотника».
«Охотник» трижды подбрасывает мяч в воздух и
ловит его. За это время игроки разбегаются по
площадке, потому что «охотник», поймав мяч в
третий раз, сразу же бросает его в ближайшего
игрока. Игрок, в которого «охотник» попадает
мячом, становится его «собакой» и должен ему
помогать. «Собаки» не могут сбивать игроков, но
могут схватить отскочивший мяч и бросить его
охотнику. Игроки могут защищаться: если им
удастся поймать мяч, они могут выбить "собаку»,
которая становится полноправным игроком. (Слайды. Приложение 1.) 1 слайд. Дети северных народов часто играют в «оленя».
В этих играх тренируется умение набросить аркан
на оленя, поймать бегущего оленя. Дети из этой
игры создают целый спектакль. Они подражают
оленям движениями и голосом. 2 слайд Это одна из самых любимых игр хантыйских
мальчиков. Как протекала игра? Обычно игроки
находили дерево с широкой кроной. Один из игроков
стрелял в её ветки так, чтобы стрела застряла.
После этого остальные участники по очереди
старались сбить её на землю. Побеждает тот игрок,
который первым сбил стрелу.
С этими словами все разбегаются. А стоящий у столба бросается за ними, ловит их. 3 слайд. Подражая взрослым, дети прыгают через
маленькие нарты, запрягают собак и катаются на
собачьих упряжках. Делают маленький чум. 4 слайд. (Объяснение игры.) Игра «Доброе утро, охотник!» Игроки становятся в круг, водящий – «охотник» – ходит за спинами игроков. Неожиданно «охотник» прикасается к одному из игроков. Этот игрок поворачивается и произносит: «Доброе утро, охотник затем идет по кругу, но в противоположном направлении. Обойдя полкруга, игрок и «охотник» встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро затем оба бегут обратно, чтобы занять оставшееся пустым место. Тот, кто не успел это сделать, становится «охотником». |
Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается ловкость, выносливость.
Развитие скоростно-силовых качеств, смекалки, координации движений; воспитание решительности, смелости.
Развитие точности движений, быстроты, скорости, ловкости, глазомера
Расширить кругозор учащихся, развивать интерес к национальным играм.
Развитие ловкости, координации движений, воспитание настойчивости, смелости, решительности. |
V. Итог урока | – Понравились вам игры детей севера? – Как вы думаете, почему дети хантов играют в такие игры? (Ханты – оленеводы, рыбаки и охотники. Желание охотиться по-настоящему, вместе со взрослыми, заставляет мальчиков выдумывать игры, направленные на обучение искусству охотника и на изучение самих животных и их повадок. Через игры дети открывают для себя мир и ценности своего народа.) – Какие игры детей народа ханты вы запомнили? |
Обобщить знания детей. |
VI. Рефлексия | – Если вы сегодня на уроке получили
заряд бодрости и энергии, укрепили своё здоровье,
вам понравились игры детей севера, то выберите
осколочек, из коробки, где нарисован веселый
мальчик (для мальчиков), девочкам: где нарисована
весёлая девочка. Если вы устали от урока – из
коробочки, на которой нарисованы грустные лица
детей. Соберите все осколочки вместе, что у вас
получилось? Девочки: Сердце! – Почему именно сердце? (Здоровое сердце у здорового человека) – Кому вы подарили бы это сердце в нашей сказке? Мальчики: Солнышко. – Почему солнышко? (Солнышко – хорошее настроение. Чтоб здоровым быть, надо с хорошим настроением дружить. В солнечные дни можно играть на улице в игры детей севера.) (В третьей коробочке лежат слёзки-капельки. Если кто-то их достанет, проводим рефлексию на улучшение самочувствия. Почему, у тебя плохое настроение? Как можно его улучшить? Сказать приятные слова. Дети говорят. Слёзки убираются) |
Вызвать у детей чувство радости, чувство удовлетворённости результатами урока. |