Цели урока:
- Закрепить состав числа три, приёмы сложения и вычитания числа три.
- Формирование умения решать задачи.
- Развивать логическое мышление, внимание, познавательную активность.
- Воспитывать чуткое, бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Оборудование: учебник («Математика» 1 класс, автор М. И. Моро); тетрадь; иллюстрации (автобус, лес, река, костёр); счётный материал с изображением животных, растений; карточки (состав числа).
Ход урока
1. Организационный момент:
У:
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
У: Ребята, кто из вас любит природу?
– А путешествовать?
– Посмотрите внимательно на доску, куда мы с вами отправимся? (открывается картинка леса)
– А вот и автобус! Занимайте места!
– Все сели? Поехали!
2. Устный счёт:
2.1. У: А чтобы дорога была веселее, давайте мы с вами вспомним состав числа три.
3 – это 2 да ещё
3 – это 1 да ещё
3 – это 1 да ещё , да ещё
2.2. У: А теперь повторим способы сложения и вычитания трёх (карточки)
6 + 3 | 9 - 3 | 6 + 3 | 9 - 3 |
6 + 1 + | 9 – 2 - | 6 + 2 + | 9 – 1 - |
3. Сообщение темы и цели урока:
У: Ребята, кто догадался, что мы сегодня будем повторять во время путешествия?
Д: Сложение и вычитания числа три.
4. Актуализация знаний. (дифференцированные задания)
4.1. У: Что-то дорога такая неровная, то возвышенности, то ямки какие-то. Сделаем дорогу ровнее! А для этого нам нужно поставить знаки (>; <; =)
(Дети работают в тетрадях, 2 ученика на листах)
«Лисички» | «Белочки» | ||
8 * 3 | 3 * 3 | 3 - 1 * 4 | 3 - 3 * 0 |
3 * 2 | 3 * 9 | 3 + 3 * 5 | 6 + 3 * 1 |
Проверка выполнения работы.
4.2. Физминутка (пальчиковая гимнастика)
4.3. Решение задач:
У: Посмотрите в окно. (Выставляется картинка).
Какая забавная картина: пять лисят отдыхали на поляне, три ушли. Сколько лисят осталось?
Разбор и анализ задачи:
– Что известно в задаче?
– Что нужно узнать?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– Каким действием будем решать?
– Почему?
– «Лисички» решают эту задачу, а «Белочки» решают задачу по краткой записи на доске (дифференцированная работа)
Проверка решения задачи.
4.4. Геометрическое задание (иллюстрация речки)
У: А вот и речка. Даже лодку кто-то подготовил. Сядем в нее и поплывём на тот берег, а пока плывём, измерим ширину реки. Ширина 8 метров, но т.к. мы не сможем начертить в тетрадях 8 метров, начертим отрезок длиной 8 см. «Белочки» начертят отрезок на 3 см короче.
Проверка выполнения задания.
4.5. Повторение табличного сложения и вычитания 3. (полянка)
У: Назовите, кто в лесу живёт и что в лесу растёт?
– На сколько групп можно разделить все эти картинки?
Д: На три.
(Решение примеров, записанных под картинками)
4.6. Занимательные задачи.
У: А теперь разожжём костёр и испечём картофель (иллюстрация). Пока картофель запекается, отгадаем загадки.
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди?
На полянке у дубка
Крот увидел 3 грибка,
А подальше у осин
Он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов
Сколько крот нашёл грибов?
Отдыхали на привале,
Нам с собой яичек дали.
Всмятку пять и три крутых.
Сосчитай-ка, сколько их?
5. Физминутка
У: Отгадали загадки, поели картофель и свои тормозки, а теперь встали и бегом к речке. Умылись. Набрали водички в ладошки, потушили костёр. Убрали мусор и бегом в автобус. Он нас уже ждёт.
6. Самостоятельная работа (ремонт дороги)
У: Ребята, посмотрите на дороге какой-то знак. Что он обозначает?
Д: Ремонт дороги.
У: Поможем устранить неполадки – быстрее попадём домой.
Работа по учебнику «Математика 1 класс», автор М. И. Моро (дифференцированные задания)
«Белочки» – стр.109 №17
«Белочки» – стр.109 №18
7. Итог урока
У: Вот мы и дома. А теперь давайте расскажем родителям, что мы с вами делали в ходе путешествия.
Д: Решали примеры, задачи, чертили отрезки
У: Ребята, во время путешествия вы хорошо себя вели, не мешали жителям леса. За это они решили вас отблагодарить и дарят вам корзинку с орехами.