Основным показателем педагогической эффективности является личность ребенка, уровень его образованности, включенность в жизнетворчество, характер самореализации и самоопределения, гармония его внутреннего «я» с окружающим миром. Это потребовало пересмотра структуры и содержания образования. Физика, астрономия, география, химия, биология сейчас имеют не только естественно- научный характер, они стали дисциплинами, формирующими мировоззрение, гармонично вписывающими человека в окружающую среду, прививающими экологическое мышление и способствующие повышению нравственного уровня. Традиционные методики преподавания этих дисциплин в современных условиях должны подвергнуться обновлению, один из путей которого интеграция преподавания естественных наук, в том числе с применением современных информационных технологий.
Разобщенность школьных наук создает барьеры , разъединяющие науки о природе, а в результате у ребенка не создается целостного представления об окружающем мире. Для него все существует отдельно: химические реакции- в пробирке; физические законы- в лабораторных условиях; рельеф Земли- на карте. Изучаемые науки не согласованы друг с другом, подчас по-разному трактуют одни и те же явления природы, не формируют единого подхода к изучению естественных наук. Однако эти науки неразрывны, так как изучают (каждая своим методом) практически одни и те же явления природы, а нам, педагогам, предстоит сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, о взаимной связи природных процессов и явлений.
Для этого надо научить детей наблюдать и описывать предметы и явления реального мира, отмечая при этом и физические, и химические свойства этих предметов, прослеживая биологическую роль протекающих процессов и учитывая пространственные и временные характеристики, сформировать умение делать выводы из своих наблюдений и обобщать полученные данные.
Предмет «география» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь как естественной, так и обществоведческой наукой, география способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. В связи с этим мы считаем, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими уроками могут стать интегрированные уроки по географии и биологии, экономике и экологии, географии, биологии и экологии и др., которые ведутся двумя учителями одновременно. Данные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока. Все зависти от идеи создания и содержания такого урока.
Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче и глубже.
Такие уроки помогают создать у учащихся целостную картину мира, стимулируют поиск взаимосвязей в знаниях по различным предметам при изучении отдельных курсов. «Мировой организм есть неразрывное целое. Все элементы мироздания органично связаны между собой», - Цицерон.
Все связано со всем.
Закон природы
Интегрированный урок по географии и физике «Свойства вод Мирового океана».
Цели:
- Образовательная цель: изучение нового материала; введение основных понятий.
- Развивающая цель:развитие умений и навыков планирования своей деятельности, закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, с текстом учебника, с картой; продолжить работу над формированием установления причинно-следственных связей. Начать формировать умения создания проекта. продолжить развитие логического мышления, научить систематизировать материал; научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную в результате исследования;
- Воспитательная цель: формирование целостного представления о единстве природных явлений; развитие способностей учащихся и их реализация.
Задачи:
- ориентация на познание и преобразование окружающей действительности.
- научить применять знания в реальной жизни.
- продолжить формирование умения самостоятельной работы для решения учебных вопросов
- формирование умения вести проектную деятельность
Формы и методы: Объяснительно иллюстративный, частично поисковый; информационно-иллюстративный; демонстративный; работа в группах, проектный, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.
Тип урока: комбинированный.
Ожидаемый результат урока:
- творческое мышление школьников
- умение приобретать знания из различных источников
- анализировать факты
- делать обобщение
- высказывать собственные суждения
- критически относиться к мнениям других.
- анализировать географическую грамотность
- показать, что все в природе взаимосвязано
Оборудование: диск 1С 7 класс, презентация, карта океанов,географические атласы
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Вступительное слово учителя географии.
Уважаемый исследователь!
Сегодня ты совершишь путешествие, во время которого ты узнаешь о свойствах океанических вод, проведешь наблюдения за удивительным подводным миром,
удивишься его многообразию и разгадаешь тайны некоторых физических процессов .
Урок проводится на основе созданной учителями мультимедийной презентации. (приложение 1)
Вспомни: какие свойства имеют воды Мирового Океана?
Тебе предстоит множество наблюдений. Записывай их.
Проведи первое наблюдение за изменением температуры поверхностных вод с помощью карт атласа.
90 с.ш-
60 с.ш.-
30 с.ш-
0 -
Запиши данные, проведи анализ данных и сделай вывод.
Внимание!!! Начинаем погружение, следи за показанием термометра.
Наша экспедиция проводит наблюдения не только за температурой , но и соленостью морских вод. Проанализируй карту солености в атласе, презентации.
Проанализируй полученные результаты и объясни такую закономерность изменения солености.
В каких водах соленость оказалась выше? Ответ поясни. Полученный вывод запиши.
А теперь проведем небольшое исследование.
Гипотеза
Соленость с глубиной изменяется незначительно.
С помощью карт солености Мирового Океана анализируем соленость от поверхности океана до глубины 3000 метров.
Вывод: Вертикальное распределение солености в океанах имеет заметные колебания только в верхнем слое до 1000 м; ниже эти изменения солености становятся очень невелики .
Гипотеза доказана.
Как вы думаете?
- Что означает 20%о ?
- Сколько соли нужно растворить в одном литре воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
- Сколько соли содержится в 10 литрах воды, если соленость равна 40%о?
- Почему соленость Красного моря выше Карского?
Учитель физики: Проведем опыт:
Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, карандаш, монета, пробка, картофелина, соль, стакан.
Ход работы:
- Налитьв миску или таз воды.
- Осторожно опустить в воду все перечисленные предметы.
- Взять стакан с водой, растворить в нем 2 столовые ложки соли.
- Опустить в раствор те предметы, которые утонули в первом.
- Описать. Почему в море легче держаться на воде, чем в реке?
- Почему стебли водорослей более гибкие, нежели стебли растений, растущих на земле?
- Когда рыба опускается на глубину, объем ее пузыря уменьшается. С чем это связано?
Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в реке?
Ученик: Нет, тело сильнее погружается в реке.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: Потому что в море вода соленая.
Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему?
Ученик: Плотности жидкостей различны.
Дается определение плотности: плотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему.
Физический смысл этого понятия заключается в том, что плотность вещества показывает массу одного м3 данного вещества.
Математической конструкцией данного понятия является формула для вычисления плотности вещества
Формула для расчета и единица измерения плотности.
Учитель географии: А теперь мы можем вдоволь полюбоваться подводными красотами. Во время дальнейшего погружения ты узнаешь причины, влияющие на разнообразие органического мира океана.
(Показ подводных пейзажей, представителей животного и растительного мира).
См. презентацию (Приложение 1)
Как вы считаете влияет ли давление на распределение животного и растительного мира?
Учитель физики: Ответить на этот вопрос нам помогут знания физических законов.
Повторим и вспомним:
- Что такое давление?
- Как передается давление жидкостям?
- Закон Паскаля.
- От чего зависит давление в жидкости?
Проделаем ряд опытов. Приложение 2
Опыты можно проделать с помощью виртуальной лаборатории на интерактивной доске.
Если таковой не имеется, с помощью физического оборудования продемонстрировать несколько опытов подтверждающих существование давление в жидкости; показывающих изменение давления с глубиной.
Вывод. Опыты показали и доказали нам наличие давления в жидкости и изменение его с глубиной.
Это значит, что и в природной среде действуют те же самые законы и давление изменяясь с глубиной воздействует на животный и растительный мир.
Докажем расчетным методом эту гипотезу.
Расчитайте давление на глубинах:
- 200 метров
- 1000 метров
- 3000 метров
- 5000 метров
Результаты нанесите на шкалу глубин .После нанесения результатов расчетов отчетливо видно увеличения порядка числа давления с глубиной.
С помощью расчетов также доказали , что давление с глубиной увеличивается.
Учитель географии: До недавнего времени считалось, что глубины океана свыше 6 км безжизненны, так как никакой живой организм не может вынести громадного давления воды. Ведь с погружением в глубину на каждые 10 м давление увеличивается на 1 атм. Но советские ученые доказали, что и на самых больших глубинах существуют одноклеточные — фора-миниферы, губки, кишечнополостные, черви, ракообразные, моллюски, мшанки, иглокожие и даже рыбы. Глубоководные обитатели приспособились к жизни и при большом давлении. В их теле нет воздушных полостей, а вода, которую они содержат, сжимается очень мало, поэтому давление внутри организма легко уравновешивает давление извне. Многие рыбы и раки с больших глубин поднимаются к поверхностным слоям. Их часто можно встретить на глубине менее 1000 м. Подняться выше 200 м глубоководным животным мешает высокая температура поверхностных вод. На большой глубине, где они живут, температура воды только 2—3°, а в поверхностных слоях она обычно выше 10°, а иногда достигает даже 20°. При низких температурах все жизненные процессы идут замедленно. Организмы растут не так быстро, как в теплых поверхностных слоях океана, поэтому и малое количество пищи, которое они находят на дне, обеспечивает их жизнедеятельность.
Подведение итогов урока:
Что показал нам наш урок?
Все в природе взаимосвязано. Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо!