Цели урока:
формировать понятие
"сортировка информации"; рассмотреть виды
сортировок; познакомить с алгоритмом простой и
вложенной сортировок; научить сортировать
данные в Microsoft Access; формировать умение работать с
конструктором запросов; развивать навыки по
заполнению и редактированию базы данных.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная презентация <Приложение 1>, экран, проектор;
- компьютеры с установленной СУБД Microsoft Access;
- заранее заготовленная и записанная на всех компьютерах база данных "Небоскрёбы" <Приложение 4>;
- дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы <Приложение 2>;
- дидактический материал с алгоритмами различных способов расширения базы данных <Приложение 3>.
Структура урока:
- Организационный момент - 1 мин.
- Актуализация знаний учащихся - 10 мин.
- Изучение нового материала - 15 мин.
- Практическая работа на закрепление нового материала - 15 мин.
- Домашнее задание - 1 мин.
- Оценка работы и подведение итогов - 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветственное слово учителя. Проверка присутствующих.
2. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам предстоит разгадать "Чайнворд".
<Слайд №1>.
Вопросы к "Чайнворду":
- Один из видов моделей данных, в котором принята свободная связь между элементами разных уровней.
- Столбец табличной базы данных.
- Объект СУБД Access, предназначенный для поиска и отбора данных по заданному условию.
- Тип данных, который заполняется компьютером автоматически с вводом каждой новой записи.
- Основной объект СУБД Access, предназначенный для хранения данных.
- Объект СУБД Access, выводящий данные из таблиц в удобном для чтения виде.
- Один из видов моделей данных, в котором информация хранится в виде таблиц.
- Уникальное поле, записи которого не повторяются.
- Один из режимов работы с объектами СУБД Access (Режим, в котором создаётся структура таблицы).
- Строка табличной базы данных.
Ответы: 1 - сетевая, 2 - поле, 3 - запрос, 4 - счётчик, 5 - таблица, 6 - форма, 7 - реляционная, 8 - ключевое, 9 - конструктор, 10 - запись.
Ключевое слово - сортировка.
3. Изучение нового материала.
Итак, тема сегодняшнего урока "Сортировка информации в БД". Записываем в тетрадь. <Слайд №2>.
Эпиграфом к уроку являются слова Александра Анатольевича Стекольникова:
"Наш мир - не случайность, не хаос, -
Есть система во всем:"
И сегодня вы должны научиться упорядочивать данные в СУБД Access.
Попробуйте самостоятельно сформулировать понятие "сортировка". Определение записываем в тетрадь.
Сортировка - это упорядочение записей по значениям одного или нескольких полей. <Слайд №3>.
Вопросы учащимся. Уточните.
- Что происходит с данными? (ожидаемый ответ: располагаются в определённой последовательности)
- В каком порядке выстраиваются данные? (ожидаемый ответ: по возрастанию или убыванию)
- В каком порядке выстраиваются текстовые данные при сортировке по возрастанию? (ожидаемый ответ: от А до Я) По убыванию? (ожидаемый ответ: от Я до А)В каком порядке выстраиваются числовые данные при сортировке по возрастанию? (ожидаемый ответ: от меньшего к большему) По убыванию? (ожидаемый ответ: от большего к меньшему)
Виды сортировки: простая и вложенная. <Слайд №4>.
Далее учитель показывает на своём компьютере способы организации сортировки данных в СУБД Access. Все действия проецируются через мультимедийный проектор на экран.
Существует два способа (соответствующих видам сортировки).
1-й способ в режиме "Таблица":
- открыть таблицу;
- поместить курсор в поле, записи которого надо упорядочить;
- выполнить последовательность команд меню [Записи - Сортировка - Сортировка по возрастанию] (или по убыванию) или с помощью соответствующих кнопок на панели инструментов <Рисунок 1>.
Рисунок 1
2-й способ в режиме "Запросы" (создаётся запрос, в котором устанавливается необходимая сортировка):
- в основном окне БД выбрать объект Запросы и Создание запросов в режиме Конструктора. Откроется два окна - Окно конструктора и Окно добавления таблицы, т.к. запросы создаются на основе таблиц и других запросов <Рисунок 2>;
Рисунок 2
- Окно конструктора состоит из двух частей; в верхней части отображается окно, содержащее структуру таблицы; нижняя часть - бланк запроса, в котором выбираются имена полей, тип сортировки и указываются условия отбора <Рисунок 3>;
- ввести имена полей в строке Поле (можно выбрать имя из раскрывающегося списка, можно перетащить левой кнопкой мыши из верхней части окна, а можно осуществить двойной щелчок по имени поля из верхней части окна);
- в строке Сортировка установить упорядочение записей для нужных полей;
- закрыть Окно конструктора запросов и сохранить его;
- в основном окне БД, в режиме работы с запросами, открыть созданный запрос.
Таблица "Небоскрёбы" после вложенной сортировки будет выглядеть так <Рисунок 4>:
На основе показанных примеров учитель объясняет алгоритм упорядочения записей при вложенной сортировке.
4. Практическая работа на закрепление нового материала.
Перед выполнением практической работы учитель:
- раздаёт учащимся дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы<Приложение2>;
- озвучивает задание и указывает местоположение файла БД для выполнения работы (Например: Мои документы \ 9 А \ Небоскрёбы.mdb);
- акцентирует внимание учащихся на конечном результате (задача учащихся выполнить сортировку с тестируемой БД "Небоскрёбы" и провести сортировку данных в собственной БД);
Оценка учащихся будет зависеть от количества выполненных заданий и от полноты своей БД, т.к. проследить упорядочивание записей можно, если их количество больше или равно 10.
- Оценка "отлично" ставится, если ученики выполнили все задания, в том числе вложенную сортировку по своей БД.
- Оценка "хорошо" ставится, если выполнены два задания самостоятельно, "удовлетворительно" - если выполнены два задания при помощи учителя.
Во время практической работы учитель индивидуально принимает результаты выполненных заданий и консультирует тех, кому требуется помощь.
Если учащиеся быстро выполнили задания практической работы, тогда они продолжают заполнять свою БД; добавляют новые поля, записи или улучшают дизайн формы (при помощи дидактического материала с алгоритмами различных способов расширения базы данных <Приложение3>).
5. Домашнее задание.
Выучить записи в тетради.
6. Оценка работы и подведение итогов.
Учитель объявляет оценки за практическую работу.
Затем подводятся итоги урока.
- Что мы сегодня изучили?
(Ожидаемый ответ: Сегодня на уроке изучали способы сортировки записей). - Для чего нужна сортировка?
(Ожидаемый ответ: Сортировка необходима, чтобы отсортировать данные в определенном порядке, по возрастанию или убыванию). - Что происходит в процессе сортировки данных?
(Ожидаемый ответ: В процессе сортировки данные располагаются в определенном порядке, который мы задаем, по возрастанию или убыванию). - В каких случаях применяется вложенная
сортировка?
(Ожидаемый ответ: Вложенная сортировка применяется тогда, когда необходимо отсортировать данные, которые содержат одинаковые значения).
Сегодня, ребята, вы хорошо поработали. Мы много успели сделать. На этом наш урок закончен, до свидания.