Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современнее педагогические технологии, в том числе компьютерные и проектные. Использование компьютеров повышает учебную мотивацию; проектная деятельность развивает навыки самостоятельного мышления организации познавательного процесса. Эффективное использование потенциала обеих технологий стало возможно при проведении интегрированных уроков.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся;
- В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; снимают перенапряжение учеников;
- Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой личности;
- Интеграция является источником нахождения связей между фактами; позволяет систематизировать знания;
- Формируют в большей степени общеучебные умения и навыки;
- Способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.
Суть межпредметной интеграции в поиске единого объединяющего начала, присущего разнохарактерному содержанию и создание нового интегрированного содержания через решение проблемных ситуаций. Результативность интегрированных уроков достигается путем развития у учащихся умений самостоятельно применять межпредметные связи и переносить их в умственную деятельность.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Новые проектные технологии не только личностно ориентированы, но и основаны на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством информационных сетей и телекоммуникаций. Именно эта особенность современных технологий позволяет проводить интегрированные уроки по таким предметам как история и информатика, обществознание и информатика.
Уже на протяжении нескольких лет мы успешно проводим интегрированные уроки в форме презентации проектов. Но, как правило, эти уроки проходили в рамках одного класса. В этом учебном году мы решили «вывести» проекты за пределы классов, предложив ученикам разработать и подготовить проект по определенной исторической теме и представить его ученикам среднего звена в качестве учебного материала, выступив на уроке в качестве преподавателя. Возможность для организации таких проектов заложена в программе по истории: ее второй концентр предполагает более углубленное, самостоятельное, исследовательское изучение курсов истории среднего звена.
Концептуальной основой для организации подобного рода интегрированных проектов стали принципы личностного педагогического взаимодействия (диалогизации, проблематизации, персонофикации и индивидуализации) и особенности подростковой психологии, а именно – стремление к общественно-значимой деятельности, через участие в которой подростки вступают в новые отношения с окружающими, осознают и оценивают себя, приобретают уверенность в себе.
Подготовка проектов, презентации и проведение урока проходило в несколько этапов:
- Выбор темы
- Поиск материала, оформление портфолио проекта, создание презентации
- Презентация проекта и проведение урока
Ученикам 10-го класса были предложены следующие темы:
- «Олимпийские игры в Древней Греции» <Приложение1>
- «Александр Македонский и его завоевательные походы»
- «Древний Рим и его обитатели»
- «Русская культура XIV-XVII в.в.» и др.
При работе над проектом старшеклассникам была поставлена задача не только выбрать материал для мультимедийной презентации и выступления, но и предложить детям различные варианты проблемных, обобщающих или проверочных заданий по теме уроке <Приложение2>.
На каждом этапе подготовки проекта учителя истории и информатики выступали в качестве консультантов, рецензентов, кураторов.
Что же дала подобная форма учебной деятельности?
Для учеников – это возможность:
- углубить и расширить свои знания по предметам;
- совершенствовать свои аналитические умения и навыки при отборе и систематизации материала, умения и навыки при использовании компьютерных технологий;
Ученики получили возможность поучить других школьников в рамках урока, получить оценку не только учителя и одноклассников, но и учеников среднего звена, что способствует развитию сотрудничества между 2-мя ступенями школы. Практические результаты учебной деятельности старшеклассников способствуют успешной социализации школьников.
Мы, учителя, убедились в интересе наших детей к интегрированной проектной деятельности, в правильности усложнения учебных задач и целей для школьников. Проведение уроков-презентаций способствует развитию самостоятельности и компетентности школьников.