Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Серебряный век русской культуры"

Разделы: История и обществознание


Место урока в изучении темы: 11-й урок в теме «Россия в 1900-1916гг.» в курсе истории России XX в.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

Цели по содержанию:

  • Образовательный аспект: создание условий для понимания учащимися: 1) процесса формирования художественной культуры России в начале XX в.; 2) социальной сути и художественной ценности новых направлений в искусстве; 3) причин, по которым период развития русской культуры в начале XX в. назван «Серебряным веком».
  • Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников.
  • Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися культурных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции, поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

  1. Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XX век. 9 класс.
  2. Портреты представителей русской литературы, науки, театра, музыки, живописи, архитектуры.
  3. Альбомы по искусству.
  4. Задания для групповой работы.
  5. Документы 1,2. Компьютерный учебник. М., «Клио Софт», 2001.
  6. Эпиграф урока: «У мысли нет орудья измерить глубину…» К.Бальмонт

Технологическая карта урока

Тип урока

Работа с информационным текстом

Стадия I. Вызов.

Мозговой штурм, составление кластера

Стадия II. Осмысление.

Инсерт

Стадия III. Рефлексия.

Возвращение к кластеру

Ход урока

I. Стадия вызова

Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. «Серебряный век» русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900-1916 гг. Его возникновение было предопределено.

Вниманию учеников предлагаются два документа, изучив которые, они должны дать ответы на следующие вопросы:

  1. Как данные документы характеризуют духовное состояние русского общества начала XX в.?
  2. Почему период развития русской культуры в начале XX в. назван «Серебряным веком»?

Документ 1. Н.А.Бердяев о русском культурном ренессансе начала XX в.

«Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда это было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму…

Несчастье культурного ренессанса начала XX в. было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени.»

Документ 2. Из статьи известного критика начала XX века Е.А.Соловьева-Андреевича.

«За всей сутолокой настроений современной мысли вы чувствуете общее стремление освободить человеческую личность от той системы обязательств, которыми она была окутана… Это «я» мыслящего и творческого человека настойчиво выдвигается как высшая ценность,.. – там сливаясь с жаждой общественной деятельности, там отрываясь от земли и залетая в надзвездные… сферы, там идя об руку с пробуждением пролетариата… декаденствуя, впадая в пессимизм или мистику или объясняя свои стремления со стремлением нового сословия…, личность разными путями переоценивает ценности, все больше порывая с прошлым.»

Задание 1. Разделитесь на две команды.

Вспомните: что входит в понятие «культура»?

Структурируйте сведения, оформив их кластером. Необходимо напомнить, что в центре страницы ученики записывают тему, а вокруг располагают информацию, которую почерпнули на уроке.

Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Ответы учащихся.

II. Стадия осмысления

Задание 2. Первой группе прочитать п.2,4,5, второй группе – п.6-8 §11 учебника на стр.72-80, используя известный прием маркировки. После прочтения заполнить таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).

Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:

«V» - знаю

«+» - новое

«?» - непонятная
информация

 

 

 

После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе.

Беседа с классом по вопросам: 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Какую информацию вы не поняли? В чем состоит трудность?

III. Стадия рефлексии

Возвращение к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? В ходе обсуждения кластер дополняется с учетом того нового, что узнали учащиеся.

1. Наука:

  • Физика: П.Н.Лебедев
  • Биохимия, геохимия, радиология: В.И.Вернадский
  • Физиология: И.П.Павлов
  • Иммунология: И.И.Мечников
  • Самолетостроение: Н.Е.Жуковский
  • Отец космонавтики: К.Э.Циолковский

2. Литература:

  • Критический реализм: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк, И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький.
  • Символизм: Дм.Мережковский, ранняя поэзия: К.Бальмонта, А.Блока, В.Брюсова.
  • Акмеизм: Н.Г.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.
  • Авангардизм: футуризм: петербургская группа «Гилея»: В.Хлебников, В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Крученых, В.Маяковский. Е.Гуро; «Ассоциация эгофутуристов»: И.Северянин.

3. Живопись:

  • Русская академическая школа: И.Е.Репин, В.И.Суриков, С.А.Коровин.
  • Модерн: «Мир искусства»: А.Бенуа, Л.Бакст, Е.Лансере. Н.Рерих, К.Сомов.
  • Символизм: М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.
  • Авангардизм: «Бубновый валет»: П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк и др.
  • Авангардизм + русские национальные традиции: В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др.

4. Скульптура:

  • Импрессионизм: П.П.Трубецкой
  • Импрессионизм + модерн: А.С.Голубкина
  • Реализм: С.Т.Коненков

5. Архитектура:

  • «Стиль модерн»: неорусский стиль: А.С.Мамонтов, В.Д.Поленов, В.М.Васнецов; «рационалистический модерн»: Ф.О.Шехтель.
  • Неоклассицизм: И.В.Жолтовский

6. Музыка:

  • Композиторы: С.Танеев, С.Рахманинов, А.Скрябин, И.Стравинский.
  • Русская вокальная школа: Л.Собинов, И.Ершов, Ф.Шаляпин, А.Нежданова.

7. Балет:

  • Постановщики: А.Горский, М.Фокин.
  • Артисты балета: А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский и др.

8. Театр:

  • Режиссеры: К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов.

9. Кинематограф:

  • Режиссер: Я.Протазанов.
  • Актеры: И.Мозжухин, В.Холодная, В.Максимов, А.Коонен и др.

Кластер можно сделать более объемным, вписывая в него названия произведений, музыкальных жанров и т.д.

В результате работы у ученика появляется схема, в которой отражена и обобщена вся полученная информация.

Заключительный этап

Подведение итогов.

Мы достигли поставленных целей?

Учащиеся записывают домашнее задание:

1. К какому художественному направлению относятся приведенные ниже стихотворные строки?

Ангелы опальные,
Светлые, печальные,
Блески погребальные
Тающих свечей;
Грустные, безбольные,
Звоны колокольные,
Отзвуки невольные,
Отсветы лучей…
К.Бальмонт

2. Подготовиться к обобщающему уроку.

Литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. XX век» (9 класс) М., «Просвещение», 2002
  2. Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: XX век» (Компьютерный учебник) М., Клио Софт, 2001
  3. Дэвид Клустер «Что такое критическое мышление?» ИД «Первое сентября», газета «Русский язык» №29/2002
  4. С.В.Столбунова «Развитие критического мышления. Апробация технологии» ИД «Первое сентября», газета «Русский язык» №28/2003
  5. Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ИД «Первое сентября», газета «Русский язык» №15/2004