Цели урока:
- построение знаний о плоском зеркале;
- формирование умений применять полученные знания на практике;
- формирование умения работать в группе.
Урок проводится в учебном кабинете.
Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
Стадия Вызова
1. Учитель читает текст и на экране показывается картинка (слайд 1)
« Мы идем с Ладой – моей охотничьей собакой – вдоль небольшого озерка. Вода сегодня такая тихая, что летящий кулик и его отражение в воде были совершенно одинаковы: казалось, летели нам на встречу два кулика… Лада наметилась. Кого она выберет себе: настоящего, летящего над водой, или его отражение в воде – оба ведь схожи между собой как две капли воды. Вод бедная Лада выбирает себе отражение и, наверно думая, что сейчас поймает живого кулика, с высокого берега делает скачок и бухается в воду. А верхний, настоящий кулик улетает».
Учитель - Имеется ли различие между предметом и его отражением?
2. Ученики в группах обсуждают ответ на вопрос, предлагают классу свои варианты.
3. Дополнительные вопросы:
- Какими законами света можно объяснить это явление?
- Где можно увидеть отражение предмета кроме водяной глади?
Стадия Содержания
Тема урока «Плоское зеркало» (слайд 2)
В течении урока ребята заполняют таблицу:
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал» |
Что? Как? Каким? Где? Почему? |
- Учитель – Что вы уже знаете из своего жизненного опыта о плоском зеркале. Подумайте и запишите в первую колонку таблицы. Обсудите в парах, затем в группе.
- После обсуждения учитель на доске заполняет первую колонку.
- Учитель – Все ли мы знаем о плоских зеркалах? Что бы еще хотели узнать? Работая в парах заполните вторую колонку таблицы. (Слайд 3)
- После обсуждения учитель на доске заполняет вторую колонку.
- Используя текст в учебнике п.1 параграф 64, стр. 155 запишите определение плоского зеркала в третью колонку. (ответ на вопрос «Что?»)
- Работа в группах.
Задание сильным ученикам в группах: (Слайд 4) Как располагаются относительно зеркала точки S и S1 ? Используя знания по геометрии ответьте на данный вопрос.
Задание остальным ученикам в группах: (Опыт)
- на линейку поставьте зеркало;
- перед зеркалом поставьте карандаш;
- передвигайте карандаш;
- ответьте на вопросы: что происходит с изображением карандаша? На каком расстоянии находится карандаш и его изображение относительно зеркала? Изменились ли размеры карандаша?
- Группы делятся результатами своих исследований
- Свои выводы сравните с выводами учебника стр. 156, параграф 64. Запишите выводы в третью колонку таблицы.
- Демонстрация получения изображения в плоском зеркале (Слайд 5)
- Учитель – просмотрев следующие слайды постройте изображение предмета в плоском зеркале( индивидуальные карточки - задания) (Слайды 6,7)
- Применение. Учитель зачитывает текст: Вражеский дот не давал возможности нашим бойцам взять высоту. Тогда один солдат предложил использовать плоское зеркало. «Изготовились мы к новой атаке, ждем. Только солнце начало к немцу воротить, парень и достал из мешка свою хитрость. А стекло во какое, с газету! Давай, наводи, говорит ему командир. Ну и уцелил он что ни есть в самую амбразуру. Немцу, конечно, это не понравилось, а что он может сделать? Кинулись мы все как есть, немец давай пулять, да стрельба уже не та, а куда попало…Так потом и возили с собой зеркало, пуще глаза берегли. Как секретное оружие».
Вопрос ученикам: для чего бойцы ждали момента, когда «солнце начала к немцу воротить»? - Обсуждения вопроса.
- Слайд 8 – применение перископа
- Работа в группах. Изготовление кластера на тему: «Применение плоских зеркал» (Слайд 9)
Стадия Рефлексии
Закончите фразу «Оказывается, что…»
Домашнее задание:
Параграф 64, упр. 31(дифференцированно)
Литература:
- А.В. Перышкин –Физика 8,- М: Дрофа, 2006 г.
- С.А. Тихомирова – Дидактические материалы по физике 7-11 кл.- М.: Школьная Пресса, 2003 г.
- С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская – Развитие критического мышления на уроке,-М.: Просвещение, 2004 г.