Тема урока: Образование наречий от имен прилагательных (суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования слов)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с образованием наречий от прилагательных с помощью приставок и суффиксов
- Развивать внимание, память, мышление, умение работать в группах
- Воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: учебник русского языка 4 класс, автор А. В. Полякова; компьютер, компьютерные слайды
Дети сидят по группам по четыре человека.
Ход урока |
№ слайда |
I. Организация урока II. Актуализация опорных знаний 1. Постановка цели урока Учитель: Часть речи, с которой сегодня будем работать, открыли Древние римляне. Они называли её приглаголием. Русские грамматики называли его точно также, изменив лишь приставку – наглагогие. Как вы думаете, какую часть речи так называли и почему? (Наречие). |
1 слайд |
2. Педагогический прием кластер
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Образование наречий». Подумайте, какие знания по русскому языку нам больше всего понадобятся сегодня? Опираясь, на какие знания мы сможем ответить на вопрос «Как образуются наречия?» Работа в группах. Каждая группа обосновывает свой ответ. (Каждая группа получает схему, которую надо заполнить. Затем идет обсуждение полученных схем. Далее высвечивается схема с заполненными кругами. Дети должны выбрать те научные знания, на которые будут опираться при ознакомлении с новой темой урока). |
2 слайд |
3. Словарная работа Учитель: Спишите из словаря (учебник русского языка, страница121, первый столбик) имена прилагательные. Что такое имя прилагательное? – Объясните значения данных слов:
Задания группам: – Придумайте к выписанным словам по одному заданию. Варианты примерных заданий:
Каждая группа выполняет по три задания, предложенных другой группой. |
3 слайд (1 столбик) |
III. Усвоение новых знаний 1. Образуйте от данных прилагательных наречия:
– Как образовали наречия? |
3 слайд (2 столбик) 4 слайд |
2. – Как можно разделить слова на группы?
(По частям речи) Лучший, изредка, скорый, добела, лучше, редкий, новый, вскоре, заново. |
5 слайд |
Чем отличается имя прилагательное от наречия? | 6 слайд |
лучший
вскоре редкий добела скорый изредка новый лучше заново – Соедините стрелками наречия и прилагательные, от которых они образовались.
– От какого слова образовалось наречие добела? |
|
Физкультминутка | |
3. – Чем похожи все слова? Раздели
слова на группы. Активно, вежливо, деликатно, изредка, добела, лучше, вскоре, заново – Как можно разделить по группам наречия? а) по разрядам образ действия
степень качества время
действия |
7 слайд |
б) по суффиксу -о- -а- -е- активно добела лучше вежливо изредка вскоре заново деликатно |
8 слайд |
в) по составу активно
изредка |
9 слайд |
– Как образованы наречия второго
столбика? редк-ий------из-редк-а – Какой можно сделать вывод, как же образуются
наречия? |
10 слайд |
IV. Формирование умений, навыков
1. Учебник русского языка (2 часть, стр. 3), упражнение 196. – устно от данных слов образуйте наречия; (Зачитываются вслух по одному предложению из каждой группы, которое выбрали сами члены группы). |
|
2. Найдите в стихотворении
прилагательные, образуйте от них наречия,
запишите полученные слова и определите способ
образования наречий.
Морозно, упруго, здорово, весело, шумно, заново, снова. – Почему в некоторых случаях пишется суффикс -о-
, а в других – -а-? (Дети затрудняются ответить на поставленные вопросы) – На следующем уроке мы узнаем, как ещё могут образовываться наречия и почему в одних случаях пишется суффикс -о-, а в других – -а-. |
11 слайд |
V. Оценивание | |
VI. Домашнее задание по выбору 1.
Упражнение 200. Образуйте от слов наречия и
придумайте с наречиями три-четыре предложения. |
12 слайд |
VII. Итог урока – Что
нового узнали на уроке? |
13 слайд |