Урок химии. Обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Разделы: Химия


Цель: сформировать у учащихся целостное представление об углеводородах
различных классов, продемонстрировать их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органического соединения на их химические свойства (Приложение 1 «Презентация»); продолжить развитие мыслительных  способностей детей (анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственной связи) и  коммуникативных умений; воспитывать чувство сотрудничества взаимопомощи и уважения к мнению другого.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Фронтальная беседа:

-Мы должны в течение урока установить причинно-следственную связь в цепочке понятий: состав – строение – свойства (2 слайд)
-Какое значение имеют углеводороды в современных отраслях промышленности, технике, повседневной жизни человека?(3 слайд).
-В чём кроются причины многообразия углеводородов?
-Какие группы  веществ относятся к углеводородам? (4 слайд)
-Назовите отличительный признак каждой группы углеводородов.
-Какую общую формулу имеют алкадиены, алкены, алкины алканы, циклоалканы, арены?
-Как отличаются углеводороды по составу?
Например, гомологи, непредельные и циклические соединения?
Вывод:
Превратить углеводороды одного класса в другой можно с помощь присоединения или отщепления атомов водорода.

3.Работа в группах: (зачитать задания для каждой группы, выбрать консультанта, заполнять чёрной гелиевой ручкой)

Каждая группа получает задание (Приложение 2) и в течение 10 минут работает над этим заданием,  затем один  консультант или вся группа освещает свою работу.
Учитель собирает работы, отдаёт для сканирования лаборанту и объявляет темы докладов:
-Добыча нефти и экологические проблемы.
-Как связана повседневная жизнь человека с добычей и переработкой  углеводородного сырья и мировыми ценами на нефть.
-Как связана ваша будущая профессия с добычей и переработкой углеводородного сырья.
Вопросы группе 1:
Чем цис-изомеры отличаются от транс - изомеров?
Какой вид изомерии вызвал наибольшие затруднения?
Вопросы группе 2:
Почему реакции замещения характерны для алканов?
Что такое реакция дегидрирования?
Какие общие и различные свойства проявляет бензол по сравнению с алканами и алкенами?
Что такое полимеры, реакция полимеризации?
Вывод: от условий реакции зависит возможность её осуществления (например: алканы не взаимодействуют с бромной водой, но при освещении реагируют с газообразным бромом.)
Вопросы группе 3:
Какие схемы показались наиболее сложными?
Вывод:
При решении схем мы установили  генетическую взаимосвязь между классами органических веществ и между органическими и неорганическими веществами.
Вопросы группе 4:
Как называются полученные вещества, составьте и назовите формулы изомеров
(консультанты ставят разовые оценки каждому за работу в группе).
4.Самостоятельная работа – тест.

Учащиеся садятся по одному и в течение  5 минут решают задания.
(5 и 6 слайды).
Затем 7 слайд – «Проверь себя»
Учащиеся проверяют, ставят оценку себе и сдают работы учителю.
Какие выводы можно сделать по обобщающему уроку «Углеводороды»?
(выступают дети, 8 слайд)

5.Итоги урока: оценки за тесты, общие результаты.

6.Домашнее задание: параграфы 3-8, подготовка к контрольной работе, дополнительное задание (Приложение3).