Химическая эстафета

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Результатом моей внеклассной работы по предмету является участие в декаде общеобразовательных дисциплин, ставшей традиционной. В это время в училище особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотворчества, желанием поделиться собственными открытиями с окружающими; это ожидание чего-то необычного, неординарного и интересного…
Цель моей работы – повысить интерес учащихся к изучению химии, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, привить им практические навыки, необходимые для работы в лаборатории или на производстве, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями, выходящими за рамки школьной программы.
При подготовке столь значительных мероприятий я определяю ответственных, серьезно и четко продумываю план работы, формулировку и содержание вопросов и заданий, позволяющих актуализировать опорные знания и направить учебно-познавательный поиск учащихся.
Выявить базовый уровень знаний учащихся по химии помогают продуманные вопросы и задания. Конкурсно - развлекательные программы в сочетании с конкурсом тематических стенных газет являются своеобразным подведением итогов работы учащихся и позволяют всем учащимся быть её активными участниками.
Химическая эстафета станет зрелищным, интересным и запоминающимся мероприятием, как для участников, так и для зрителей.
Используя различные источники, я не копирую даже лучшие разработки, а использую их творчески как помощника в повседневной работе, это стимул к поискам, обновлению, совершенствованию собственной педагогической деятельности.
Для проведения химической эстафеты за 1-2 недели до мероприятия формируются разновозрастные коман­ды, в которые входит по 1-2 человека от каждой параллели 1 и 2 курса (15-16 лет). В зависимости от количества групп в параллелях ко­манд может быть 2-4. Такой состав команд преследует несколько целей. Во-первых, в этом случае в различных качествах задействованы учащиеся всех групп, изучающие химию. Это не только участники команд, но и жюри, оформители, болельщики. Во-вторых, участие в подобном обще­м мероприятии позволяет учащимся разных параллелей наладить дополнительные межличностные контакты.
Каждой команде заранее сообщается общий круг вопросов, которые будут обсуждаться на этапах. Отмечается, что часть материала, необходимого командам, будут содержать стенные газеты.
Из-за большого количества участников эстафеты целесообразно про­водить ее в актовом или спортивном зале. Зал готовят заранее: по периметру ставят стулья болельщиков, размещают столы с указанием этапов. На стены вешаются газеты, выпущенные к декаде общеобразовательных дисциплин, гирлян­ды шаров, рисунки и т. д.
Вопросы пишутся (лучше печатаются) на отдельных листах и раскла­дываются на столах (можно стульях). За каждой командой закреплен ведущий (по количеству команд), который ведет и контролирует команду по всему маршруту. Командам выдают маршрутные листы, которые могут быть такими:

КОМАНДА ГРУППЫ № __________

№ П/П НАЗВАНИЕ ЭТАПА ОТВЕТЫ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НЕПРАВИЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
1 БЛИЦ - ВОПРОСЫ      
2 ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ      
3 ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ      
4 ОПРЕДЕЛИТЬ ПО ЗАПАХУ      
5 КРОССВОРД      
6 КОНКУРС ЛАБОРАНТОВ      
7 ГОЛОВОЛОМКА      
8 ШУТОЧНЫЕ ЗАГАДКИ      

1 этап. УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ
(блиц-вопросы)

Команда старается ответить на максимальное количество вопросов (только за две минуты). Если ответ не известен команде, произносится слово «дальше» и читается следующий вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 1 жетон.
Вопросы:
-Какой элемент самый распространенный во Вселенной? (Водород.)

  • Кто автор атомно-молекулярного учения? (М. В. Ломоносов.)
  • Как называют соли угольной кислоты? (Карбонаты.)
  • Какой металл «болеет чумой»? (Олово.)
  • Как называется связь, возникающая между атомами посред­ством образования общих электронных пар? (Ковалентная)

-      Как называют вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение молекул? (Изомеры.)

  • Какой металл называют «летающим»? (Алюминий.)
  • Как называют реакцию, протекающую между кислотой и ос­нованием, в результате которой образуются соль и вода? (Реакция нейтрализации.)
  • Какой металл обладает электро- и теплопроводностью - золо­то или алюминий? (Золото.)

-Назовите формулу едкого натра. (NaОН.)

  • Какая женщина-химик была дважды удостоена Нобелевской премии? (Мария Склодовская-Кюри.)
  • Какой цвет приобретает лакмус в щелочной среде? (Синий.)
  • Какова атомная масса серы? (32 а.е.м.)
  • Какой тип реакций характерен для непредельных углеводоро­дов? (Реакции присоединения.)

-      Кто сформулировал периодический закон химических эле­ментов? (Д. И. Менделеев.)

  • Как называют заряженные частицы? (Ионы)
  • Что стремились открыть древние алхимики? (Философский камень.)
  • Качественную реакцию на какую функциональную группу на­зывают «реакцией серебряного зеркала»? (На альдегидную группу.)
  • Назовите формулу мела (СаСОз.)
  • Как называются вещества, увеличивающие скорость реакции, но сами при этом не тратящиеся? (Катализаторы.)

-      Кто сформулировал основные положения теории строения
органических соединений? (А. М. Бутлеров.)

  • Какой газ обладает запахом тухлых яиц? (Сероводород.)
  • Какие углеводороды отвечают общей формуле СпН2п +2 ? (Алканы.)

2 этап. ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

По описанию физических и химических свойств нужно отгадать эле­мент или вещество. Участникам за правильный ответ выдается жетон.
1.     Он относится к биогенным элементам, входя в состав жиз­ненно важных биополимеров, хотя при       открытии         получил         название «безжизненный». Простое вещество, образованное им, - бесцвет­ный газ, не поддерживающий горение. Он очень тяжело вступает в химические реакции. Пожалуй, единственное вещество, реагирую­щее с ним при нормальных условиях - литий. (Азот.)
2.     Это        сложное         вещество        обладает         уникальными                       физическими
свойствами. При очень небольшой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. При электролизе этого соединения образуются два газа в объемном соотношении 1 : 2. Один из газов образован атомами самого распространенного элемента во Вселенной, а другой - атомами самого распространенного элемен­та на Земле. Это вещество - обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери отзывался о нем: «...Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь». (Вода.)
3.     Атомы этого элемента обладают способностью отдавать и
принимать одинаковое число электронов, равное номеру группы, в
которой он находится. Благодаря этому свойству его атомы, обра­зуя друг с другом ковалентные неполярные связи,  могут  составлять     длинные цепочки. Этот элемент обязательно входит в состав любо­го органического вещества. Его атомы в природе образуют две аллотропные модификации. Одно из веществ - самое твердое в природе. Другое используется при производстве канцелярских товаров. (Углерод.)
4. Он родился 8 февраля (по новому стилю) в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был седьмым ребёнком в семье. (Дмитрий Иванович Менделеев)
5. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные поль­зовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены цар­ской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ло­жек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Что это за металл? (Алюминий.)

3 этап. ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Мельчайшей неделимой химической частицей вещества явля­ется... (атом).
  • Процесс распада вещества на ионы под действием внешних сил называют... (электролитической диссоциацией).
  • Сложные вещества, молекулы которых образованы атомами водорода и кислотными остатками, называют... (кислотами).
  • Реакцию взаимодействия кислоты и основания, в результате ко­торой образуются соль и вода, называют... (реакцией нейтрализации).
  • Горизонтальный ряд элементов, расположенных в порядке на­растания зарядов ядер их атомов, начинающийся щелочным метал­лом и заканчивающийся инертным газом, называют... (периодом).
  • Вещества, растворы или расплавы которых проводят элек­трический ток, называют... (электролитами).

- Мельчайшая частица вещества, проявляющая его свойства, -это... (молекула).

  • Ряд веществ, расположенных в порядке их молекулярных масс, имеющих сходное строения и отвечающих единой общей формуле, называют... (гомологическим рядом).
  • Связь, возникающую по линии, связывающей центры атомов, называют... (сигма-связью).
  • Явление, при котором могут существовать вещества, имею­щие одинаковый количественный и качественный состав, но раз­ное строение молекулы, называют... (изомерией).
  • Группа атомов, обусловливающая специфику свойств данной группы веществ, называется... (функциональной группой).

-   Связь, возникающую по разные стороны от линии, связы­вающей центры атомов, называют... (пи-связью).

4 этап. ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕЩЕСТВА ПО ЗАПАХУ

В сосудах под номерами 1-5 находятся неизвестные вещества.
Задача команды правильно определить содержимое склянок

  1. ОДЕКАЛОН
  2. СПИРТ
  3. НАШАТЫРНЫЙ СПИРТ
  4. УКСУС
  5. РАССОЛ

5 этап. КРОССВОРД

На отгадывание кроссворда отводится не более 10 минут. За каждое отгаданное слово - 1 жетон.
Можно заранее дать командам задание составить кроссворд из 10 слов, обозна­чающих химические термины, понятия, названия веществ. Свой кросс­ворд команды подписывают на обратной стороне.
(приложение 1)

6 этап. КОНКУРС ЛАБОРАНТОВ

Налить в цилиндр 75 мл воды из трехлитровой банки с трех попыток.

7 этап. ГОЛОВОЛОМКА

Прочитать тему магистерской диссертации выдающегося русского химика Александра Михайловича Бутлерова, которая состоялась в 1851 году (приложение 2) (« Об окислении органических соединений»)

8 этап. ШУТОЧНЫЕ ЗАГАДКИ

1.Какой элемент всегда рад? РАДон
2.Какой газ утверждает, что он – это не он? НЕОН
3. Какой неметалл является лесом? БОР
4.Какой химический элемент состоит из двух животных? МЫШЬ-ЯК
5. Какой элемент вращается вокруг солнца? УРАН
6.Какой элемент является настоящим гигантом? ТИТАН
7. Какой химический эле­мент легко превратить в весе­лое зрелище? ЦИНК - ЦИРК
8. В состав какого металла входит дерево? никЕЛЬ
9. Какой благородный ме­талл состоит из болотных водо­рослей? ПлаТИНА
10. Частью какого химическо­го элемента любят играть на досуге и взрослые, и дети? зоЛОТО
11. В состав двух химических элементов входит напиток мор­ских пиратов. Какие это эле­менты? бРОМ, хРОМ
12. Какой химический эле­мент имеет отношение к табуну лошадей? ЦирКОНИй
13. Какой химический эле­мент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? ТИТАН
14. Какой металл VIII группы периодической системы может петь низким женским голосом? КобАЛЬТ
После окончания последнего конкурса ко­манды-участники отдают маршрутные листы жюри. В течение следую­щих 3-5 минут проводится подведение итогов. В это время можно про­вести игру с болельщиками. Задаются вопросы, оставшиеся после блиц-конкурса. Отвечающий должен обязательно во время ответа поднимать руку. За каждый правильный ответ вручается приз (календарь, ручка, ка­рандаш и т. п.). Если во время эстафеты были использованы все вопросы, то можно дополнительно предложить следующие: добавьте буквы в начале или в конце слова так, чтобы получилось название химического элемента: бар – барий; ром – бром, хром; желе – железо; ель – никель; крем – кремний; тина – платина; маг – магний; ребро – серебро; лото – золото; род – водород, кислород, углерод.
После проведения игры оглашаются итоги эстафеты. Награждается команда – победитель, вручаются дополнительные призы (приз зрительских симпатий, приз самому эрудированному игроку, самому активному болельщику и т.д.)

Презентация

Литература

  1. Волынова Л.Г., Сейдалиева Л.К., Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В.. Химия. Предметная неделя в школе.- Волгоград; Учитель, 2005.
  2.  Колтун, Марк. Мир химии. – М.; Детская литература, 1988.
  3.  Власов Л., Трифонов Д. Занимательная химия. – М.; Молодая гвардия, 1968.
  4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград «Химия», 1987
  5. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Книга для учащихся среднего и старшего возраста. Фрунзе, 1990