I. Введение
Перед каждым учителем, с какой бы категорией обучающихся он не работал, непременно возникают проблемы, связанные с организацией учета и контроля знаний.
Оценка и контроль за знаниями, умениями обучающихся важнейшая задача в достижении результата обучения, формирования навыков в соответствии с содержанием образовательного компонента. Проверка и контроль имеют огромное значение для формирования интереса к предмету, целеустремленности обучающихся, развитию мировоззренческих основ личности.
Актуальность проблем возрастает в связи с:
- обеспечением успешности в овладении знаниями каждым обучающимся,
- ознакомлением с большим объемом современной научной информации.
В настоящее время наиболее актуальным являются: работа со всем классом и одновременно с каждым обучающимся.
В связи с этим, определенное значение приобретает использование на уроке коллективных, групповых и индивидуально -дифференцированных форм работы.
Следовательно, возникает проблемы разно уровневого контроля.
Известно, что ответом на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать способ привития умений, навыков каждому обучающемуся уровневой дифференциацией обучения, через использования индивидуальной, групповой форм работы.
При организации контроля результатов учебной деятельности обучающихся необходимо определить уровень достижений каждого обучающегося в соответствии с требованиями учебной программы.
В отечественной методике принято выделять четыре уровня овладения изученным материалом:
1. Уровень воспроизведения.
2. Уровень применения по образцу.
3. Уровень применения в измененной ситуации.
4. Творческий уровень, когда требуется объяснить незнакомое явление или создать новый алгоритм для решения задач.
Первый уровень усвоение характеризуется умение выделять, узнавать, опознавать изучаемый предмет, явление или величину (в виде описания, определения, буквенного обозначения, формулы, графика) на основе обучения на уроке.
Второй уровень предполагает знания сущности изучаемого понятия, его определения, установление простейших связей этого понятия с другими.
Третий уровень предусматривает умение анализировать понятия и связи между ними, применять типовые задачи (с небольшим числом формул, системами из двух-трех уравнений) за отведенное время.
Четвертый уровень предполагает основательное владение понятийным и
логическим аппаратами, то есть способностью анализировать понятия и связи, оперировать ими в не стандартных ситуациях, отходя от усвоенной на уроке программы действий.
В данном сборнике предлагаются разно уровневые задачи, тесты, лабораторная работа, контрольная работа, которые можно использовать в теме « Постоянный электрический ток» в 11-ом классе, на которую отводится шестнадцать часов, позволяющие систематизировать учет и контроль знаний и оценивать знания обучающихся в соответствии с содержанием образовательного компонента, а так же способствует повышению качества обучения обучающихся сознательно овладевать изучаемым материалом, развивать свои способности, ориентироваться в большом объеме учебной информации, выделять главное и сосредотачивать на нем внимание, правильно оценивать свои собственные успехи во владении учебным материалом.
II. Формы контроля знаний
1. Физический диктант
Физический диктант проводится на 14-ом уроке темы и представляет собой перечень вопросов, которые учитель диктует обучающимся и на которые они сразу пишут ответы.
Физический диктант рекомендуется включать следующий материал:
- Буквенные обозначения физических величин, названия единиц измерения;
- Определение физических величин, их единиц, соотношение между единицами;
- Формулировка физических законов, математические связи между величинами;
- Графические зависимости между величинами;
- Обозначение приборов, правила обращения с ними.
1. Что такое электрический ток?
2. Перечислите условия, необходимые для существования тока.
3. Как рассчитывают силу тока и какова единица ее измерения?
4. Запишите формулу закона Ома для участка цепи.
5. Напишите формулу для расчета сопротивления проводника и назовите единицу его измерения.
6. Начертите последовательного соединения проводников и запишите формулы, устанавливающие соотношения между силами тока, напряжениями и сопротивлениями для этого случая.
7. Изобразите схему параллельного соединения проводников и запишите формулы выражающие соотношения между силами токов, напряжением и сопротивлениями для этого соединения.
8. Какова формула работы электрического тока? В каких единицах измеряется эта работа?
9. Какова формула закона Джоуля-Ленца?
10. Запишите формулу мощности электрического тока и назовите единицу ее измерения.
11. Напишите формулу закона Ома для замкнутой цепи.
Критерии оценки
«5» - ставится в том случае, когда даны правильные и полные ответы на все вопросы;
«4» - когда даны правильные ответы на три четверти вопросов;
«3» - если даны правильные ответы, примерно на половину вопросов;
«2» - в случае меньшего числа правильных ответов.
2. Задачи
Обучающиеся имеют различные уровни знаний и умений, разные склонности, у одних учебные навыки формируются быстро, у других – медленно. Поэтому, решение тесно связано с дифференциацией обучения.
Предлагаются разные сложности задания по одной учебной проблеме. Вопросы, входящие в состав задания дифференцированы по сложности; последнее возрастает от первого вопроса к последнему, что позволяет обучающемуся плавно входить в работу, а учителю индивидуализировать их деятельность. При этом учитывается, чтобы образца решения типичных задач были показаны ранее. Следовательно, «не типичность» задачи помогает проявить способность и оригинальность обучающихся в подходе к решению задач. При этом каждый обучающийся должен знать понятие: что такое электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сала тока.
Необходимо знать: закон Ома для участка цепи и полной цепи, а также следующие формулы:
R=ρ٠l/s; Іпс = І1=І2; Uпс =U1+U2; Rпс =R1+R2
Iпр=I1+I2; Uпр=U1=U2; 1/Rпр=1/R1+1/R2
A=IUt; P=IU; Q=I²Rt
Необходимо уметь производить расчеты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерности последовательного и параллельного соединения проводников. Измерять ЭДС и внутренне сопротивление источника тока
(Задачи см. в Приложении 1.)
3. Лабораторная работа
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
Цель работы: опытным путем доказать, что ЭДС источника, есть величина, равная сумме падений напряжений на внешнем и внутреннем участках цепи, прежде рассчитав внутренне сопротивление цепи и измерив ЭДС источника тока.
Весьма существенным фактором для формирования практических умений является время, которое отводится на самостоятельный эксперимент обучающихся, служащие для развития у них ряда основных навыков по измерению силы тока, напряжения и т.д.
Необходимо добиваться, чтобы обучающиеся работали самостоятельно, а не чисто механически выполняли манипуляции, требующие по ходу работы, проявляли инициативу. Поэтому предлагается выполнить три задания.
1. (основное) – определить внутреннее сопротивление источника тока и измерить ЭДС по описанию учебника при известном сопротивлении.
2. (дополнительное) – проблемное: используя два резистора сопротивления, которые известны, источник тока, амперметр, экспериментально найдите ЭДС и внутреннее сопротивление.
3. (дополнительное) – придумайте способ определения внутреннего сопротивления источника тока, если в вашем распоряжении имеются только амперметр и реостат.
(Лабораторную работу см. в Приложении 2.)
Критерии оценки
«Уровневая дифференциация требований к знаниям, умениям, навыкам обучающихся для достижения базового уровня»
Задания дифференцированы.
1-ый уровень – «3» - за выполнения только первого задания. Но обучающиеся могут улучшить свой результат, если выполнят второе задание, до «4».
2-ой уровень – «4» - если обучающиеся выполняют первое и второе задание, но обучающиеся могут улучшить свой результат, если выполнять третье задание, до «5».
3-ий уровень – «5» - за выполнение первого, второго и третьего задания.
Тот, кто в течение пяти минут не сможет самостоятельно составить план первого задания – должен поднять руку, обучающемуся дается карточка, которая поможет выполнить первое задание, но эта помощь будет учитываться при оценке работы.
На карточке написано
1. Запишите формулу закона Ома для полной цепи.
2. Вспомните, как на опыте определить ЭДС источника.
3. Теперь еще раз подумайте, как определить внутреннее сопротивление.
В дальнейшем помощь оказывается устно в индивидуальном порядке. В конце урока, когда обучающиеся уже справились с заданиями, подводим итоги и просим одного, двух учеников зачитать свои выводы и обговорить полученные результаты.
4. Тесты
Тестирование – это специально разработанная научно-оптимизированная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать уровень достижения обучающихся и выражать эти возможности количественно в форме чисел.
Теста предлагаемых заданий позволяют оперативно решить задачу выявления уровня знаний большой группы обучающихся по основным вопросам темы, содержащих по пятнадцать заданий в каждом варианте, с выбором ответа и дает возможность реализации временного государственного стандарта физического образования.
Критерии оценки
При правильных ответах на шесть вопросов из первых восьми, ставится оценка «3», на девять-двенадцать – «4», на тринадцать-пятнадцать – «5».
Данный подход предусматривает право обучающегося на ошибку. Длительность выполнения пятнадцати заданий одного варианта темы – 40 минут.
(Тестовые задания см. в Приложении 3.)
5. Контрольная работа
Тематические контрольные работы составляются в соответствии с программными требованиями, содержанием учебника, стабильного задачника и уровня подготовки учащихся, но не ниже требований минимума содержания образования. Существуют различные способы подготовки вариантов контрольных работ. Могут быть подготовлены два-четыре варианта одинаковой сложности:
- варианты на определенную оценку;
- «уровневые» контрольные работы, в которых задания разделены горизонтальной чертой.
Критерии оценки
Выполнение первой части обеспечивает получение оценки «3», второй – оценки «4», третий – оценки «5», а так же для получения более высокого балла должны быть выполнены все задания над чертой и частично под чертой. Обучающийся, во-первых, имеет право выбора, во-вторых, этот выбор тоже оценка знаний только самим обучающимся.
(См. Приложение 4.)
III. Ответы и решения
Физический диктант см. в Приложении 5.
Задачи и решения см. в Приложении 6.
Коды ответов к тесту см. в Приложении 7.
Ответы к контрольным работам в Приложении 8.
IV. Литература
1. Бендриков Г.А. Задачи по физике для поступающих в ВУЗы М.:Наука,1985.-395с.
2. Горнов А.М. Достижение необходимого уровня знаний. Кемерово.: Обл.ИУУ, 1997.-66с.
3. Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973 – 353 с.
4. Дядиченко Е.А. Применение уровневой дифференциации на уроках физики и при подготовке к поступлению в ВУЗ. Физика, № 15/99, Приложение к 1 сентября. 2С
5. Давыдова М.Ю.Методический справочник учителя физики. М.: Мнемозина 2003-229 с.
6. Демкович В.П. Сборник вопросов и задач по физике для средней школы. М.: Просвещение, 1981-239 с.
7. Мартынов И. М. Дидактический материал по физике. М.: Просвещение, 1997-110с.
8. Малофеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение,1980-127с.
9. Мясников С.П. Пособие по физике М.: Высшая школа, 1981-731с.
10. Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1988-126с.
11. Перлин А.З. и др. Физика. Сборник заданий с выбором ответа для тематического контроля. М.: Дом педагогики, 1997-126с.
12. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике М.: Просвещение, 2000-224с.
13. Усова А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физике. М.: Просвещение, 1988-112с.
14. Усова А.В. Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 1990-318с.
15. Штурбина Н. От контроля к уровневой системе оценивания. Управление школой приложение к ПС-2004-№20 (23-30 мая 5-10с)