ЦЕЛИ:
- формировать умения собирать материал, систематизировать его,
- отбирать определённые языковые средства, соответствующие публицистическому стилю;
- совершенствовать умения высказывать собственную точку зрения на заданную тему;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
ТИП УРОКА: урок развития речи
МЕТОДЫ: беседа, частично-поисковый
ОФОРМЛЕНИЕ: репродукция Триумфальной арки, использование презентации.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Работа с текстом.
III. Задание группам.
а) группа архивариусов – выяснить значение словарных слов, помещённых в рамке, и записать их на доске.
СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Архитектура –
- искусство проектирования, возведения и художественное оформление строений;
- характер, стиль постройки.
Апофеоз -
- прославление возвеличивание к-л. лица, явления, события;
- театр. заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной программы, прославляющая народ, героя…
- в Др. Греции обряд обожествления к-л. героя.
Аллегория - выражение отвлечённого понятия в конкретном художественном образе, иносказание.
Горельеф – скульптурное изображение на плоской поверхности, при котором фигура выступает на половину своего объёма.
Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.
Зодчий – строитель, архитектор.
Зодчество – искусство проектировать и строить здания; архитектура.
Монумент – (книж) архитектурное или скульптурное сооружение в память о к-л. историческом лице, событии.
Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор и сочетание геометрических, растительных или животных элементов.
б) группа искусствоведов – дать исторические справки о Бове, Иване Витали и Иване Тимофееве.
СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Бове Осип Иванович (1784-1834) - уроженец Петербурга; ему принадлежит инициатива создания центральных московских ансамблей: новый вид по его проекту получила Красная площадь. Были снесены лавки, здания Торговых рядов расчленены широкими плоскими аркадами, декорированы парными колоннами. Создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), по его архитектурному проекту Александровский сад окружил значительную часть Кремля зелёным кольцом.
Архитектура носила гражданственный характер, отражала национальный патриотический подъём, вызванный событиями 1812 года. Вместе с Бове А.Д. Захаров, П. Клодт, Жилярди стремились создать в центре Москвы обширные площади, сады, монументальные сооружения широко публичного значения.
Иван Петрович Витали (1794-1855) получил навыки скульптора в частной мастерской Трискони в Москве. Ему принадлежат скульптурные фонтаны на Театральной и Лубянской площадях Москвы, скульптурные части Триумфальных ворот (1830), скульптурное убранство Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца в Москве, точные по характеристике портретные бюсты А.С. Пушкина, 1827.
в) группа словистов – стилистов.
Определить стиль текста. Доказать, выбрать слова и словосочетания, служащие доказательством.
г) художники – практики.
Найти в тексте описание памятника и соотнести с репродукцией.
д) рабочая группа.
Выписать ключевые слова и словосочетания, необходимые для написания изложения.
IV. Устное сочинение-описание.
V. Подведение итогов.
VI. Д/З: написать сочинение: «Нужно ли знать историю создания памятников архитектуры?»