Цели урока:
- развивать умение правильно писать предлоги и приставки;
- продолжать учить разбирать слова по составу;
- развивать память, мышление, творческие способности детей;
- воспитывать любовь к природе.
Ход урока
Организационный момент
Работа по теме урока. (Слайд 1)
- Какая сегодня погода?
- А какое у вас сегодня настроение?
- Я сегодня шла в школу и вспомнила такие слова: (Слайд 2)
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась».
- Кто написал эти строки?
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- Как понимаете смысл слов: «с печальным шумом обнажалась?»
- Чем богата осень?
- А чем богат урок?
Отгадайте загадку. (Слайд 3)
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит
А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза)
Фонетическая разминка.
Откройте тетради и запишите. (Слайд 4)
- Какая орфограмма?
- Как называют маленькую? (березка)
- Как называют лес? (березовый)
- Как называют гриб? (подберезовик)
Береза, березка, березовый, подберезовик – на экране.
- Прочитайте слова, которые получились.
- Что вы можете о них сказать? (однокоренные)
- Как называется общая часть слова? (корень)
- Подберезовик разберем по составу. (Слайд 5)
Показ гриба.
- Что о нем знаете? (съедобный, растет под березой, только срезать, около дороги нельзя собирать)
К доске идут 2 ученика и выполняют исследовательскую работу со словами осень и сень.
На экране слова: (Слайд 6)
Ногами желтые под шуршали листья
Составьте предложение.
К доске …
Записать, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
- Назовите слово с приставкой (зашуршали)
- Что такое приставка?
- Назовите самое маленькое слово? (под)
- Что это такое? (предлог)
- Что такое предлог?
А теперь давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (правописание предлогов и приставок) – на экране. (Слайд 7)
Закрепление изученного
- Прочитайте стихотворение: (Слайд 8)
А потом ты покатился
И назад не воротился
Покатился в огород
(До)катился (до)ворот
Под)катился (под)ворота
(До)бежал (до)поворота
Там попал под колесо
Хлопнул, лопнул… вот и все.
- Кто написал это стихотворение?
- Раскройте скобки и объясните написание слов.
- Чем похожи предлоги и приставки? (буквенным составом)
- Перед какими частями речи предлоги не пишутся? (глагол)
Физминутка
- Какие вы знаете предлоги?
- Какие вы знаете приставки?
- Что такое предлог?
- Что знаете о приставке?
- Как пишутся предлоги?
- Как пишутся приставки?
- С какими частями речи употребляются предлоги?
- С какими частями речи употребляются приставки?
На экране появляется таблица (Слайд 9)
Различие между предлогами и приставками
|
Роль в словообразовании |
Написание |
Употребление с другими частями речи |
Предлоги |
Отдельное слово, служит для связи слов в предложении. |
Раздельное. |
С глаголами не употребляется |
Приставки |
Часть слова, служит для образования новых слов. |
Слитное |
В разных частях речи. |
На экране: (Слайд 10)
- Медведь (на)ухо (на)ступил.
- Зарубить (на)носу.
- Ушки (на)макушке.
- Что это такое? (фразеологизм)
- Что такое фразеологизм?
- Объясните, как понимаете смысл.
- Списать, раскрыть скобки, предлоги подчеркнуть, приставки выделить.
- Проверяем. Внимание на экран. (Слайд 11 – по гиперссылке)
- Проверяем исследовательские работы.
Осень – сущ., ж. р., ед. ч.,5 букв, 4 звука, (по словарю)
Самостоятельная работа.
- Открываем учебник. №115.
- Проверяем.
Творческая работа.
- Составьте несколько предложений на тему: «Золотая осень» используя в них слова с приставками и предлоги.
- Прочитайте.
- Приставки выделите, а предлоги обведите в кружочек.
Проверочный тест. (Приложение)
Итог.