Мы имеем дело с детьми, только вступающими в наш взрослый мир, поэтому подходить к ним нужно с особо тонкой инструментовкой, чтобы не ранить душу ребёнка обидным словом, взглядом или жестом, а суметь поддержать его, помочь ему освоить этот новый и большой мир.
А.С.Макаренко
Пояснительная записка
Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского общественного объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательного учреждения, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения высокого качества учебного и воспитательного процессов, внедрение современных технологий воспитания и его приоритетов в образовательный процесс.
Главной ценностью всего педагогического процесса признаётся личность ребёнка в её уникальности и неповторимости, создание условий для индивидуального развития каждой личности, её самореализации. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни, развиваться и самореализовываться в условиях школьной и внешкольной деятельности.
Основанием для разработки программы послужили результаты мониторинга состояния воспитательной деятельности в МОУ Вахтанской СОШ, анкетирование по разным направлениям воспитательной деятельности.
Среди учащихся школы проведено анкетирование, которое позволило выяснить занятость детей в свободное от уроков время. <Рисунок 1>
Исследования показали, что растет количество детей с устойчивыми интересами только к развлекательной деятельности и бессодержательному отдыху. При этом более половины опрошенных хотели бы заниматься интересной и, самое главное, полезной деятельностью.
Наблюдения за детьми во время подготовки и проведения различных мероприятий выявили такую особенность, как несформированность у многих из них ответственности за себя и своего товарища, отсутствие чувства коллективизма, а также неумение детей организоваться для проведения какого – либо дела и факт отсутствия среди них яркого лидера. Уровень самоуправления в школе можно определить как средний, но вместе с тем невысок уровень включенности учащихся в самоуправление. Это подтвердили и данные диагностики «Определение уровня развития коллектива» по методике А.Н. Лутошкина (5–8 класс) и исследования уровня самоуправления по 6 направлениям с использованием пакета стандартизированных методик М.И.Рожкова. <Рисунок 2>. (Приложение 1)
Полученные результаты диагностик и наблюдения позволили выявить затруднения в организации воспитательного процесса.
Таким образом, мы выделили следующие проблемы, актуальные для нашей школы и детского объединения:
- неумение ребят правильно организовать и рационально использовать внеурочное время;
- формирование единого дружного коллектива, его сплочение;
- недостаточность информации о возможностях реализовать свой творческий потенциал;
- необходимость формирования лидерского потенциала и дальнейшего личностного роста учащихся;
- дефицит социально-значимых дел, однообразие школьных дел.
Для решения этой проблемы разработана данная программа.
Программа «Планета Детства» ориентирована на детей в возрасте 10–14 лет и проходит под девизом «За Родину, добро и справедливость!». В это время у детей ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.
Ориентиром в создании данной программы послужили направления программы СПО – ФДО «Игра – дело серьёзное»:
- «Игра как условие создания детских разновозрастных объединений».
- «Игра в школе».
- «Игры, конкурсы, состязания».
- «Настольная, семейная игра».
При планировании использовались воспитательные программы, по которым работает школа: «Одарённые дети», «Патриот», «Формирование здорового образа жизни» и «Подросток».
Цель программы: создание условий для общественной самореализации учащихся и раскрытия их духовного и творческого потенциала.
Задачи:
- содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
- способствовать приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально-значимую деятельность;
- выявить и развить лидерско-организаторские качества и индивидуальные способности ребят через обучение основам школьного самоуправления;
- обучить их взаимодействию и умению жить в коллективе;
- повысить уровень удовлетворённости детей работой детского общественного объединения через организацию различных видов деятельности.
Программа строится на основе следующих принципов:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- чередование коллективной и индивидуальной работы;
- свободный выбор вида деятельности;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Мы стремимся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».
Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
При составлении программы учитывались возрастные психологические особенности школьников. Детям в младшем и среднем школьном возрасте свойственны большие познавательные возможности и природная любознательность, повышенный интерес ко всему новому. К 10–11 годам у них, как правило, формируется чувство социальной и психологической компетентности, особое значение приобретает мнение сверстников, развивается стремление завоевать признание товарищей. Дети наиболее восприимчивы к тому, чтобы проявить коллективную самостоятельность. В это время они, в основном, уравновешены, спокойны, открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. С другой стороны, 11 – 13 лет – это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии. Дети характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Поэтому в этот период особое внимание уделяется формированию органов детского самоуправления, коллективному планированию, организации различных школьных дел. Задача педагога в этот период состоит в том, чтобы создать условия для успешного развития подростков. Решение этой задачи облегчается тем, что многое из того нового, что появилось в психике подростков, служит благоприятной основой для формирования ориентированной на общество и общественную деятельность личности. К тому же ребёнок уже имеет представление о детском объединении, определённые навыки коллективной деятельности, осознаёт ответственность за свои поступки, имеет опыт активного сопереживания за результат в общем деле.
Реализация программы проходит через игру «Планета Детства», разработанную на основе программы СПО-ФДО «Игра – дело серьёзное».
Игра для детей – это подготовка к жизни и сама жизнь, приносящая радость, стимулирующая интерес к окружающему миру. Она стимулирует трудовую активность, волю и стремление к победе, раскрепощает личность, помогая её самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игра снимает психологический барьер между взрослыми и детьми, вносит живую струю творчества, яркости в любое дело, любую форму, предоставляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений.
Основные формы работы в рамках программы «Планета Детства» – акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).
Программа «Планета Детства» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по пяти направлениям:
- спортивно-оздоровительному,
- гражданско-патриотическому,
- социальному,
- «Общение и досуг»,
- образовательному (школа актива «АИСТ»).
В реализации программы принимают участие дети и подростки от 10 до 14 лет. Срок реализации программы – 3 года. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива «АИСТ», что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в классных коллективах, но и в школьном клубе вожатых «Альтаир», с которым активно взаимодействует детское объединение, и в Совете старшеклассников.
Формы подведения итогов:
1. Проведение мониторинга
№ | Аспекты изучения |
Используемая методика |
1 | Сформированность познавательной и творческой активности. | Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся». |
2 | Уровень развития самоуправления в детском коллективе. | Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе». |
3 | Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива. | А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив». |
4 | Сформированность нравственного потенциала личности ребенка. | Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте». |
5 | Выявление мотивов детей в деятельности. | Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». |
2. Реализация социально-значимых проектов, творческие отчёты – концерты, КТД, акции, праздники.
3. Итоговые зачёты в Школе актива «АИСТ», итоговый Сбор в конце года.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
- Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
- Сформированность умений и навыков организации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, умения и стремления взаимодействовать в коллективе.
- Овладение методикой КТД.
Для оценки результативности процесса обучения и воспитания участников программы используются единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели: диагностические методики и достигнутые результаты работы, выраженные в практических делах детского объединения «Надежда».
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технической базы: пионерская комната, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.
- Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.
- Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, библиотекарь, медицинский работник, учителя физической культуры и музыки, старшая вожатая, члены детского общественного объединения «Надежда».
Содержание программы.
Содержание программы «Планета Детства» предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям: образовательному, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, социальному, «Общение и досуг».
1. Образовательное направление – школа актива «АИСТ» (Приложение 2, Приложение 3)
Образовательное направление программы
направлено на воспитание у детей активной
жизненной позиции, развитие лидерских качеств,
стимулирует стремление к дальнейшему
личностному росту. В школе актива ребята не
только расширяют свои знания о детском
объединении, но и учатся общению, взаимодействию
с взрослыми, сверстниками и младшими
школьниками, овладевают практическими навыками
творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению
проводятся 2 раза в месяц для всего актива
детского общественного объединения.
Продолжительность занятия 45 минут.
Приобретённые знания, умения и навыки
обобщаются, углубляются и реализуются на
практике. Во время практических занятий ребята
работают по направлениям.
Задачи направления:
- формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
- учить общаться, самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
- способствовать развитию коллектива.
2. Спортивно-оздоровительное направление «Здоровье – это здорово!» (Приложение 4)
Среди членов детского объединения есть ребята с различными заболеваниями: ослабленное зрение, сколиоз, в том числе с хроническими, поэтому спортивно-оздоровительное направление программы – одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания.
Задачи направления:
- укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
- развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.
3. Гражданско-патриотическое направление «Мы – патриоты Родины!» (Приложение 5)
В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельностных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края и желание принимать активное участие в жизни посёлка, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как работа в музее и забота о ветеранах.
Задачи направления:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и сопричастности к судьбам россиян;
- создать условия для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребёнка;
- развивать детскую инициативу по охране объектов памяти и заботе о ветеранах.
4. Социальное направление «Добро есть жизнь!» (Приложение 6)
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь ( пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Задачи направления:
- развивать детскую инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
- продолжить сотрудничество с подшефным детским садом «Ёлочка», младшими школьниками, Верховским детским домом, Домом-интернатом и Домом ветеранов;
- оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
- способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек – человек»: образование, воспитание, медицина.
5. Направление «Общение и досуг» – «Каждое дело творчески – а иначе зачем?» (Приложение 7)
Стремление к развитию своего творческого
потенциала и самореализация через участие в
досуговых мероприятиях является одной из
основных черт ребёнка 10–14 лет. Поэтому данное
направление – необходимое звено в
жизнедеятельности детей этой возрастной группы.
Для полноценного развития личности ребёнка в
этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные
дела и виды деятельности удовлетворяли его
потребность в самоутверждении и
самостоятельности, отвечали его стремлению к
привлекательным, красочным формам работы, имели
отчётливо выраженный реальный смысл.
Задачи направления:
- способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
- привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
- помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
- способствовать становлению и развитию коллектива.
Особенность программы «Планета детства» заключается в том, что детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует своё мастерство согласно структуре личностного роста «Высоты». <Рисунок 3>
Структура саморазвития членов объединения
включает овладение лидерскими и
организаторскими навыками, способность
выполнять поручения, и построена как движение от
«высоты к высоте». «Высоты» – это путь от умения
к умению, упорная работа над собой. Когда в
совершенстве овладеешь знаниями, которые
требуются на той или иной высоте, почувствуешь,
как легко можно применить их на практике. (Приложение 8)
Главная ценность в «высотах» – мастерство,
которым дети овладевают, мудрость, которую они
приобретают, и опыт, который получают.
Детское общественное объединение «Надежда»
занимает свою определённую нишу в
воспитательном пространстве школы, имеет
отлаженные партнерские связи как с внешним, так и
внутренним социумом. Взаимодействие объединения
с администрацией школы строятся на основе
договора, где прописываются полномочия каждой из
сторон. Детское объединение взаимодействует со
всеми учащимися, клубом бардовской песни «Алые
паруса», клубом вожатых «Альтаир», Советом
старшеклассников, педагогическим коллективом и
родительской общественностью через совместные
заседания с ученическим советом по планированию
и анализу деятельности, подготовку и реализацию
совместных акций, проектов и мероприятий, работу
с подшефными и соревнования, соцопросы и КТД. <Рисунок 4>