Интегрированный урок (география +физика) "Свойства вод мирового океана". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Основным показателем педагогической эффективности является личность ребенка, уровень его образованности, включенность в жизнетворчество, характер самореализации и самоопределения, гармония его внутреннего «я» с окружающим миром. Это потребовало пересмотра структуры и содержания образования. Физика, астрономия, география, химия, биология сейчас имеют не только естественно- научный характер, они стали дисциплинами, формирующими мировоззрение, гармонично вписывающими человека в окружающую среду, прививающими экологическое мышление и способствующие повышению нравственного уровня. Традиционные методики преподавания этих дисциплин в современных условиях должны подвергнуться обновлению, один из путей которого интеграция преподавания естественных наук, в том числе с применением современных информационных технологий.

Разобщенность школьных наук создает барьеры , разъединяющие науки о природе, а в результате у ребенка не создается целостного представления об окружающем мире. Для него все существует отдельно: химические реакции- в пробирке; физические законы- в лабораторных условиях; рельеф Земли- на карте. Изучаемые науки не согласованы друг с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки неразрывны, так как изучают (каждая своим методом) практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.

Для этого надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные.

Предмет «география» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь как естественной, так и обществоведческой наукой, география способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками могут стать интегрированные уроки по географии и биологии, экономике и экологии, географии, биологии и экологии и др., которые ведутся двумя учителями одновременно. Данные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока. Все зависти от идеи создания и содержания такого урока.

Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

Такие уроки помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов. «Мировой организм есть неразрывное целое. Все элементы мироздания органично связаны между собой», - Цицерон.

Все связано со всем.
Закон природы

Интегрированный урок по географии и физике «Свойства вод Мирового океана».

Цели:

  • Образовательная цель: изучение нового материала; введение основных понятий.
  • Развивающая цель:развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Начать формировать умения создания проекта. продолжить развитие логического мышления, научить систематизировать материал; научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования;
  • Воспитательная цель: формирование целостного представления о единстве природных явлений; развитие способностей учащихся и их реализация.

Задачи:

  • ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
  • научить применять знания в реальной жизни.
  • продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов
  • формирование умения вести проектную деятельность

Формы и методы: Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; информационно-иллюстративный; демонстративный; работа в группах, проектный, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемый результат урока:

  • творческое мышление школьников
  • умение приобретать знания из различных источников
  • анализировать факты
  • делать обобщение
  • высказывать собственные суждения
  • критически относиться к мнениям других.
  • анализировать географическую грамотность
  • показать, что все в природе взаимосвязано

Оборудование: диск 1С 7 класс, презентация, карта океанов,географические атласы

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя географии.

Уважаемый исследователь!
Сегодня ты совершишь путешествие, во время которого ты узнаешь о свойствах океанических вод, проведешь наблюдения за удивительным подводным миром,
удивишься его многообразию и разгадаешь тайны некоторых физических процессов .

Урок проводится на основе созданной учителями мультимедийной презентации. (приложение 1)

Вспомни: какие свойства имеют воды Мирового Океана?

Тебе предстоит множество наблюдений. Записывай их.

Проведи первое наблюдение за изменением температуры поверхностных вод с помощью карт атласа.

90 с.ш-

60 с.ш.-

30 с.ш-

0 -

Запиши данные, проведи анализ данных и сделай вывод.

Внимание!!! Начинаем погружение, следи за показанием термометра.

Наша экспедиция проводит наблюдения не только за температурой , но и соленостью морских вод. Проанализируй карту солености в атласе, презентации.

Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености.

В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши.

А теперь проведем небольшое исследование.

Гипотеза

Соленость с глубиной изменяется незначительно.

С помощью карт солености Мирового Океана анализируем соленость от поверхности океана до глубины 3000 метров.

Вывод: Вертикальное распределение солености в океанах имеет заметные колебания только в верхнем слое до 1000 м; ниже эти изменения солености становятся очень невелики .

Гипотеза доказана.

Как вы думаете?

  • Что означает 20%о ?
  •  Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
  •  Сколько соли содержится в 10 литрах воды, если соленость равна 40%о?
  •  Почему соленость Красного моря выше Карского?

Учитель физики: Проведем опыт:

Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, карандаш, монета, пробка, картофелина, соль, стакан.

Ход работы:

  • Налитьв миску или таз воды.
  • Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы.
  • Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли.
  • Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом.
  • Описать. Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?
  • Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?
  • Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?

Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в реке?

Ученик: Нет, тело сильнее погружается в реке.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: Потому что в море вода соленая.

Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему?

Ученик: Плотности жидкостей различны.

Дается определение плотности: плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.

Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3 данного вещества.

Математической конструкцией данного понятия является формула для вычисления плотности вещества

Формула для расчета и единица измерения плотности.

Учитель географии: А теперь мы можем вдоволь полюбоваться подводными красотами. Во время дальнейшего погружения ты узнаешь причины, влияющие на разнообразие органического мира океана.

(Показ подводных пейзажей, представителей животного и растительного мира).

См. презентацию (Приложение 1)

Как вы считаете влияет ли давление на распределение животного и растительного мира?

Учитель физики: Ответить на этот вопрос нам помогут знания физических законов.

Повторим и вспомним:

  • Что такое давление?
  • Как передается давление жидкостям?
  • Закон Паскаля.
  • От чего зависит давление в жидкости?

Проделаем ряд опытов. Приложение 2

Опыты можно проделать с помощью виртуальной лаборатории на интерактивной доске.

Если таковой не имеется, с помощью физического оборудования продемонстрировать несколько опытов подтверждающих существование давление в жидкости; показывающих изменение давления с глубиной.

Вывод. Опыты показали и доказали нам наличие давления в жидкости и изменение его с глубиной.

Это значит, что и в природной среде действуют те же самые законы и давление изменяясь с глубиной воздействует на животный и растительный мир.

Докажем расчетным методом эту гипотезу.

Расчитайте давление на глубинах:

  • 200 метров
  • 1000 метров
  • 3000 метров
  • 5000 метров

Результаты нанесите на шкалу глубин .После нанесения результатов расчетов отчетливо видно увеличения порядка числа давления с глубиной.

С помощью расчетов также доказали , что давление с глубиной увеличивается.

Учитель географии: До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные — фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2—3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.

Подведение итогов урока:

Что показал нам наш урок?

Все в природе взаимосвязано. Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо!