Что за прелесть эти сказки!
А. С. Пушкин
Сказки представляют собой ценный материал для изучения физики, поскольку их персонажи живут и действуют на Земле, где происходят разнообразные физические явления и «работают» физические закономерности. Привлечение текстов из сказок на занятиях важно и для формирования мотивов изучения физики. Во-первых, сказки близки и понятны. Во-вторых, сказочные герои – хорошие наблюдатели, смекалистые и знающие законы природы, нередко торжествуют победу, а кто не обладает этими качествами, терпит поражение; это убеждает учащихся в полезности знаний. Сказки расширяют кругозор читающих, дают представление об обычаях и самобытности разных народов, из них можно узнать много интересного о прошлом людей, населяющих нашу планету. Использование на уроках фрагментов из сказок с описанием изучаемых природных явлений, физических закономерностей создает у ребят положительный эмоциональный фон. {1}
Проект одного из таких уроков по теме «Решение задач на расчет плотности, массы, объема тела» я предлагаю Вашему вниманию.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Цели урока:
Образовательные: |
Развивающие: |
Воспитательные: |
|
|
|
Методы обучения: Общий метод: репродуктивный. Частные:словесно – наглядно – практические.
Форма проведения занятия: фронтальная беседа, решение задач, лабораторная работа, работа по сигнальным карточкам.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, парами.
Хронометраж
1 |
Организация начала занятия |
2 мин |
2 |
Актуализация знаний |
5 мин |
3 |
Практика под руководством учителя (закрепление и повторение знаний) |
23 мин |
4 |
Контроль знаний |
6 мин |
5 |
Самостоятельная практика |
2 мин |
6 |
Подведение итогов урока |
5 мин |
7 |
Домашнее задание |
2 мин |
Содержание урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Обоснование |
||||
1. Организационный этап |
Приветствует учеников, выявляет и фиксирует отсутствующих. Осуществляет проверку внешнего состояния классного помещения и подготовленность обучающихся к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, концентрируют внимание, включаются в деловой ритм. |
Подготовка обучающихся к работе, настрой на урок, быстрое включение обучающихся в деловой ритм. |
||||
Постановка темы и целей урока |
Сообщает тему урока «Расчет массы, объема и плотности вещества». Формулирует цели урока совместно с учениками: |
Слушают учителя, совместно с учителем формулируют цели на урок решения задач |
Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению материала |
||||
2. Актуализация знаний Озвучивание эпиграфа к уроку |
Говорит, что эпиграфом к уроку послужит отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Техника», объявляет фамилию ученика, который его прочтет. |
1 учащийся читает отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Техника»:
|
Использование данного эпиграфа положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся, способствует формированию мотивов изучения физики и позволяет ёмко и лаконично обозначить замысел урока. |
||||
Вступительное слово учителя |
Чудеса! Сказки! Чтобы нам вплотную приблизиться к некоторым чудесам, в школьную программу включена физика. В сказках народ выражал свою мечту о чудесных вещах, которые бы облегчили его труд, избавили бы от нужды. |
Обращается внимание обучающихся на то, что физика повсюду вокруг нас и поэтому знание физики необходимо каждому. |
|||||
|
Сообщает, что выполнение домашнего задания будет проверено в ходе урока, в виде самостоятельных ответов на вопросы. |
Слушают учителя, восстанавливая в памяти основные моменты домашней работы. |
Установить уровень знаний большинства учеников и типичные недостатки усвоения знаний, выявить пробелы, чтобы в дальнейшей работе их скорректировать, проверка осознанности выполнения домашнего задания. |
||||
3. Совершенствование знаний и умений |
Говорит: «У вас на столе, у каждого есть «сказочный лист»; если все задания, которые вы выполните на них, будут сделаны правильно, то и оценка у вас за эту работу будет сказочная». |
Рассматривают «сказочные листы», слушают учителя. |
Побуждение учащихся к деятельности. Дается установка, стимулирующая интерес. |
||||
1. Мотивационный этап |
Демонстрирует по телевизору отрывок из сказки «Приключения Буратино». |
Смотрят предложенный отрывок из сказки «Приключения Буратино», вникают в слова мудрой черепахи Тортиллы |
Мотивация к дальнейшей работе. |
||||
2. решение задачи № 1 |
Формулирует задачу № 1: |
Слушают учителя и читают условие задачи № 1 на «сказочных листах» |
Продолжать формировать умение решать и оформлять физические задачи. На конкретных примерах познакомить обучающихся с применением теоретических знаний. |
||||
Работа с сигнальными карточками |
Напоминает обучающимся о том, что одним из пунктов д/з - изготовление сигнальных карточек, то есть карточек определенного размера и цвета с написанными на них формулами:ρ = m/V; m = ρ ·V; V= m/ρ |
Подготавливают сигнальные карточки для работы. Поднимают карточку с формулой m=ρ·V. |
Работа с сигнальными карточками облегчает запоминание формул обучающимися, а учителю дает возможность оценить готовность класса к уроку, определить уровень сформированности знаний у учащихся формул и умения применять их в условиях данной задачи. |
||||
Решение на доске задачи № 1 |
Вызывает к доске для решения задачи ученика, который первым поднял нужную карточку.
|
Отвечают: плотность золота узнаем из таблицы плотности твердых тел в учебнике. Удобнее пользоваться единицей измерения [г/см3] |
Обучение переносу ранее усвоенных знаний на новые условия работы, планированию решения. Развитие мыслительной деятельности, актуализация ранее полученных знаний и умений. Использование знаний учащихся из курса математики при решении задач. |
||||
Ответы на вопросы к задаче № 1 |
Просит обучающихся самостоятельно ответить на вопросы (записаны на доске, до этого момента закрыты листом бумаги)
|
Самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, записывая ответы на «сказочном листе» |
Проверка ранее усвоенных знаний |
||||
3. Выполнение экспериментального задания |
Сообщает, что сказку «Колобок» нам напомнит сказочный, умеющий читать и говорить медвежонок Мишка. |
Рассматривают читающего медвежонка-игрушку, слушают отрывок из сказки «Колобок».
|
Использование наглядности необходимо для успешной учебной деятельности правополушарных уч-ся. |
||||
Указывает на экспериментальное задание, записанное на доске: |
Два ученика идут к доске: выполняют необходимые измерения на демонстрационном столе и оформляют результат в виде лабораторной работы. |
Организация исследовательской деятельности на уроке. |
|||||
4. Решение задачи № 2 |
Демонстрирует отрывок из сказки «Снежная Королева» и сообщает, что задачу по этой сказке составил ученик … |
Остальные обучающиеся в это время смотрят фрагмент сказки «Снежная Королева», слушают учителя. |
На конкретном примере показывается:
|
||||
Просит показать сигнальную карточку с нужной для решения данной задачи формулой, и осуществив самоконтроль, приступить к решению. Напоминает о необходимости правильно оформлять физические задачи |
Работают с сигнальными карточками. |
Продолжается формирование умения решать и оформлять решение физических задач. |
|||||
|
Хвалит учащихся за правильное выполнение заданий, помогает слабым. |
|
Похвала используется на протяжении всего урока как средство психолого – педагогического воздействия на ученика. |
||||
|
Предлагает самостоятельно ответить на вопросы:
И записать ответы в «сказочном листе» |
Самостоятельно отвечают на вопросы учителя, записывают ответы на «сказочных листах». |
|
||||
|
Обращает внимание на работу экспериментаторов. Сообщает, что получено новое табличное значение: |
Экспериментаторы рассказывают о этапах проделанной работы, сообщают результат: |
Создание новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся. Открытие! |
||||
4. |
Предлагает учащимся самостоятельно решить задачу, составленную учителем по мультфильму «Про Карлсона, который живет на крыше»: |
Работают над решением задачи № 3, записывают решение на «сказочном листе» |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в измененной ситуации. |
||||
Открывает доску с правильным решением и предлагает обучающимся поменяться листочками, проверить друг друга и поставить «+» или |
Меняются листочками, проверяют друг друга, сверяя решение товарища с решением учителя. |
Продолжается формирование навыка работы в микрогруппе, что иногда способствует воспитанию терпения по отношению к слабому ученику; развитие коммуникативных способностей. Также взаимоконтроль воспитывает ответственность. |
|||||
5. Самостоятельная практика |
Предлагает дополнить таблицу плотностей, записав в неё плотность теста и варенья, предварительно отыскав в ней место для сегодняшних открытий.
|
Работают с таблицей плотностей, отыскивая в ней место для полученных в ходе урока значений плотности теста и варенья. Озвучивают результаты работы. |
Творческая деятельность обучающихся, получение результата в ходе самостоятельного поиска, формирование знаний и умений учащихся на уровне «открытий». Продолжается развитие умений сравнивать, пользоваться таблицами физических величин. |
||||
Похвала всех учащихся. |
|
Комментарии учителя вызывают положительные чувства в связи с проделанной работой |
|||||
6. Подведение итогов урока |
Предлагает вписать в «аленький цветочек», изображенный на рабочих листах те формулы, которыми мы пользовались на уроке и куда входит физическая величина «плотность» |
Вписывают в «аленький цветочек» необходимые формулы. |
Закрепление полученных знаний, творческая работа учащихся. |
||||
|
Обращает внимание учеников на то, какой цветок получился! «Красивый, созданный нашим воображением, знаниями и руками, а, главное, полезный. Он волшебный: охватывает большой изученный нами материал; вооружившись входящими в него формулами, можно смело путешествовать не только по сказкам, но и по жизни. |
Совместно с учителем формулируют основные итоги урока. |
Устанавливаются связи между физикой и жизнью→ знание основ физики необходимо каждому!!! |
||||
Сообщает оценки ученикам, работавшим у доски, выполнявшим лабораторную работу; выставляет оценки в дневники |
|
Этап стимулирует учеников к здоровому соперничеству. |
|||||
7. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Говорит, что и домашнее задание тоже будет сказочное: кроссворд под названием «Сказки, мультфильмы, песни и……физика» {3} . Записываем в дневник. |
Записывают в дневники домашнее задание |
Вопросы кроссворда стимулируют учащихся к самообразованию. При решении задач осуществляется закрепление полученных знаний. Опережающее задание направлено на обучение поиску информации в дополнительной литературе или Интернет |
Список литературы
- Тихомирова С.А. Из материалов, присланных на конкурс «Воспитание учащихся в духе уважения к другим народам, в духе сотрудничества и взаимопонимания»// Физика в школе. М.: «Школа – Пресс», 1993. Вып.2. С. 18-23.
- Смирнова Т.А. «Сказки о скорости, массе и силе»// Физика в школе. М.: «Школа – Пресс 1», 2002. Вып.5. С 33 – 36.
- Материалы сети Интернет.