Цель: совершенствование знаний учащихся о правописании корневых орфограмм.
Задачи:
- формировать умения распознавать безударные гласные проверяемые и непроверяемые в корне слова и парные согласные в корне и в конце слов;
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и русскому языку.
Методы:
- словесные (рассказ, беседа, инсценировка);
- наглядные;
- проблемо-поисковые.
Оборудование: магнитная доска, рисунок с изображением кормушки и птиц, карточки с заданиями, со словами.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, перед вами страницы открытой книги. Если вы соедините буквы левой страницы книги с буквами правой страницы, то узнаете тему нашего урока.
3. Работа в тетрадях.
- Открыли тетради. Записываем число с комментированием. (Тихо звучит музыка «Времена года»).
− Ребята, отгадайте загадку.
Тройка – тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
(Зима)
- Сегодня Волшебница – зима прислала к нам на урок задания. Вот первое на чистописание. Зима передала нам предложение, а метель все слова перемешала.
4. Минутка чистописания.
(На доске соединение букв, слоги вразброс).
(Дети записывают соединения, кто справился, тот находит закономерность рассыпанных слогов, составляют слова и предложения)
- Что за предложение прислала зима? (Пословицу)
- Декабрь зиму начинает, а год кончает.
(На доске появляется каллиграфическая запись пословицы).
- Как вы понимаете смысл пословицы?
(Дети высказывают свои мнения).
Письмо пословицы в тетрадь по памяти.
5. Словарная работа.
- На словарную работу Зимушка-Зима прислала гостей. Узнайте, кто они?
(Загадки, ребусы, загадывают заранее подготовленные ученики. Отгадки-рисунки с изображением птиц учитель вывешивает на зимнее дерево с кормушкой)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей) - Хоть я не молоток,
По дереву стучу,
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел) - Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) - Пусть я птичка-невеличка.
У меня друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)
(Сорока)
Разделите слова-отгадки на две группы. Запишите слова с безударной непроверяемой гласной в корне слова, деля при записи на слоги.
(Вызывается один ученик работать к доске. По окончанию проверяется работа у доски всеми учащимися).
- Как назвать птиц, которые оказались на нашей кормушке? (Зимующие)
- Чем вы можете зимой помочь птицам?
6. Повторение изученного материала.
А) Работа в парах.
- У каждого на парте лежат карточки с буквами. Расскажите друг другу, что вы знаете о звуках этих букв.
Б) Индивидуальная работа на карточках на местах (2 человека).
Вставьте пропущенные буквы, исправляя ошибки.
Пришла з_ма короче стал ден_ кругом сне_ птицы и звери ждут помощи р_ка покрылас_ толстым л_дом ел_ накинула сне_ную шал_. Х_р_шо з_мой.
- Следующее задание Зимушки-Зимы: надо по характеристике звука узнать букву.
(Учитель вывешивает слова на доску).
- Нужная буква находится в корне глагола и обозначает согласный, звонкий, парный, твердый звук.
(Те, кто в парах повторял про звук [ з ], выходят и вешают на доску карточки с буквой з)
- С помощью какой буквы образовались все эти слова?
(На доске появляется буква А).
- Буква находится в корне слова и обозначает согласный, звонкий, сонорный, твердый.
(На доске следующая буква вывешивается учеником.)
- Следующая буква является орфограммой во всех этих словах:
(На доске повесили ученики последнюю букву.)
- Из данных букв составьте слово: З А М И
(Ученики путем анаграммы собирают слово ЗИМА).
- К слову зима первый ряд подбирает проверочные слова. (зимушка, зимний, зимы)
Второй ряд – однокоренные слова, разных частей речи. (зимовка, зимняя, зимовать)
Третий ряд – с однокоренными словами придумываем предложения. (Диким животным трудно зимовать в лесу.)
(Пока ученики выполняют данные задания в тетрадях, на доске появляется корень слова «зима»)
(Ученики называют свои слова по заданию и недостающие части слов учитель вывешивает на доску)
- Как называть получившиеся слова одним словом? (родственные, однокоренные)
В) Повторение частей речи.
- Ребята, назовите главный признак зимы. (холодно)
- Чтоб согреться и всем стало теплее, мы составим согревающую картину. А помогут нам ваши знания. Как называется одним словом имя существительное, имя прилагательное, глагол? (части речи)
(На доске появляется после ответов учеников соответствующий цветовой коллаж).
- Что обозначает имя существительное?(имя прилагательное, глагол?)
- На какие вопросы отвечает имя существительное?(имя прилагательное, глагол?)
(К доске вызывается два человека).
- Надо распределить слова по частям речи и найти орфограммы.
(Снежинка, замерзать, холодная; пушистый, летит, снег.)
Г) Работа в четверках.
- Возьмите на столах карточки со словами. Разложите.
- Найдите, что общего в словах?
- Какое слово лишнее?
- Запишите в тетрадь любое проверочное ему слово из группы и подберите два других на эту орфограмму.
Снежки |
|
|
медведь |
|
|
зубки |
|
|
шкаф |
Листва |
|
|
пенал |
|
|
шапка |
|
|
рукав |
Перо |
|
|
учитель |
|
|
мосты |
|
|
дуб |
Поля |
|
|
вода |
|
|
книжка |
|
|
ветер |
Звено |
|
|
заяц |
|
|
кружка |
|
|
снег |
(Выборочная проверка учеников).
7. Физминутка.
(Под спокойную музыку учитель дает установку).
- закрыли глаза;
- представили зимний лес, животных, которые зимуют в лесу.
8. Инсценировка.
(Раздается стук в дверь, входит девочка в костюме белки).
- Белка: Здравствуйте, ребята! Мы белки одни из самых резвых зверьков. Зимние морозы нам не страшны. У нас теплая шубка и гнездо. И запасы у нас есть. Всю осень мы готовим себе пищу на зиму. В очень морозную погоду почти не покидаем своего теплого гнезда. А уже ранней весной у нас появляются очень маленькие слепые бельчата.
Но я пришла не только рассказать о нас белках, но и принесла задания Волшеницы-Зимы.
А) Деформированное предложение.
- Расшифруйте, составьте и запишите предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения.
(Выборочная проверка).
- На какую орфограмму есть слова в предложении?
Б) Правила друзей природы.
- У нашей гости есть к вам еще одно задание.
- Белка: Кто знает как надо вести себя в природе?
(Выслушивается несколько ответов учеников, вывешиваются соответствующие рисунки и записи.)
1. Не шуми! |
|
4.Не лови! |
2. Не сори! |
|
5.Не уноси! |
3. Не сломай! |
|
6. Не уничтожай! |
- Белка: Молодцы, ребята! Надо быть природе другом. Беречь все что нас окружает.
(Белка уходит).
9. Закрепление. Дифференцированная работа (3 уровня)
- На столах у каждого карточки. Выберите себе уровень в котором вы сможете успешно работать.
- Приступайте к выполнению. Работайте быстро, красиво и правильно!
I уровень.
Вставьте пропущенные буквы.
Л_сной, гн_здо, нак_рмить, зв_нок,с_дочек, сн_жинка, гри_ки, тра_ка, мя_кий, пта_ка.
II уровень.
Исправь ошибки и напиши проверочные слова.
Земой - _________
Снежки - ________
Трафка - ________
Шабка - _________
Сабака - ________
III уровень.
Составьте и запишите рассказ, используя данные слова.
Осень, зима, белые, облака, снег, птицам, и, зверям, помогать.
(Работы учеников сдаются на проверку.)
10. Итог урока.
- Какие знания помогли вам справиться со всеми заданиями?
- Какие правила поведения в природе знаете?
- Что на уроке вызвало затруднение?
11. Домашнее задание.
- Подобрать по 5 слов на орфограммы, которые повторили.
- Всем за урок большое спасибо!
Литература:
- В.В. Волина «Пословицы, поговорки, ребусы».
- В.В. Волина «Русский язык в рассказах, стихах».
- Детская энциклопедия «Я познаю мир».