Урок русского языка по развивающей системе Л.В. Занкова "Образование наречий"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Образование наречий от имен прилагательных (суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования слов)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с образованием наречий от прилагательных с помощью приставок и суффиксов
  • Развивать внимание, память, мышление, умение работать в группах
  • Воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс,  автор А. В. Полякова; компьютер, компьютерные слайды

Дети сидят по группам по четыре человека.

Ход урока

№ слайда

(Приложение)

I. Организация урока

II. Актуализация опорных знаний

1. Постановка цели урока

Учитель: Часть речи, с которой сегодня будем работать, открыли Древние римляне. Они называли её приглаголием. Русские грамматики называли его точно также, изменив лишь приставку – наглагогие.  Как вы думаете, какую часть речи так называли и почему? (Наречие).

1 слайд
2. Педагогический прием  кластер

Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Образование наречий». Подумайте, какие знания по русскому языку нам больше всего понадобятся сегодня?  Опираясь, на какие знания мы сможем ответить на вопрос «Как образуются наречия?»

Работа в группах. Каждая группа обосновывает свой ответ.

(Каждая группа получает схему, которую надо заполнить.  Затем идет обсуждение полученных схем. Далее высвечивается схема с заполненными кругами. Дети должны выбрать те научные знания, на которые будут опираться при ознакомлении с новой темой урока).

2 слайд
3. Словарная работа

Учитель: Спишите из словаря (учебник русского языка, страница121, первый столбик) имена прилагательные. Что такое имя прилагательное?

– Объясните значения данных слов:

  • Активный (деятельный, энергичный).
  • Вежливый (воспитанный, соблюдает правила приличия).
  • Деликатный  (вежливый,  мягкий в обращении).

Задания группам:

– Придумайте к выписанным словам по одному заданию.

Варианты примерных заданий:

  • Объясните значения слов
  • Подчеркните орфограмму
  • Определите род, число, падеж
  • Подберите синонимы
  • Подберите антонимы
  • Придумайте словосочетания, предложения
  • Образуйте от прилагательных наречия

Каждая группа выполняет по три задания,  предложенных другой группой.

3 слайд
(1 столбик)
III. Усвоение новых знаний

1. Образуйте от данных прилагательных наречия:

  • активный – активно;
  • вежливый – вежливо;
  • деликатный – деликатно.

– Как образовали наречия?
– Какая часть слова сохраняется при образовании наречий?
– Какая часть отбрасывается?
– Какая часть присоединяется?
(Если дети сомневаются в ответах, то высвечивается схема, которая поможет ответить на поставленные вопросы, или же по слайду проверяется правильность ответов детей).

3 слайд
(2 столбик)
4 слайд
2. – Как можно разделить слова на группы? (По частям речи)
Лучший, изредка, скорый, добела, лучше, редкий, новый, вскоре, заново.
5 слайд
Чем отличается имя прилагательное от наречия? 6 слайд
лучший            вскоре
редкий             добела
скорый             изредка
новый              лучше
заново

– Соедините стрелками наречия и прилагательные, от которых они образовались.

 

– От какого слова образовалось наречие добела?

 
Физкультминутка  
3.  – Чем похожи все слова? Раздели слова на группы.

Активно,  вежливо,  деликатно,  изредка,  добела,  лучше,  вскоре,  заново

– Как можно разделить по группам наречия?

а) по разрядам

образ действия             степень качества      время действия
активно                           лучше                          вскоре
вежливо
добела
изредка
заново
деликатно

7 слайд
б) по суффиксу
-о-                        -а-                           -е-
активно            добела                   лучше
вежливо        изредка                     вскоре
заново
деликатно
8 слайд
в) по составу

активно                               изредка
вежливо                              добела
деликатно                           заново
лучше                                 вскоре

9 слайд
– Как образованы наречия второго столбика?

редк-ий------из-редк-а
бел-ый-------до-бел-а
нов-ый-------за-нов-о
скор-ый------в-скор-е

– Какой можно сделать вывод, как же образуются наречия?
– Проверим наши ответы по учебнику (страница 4)

10 слайд
IV. Формирование умений, навыков

1. Учебник русского языка (2 часть,  стр. 3), упражнение 196.

– устно от данных слов образуйте наречия;
– составьте три предложения, употребив в них наречия по своему выбору.

(Зачитываются вслух по одному предложению из каждой группы, которое выбрали сами члены группы).

 
2. Найдите в стихотворении прилагательные, образуйте от них наречия, запишите полученные слова и определите способ образования наречий.

Мы любим дни морозные,
Кругом упругий лед,
Здоровый смех весёлый
И шумный Новый год!

Морозно, упруго, здорово, весело, шумно, заново, снова.

– Почему в некоторых случаях пишется суффикс -о- , а в других – -а-?
– Найдите в стихотворении наречие. Как оно образовано?

(Дети затрудняются ответить на поставленные вопросы)

– На следующем уроке мы узнаем, как ещё могут образовываться наречия и почему в одних случаях пишется суффикс -о-, а в других – -а-.

11 слайд
V. Оценивание  
VI. Домашнее задание по выбору

1. Упражнение 200. Образуйте от слов наречия и придумайте с наречиями три-четыре предложения.
2. Упражнение 200. Образуйте от слов наречия и придумайте с наречиями небольшой рассказ.

12 слайд
VII. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Что предстоит узнать на следующем уроке?

13 слайд