Место урока в изучении темы: 11-й урок в теме «Россия в 1900-1916гг.» в курсе истории России XX в.
Тип урока: работа с информационным текстом.
Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
- Образовательный аспект: создание условий для понимания учащимися: 1) процесса формирования художественной культуры России в начале XX в.; 2) социальной сути и художественной ценности новых направлений в искусстве; 3) причин, по которым период развития русской культуры в начале XX в. назван «Серебряным веком».
- Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников.
- Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися культурных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции, поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
- Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XX век. 9 класс.
- Портреты представителей русской литературы, науки, театра, музыки, живописи, архитектуры.
- Альбомы по искусству.
- Задания для групповой работы.
- Документы 1,2. Компьютерный учебник. М., «Клио Софт», 2001.
- Эпиграф урока: «У мысли нет орудья измерить глубину…» К.Бальмонт
Технологическая карта урока
Тип урока |
Работа с информационным текстом |
Стадия I. Вызов. |
Мозговой штурм, составление кластера |
Стадия II. Осмысление. |
Инсерт |
Стадия III. Рефлексия. |
Возвращение к кластеру |
Ход урока
I. Стадия вызова
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. «Серебряный век» русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900-1916 гг. Его возникновение было предопределено.
Вниманию учеников предлагаются два документа, изучив которые, они должны дать ответы на следующие вопросы:
- Как данные документы характеризуют духовное состояние русского общества начала XX в.?
- Почему период развития русской культуры в начале XX в. назван «Серебряным веком»?
Документ 1. Н.А.Бердяев о русском культурном ренессансе начала XX в.
«Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда это было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму…
Несчастье культурного ренессанса начала XX в. было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени.»
Документ 2. Из статьи известного критика начала XX века Е.А.Соловьева-Андреевича.
«За всей сутолокой настроений современной мысли вы чувствуете общее стремление освободить человеческую личность от той системы обязательств, которыми она была окутана… Это «я» мыслящего и творческого человека настойчиво выдвигается как высшая ценность,.. – там сливаясь с жаждой общественной деятельности, там отрываясь от земли и залетая в надзвездные… сферы, там идя об руку с пробуждением пролетариата… декаденствуя, впадая в пессимизм или мистику или объясняя свои стремления со стремлением нового сословия…, личность разными путями переоценивает ценности, все больше порывая с прошлым.»
Задание 1. Разделитесь на две команды.
Вспомните: что входит в понятие «культура»?
Структурируйте сведения, оформив их кластером. Необходимо напомнить, что в центре страницы ученики записывают тему, а вокруг располагают информацию, которую почерпнули на уроке.
Какие трудности встретились вам при выполнении задания?
Ответы учащихся.
II. Стадия осмысления
Задание 2. Первой группе прочитать п.2,4,5, второй группе – п.6-8 §11 учебника на стр.72-80, используя известный прием маркировки. После прочтения заполнить таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).
Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:
«V» - знаю |
«+» - новое |
«?» - непонятная |
|
|
|
После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе.
Беседа с классом по вопросам: 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Какую информацию вы не поняли? В чем состоит трудность?
III. Стадия рефлексии
Возвращение к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? В ходе обсуждения кластер дополняется с учетом того нового, что узнали учащиеся.
1. Наука:
- Физика: П.Н.Лебедев
- Биохимия, геохимия, радиология: В.И.Вернадский
- Физиология: И.П.Павлов
- Иммунология: И.И.Мечников
- Самолетостроение: Н.Е.Жуковский
- Отец космонавтики: К.Э.Циолковский
2. Литература:
- Критический реализм: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк, И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький.
- Символизм: Дм.Мережковский, ранняя поэзия: К.Бальмонта, А.Блока, В.Брюсова.
- Акмеизм: Н.Г.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.
- Авангардизм: футуризм: петербургская группа «Гилея»: В.Хлебников, В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Крученых, В.Маяковский. Е.Гуро; «Ассоциация эгофутуристов»: И.Северянин.
3. Живопись:
- Русская академическая школа: И.Е.Репин, В.И.Суриков, С.А.Коровин.
- Модерн: «Мир искусства»: А.Бенуа, Л.Бакст, Е.Лансере. Н.Рерих, К.Сомов.
- Символизм: М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.
- Авангардизм: «Бубновый валет»: П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк и др.
- Авангардизм + русские национальные традиции: В.Кандинский, М.Шагал, П.Филонов и др.
4. Скульптура:
- Импрессионизм: П.П.Трубецкой
- Импрессионизм + модерн: А.С.Голубкина
- Реализм: С.Т.Коненков
5. Архитектура:
- «Стиль модерн»: неорусский стиль: А.С.Мамонтов, В.Д.Поленов, В.М.Васнецов; «рационалистический модерн»: Ф.О.Шехтель.
- Неоклассицизм: И.В.Жолтовский
6. Музыка:
- Композиторы: С.Танеев, С.Рахманинов, А.Скрябин, И.Стравинский.
- Русская вокальная школа: Л.Собинов, И.Ершов, Ф.Шаляпин, А.Нежданова.
7. Балет:
- Постановщики: А.Горский, М.Фокин.
- Артисты балета: А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский и др.
8. Театр:
- Режиссеры: К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов.
9. Кинематограф:
- Режиссер: Я.Протазанов.
- Актеры: И.Мозжухин, В.Холодная, В.Максимов, А.Коонен и др.
Кластер можно сделать более объемным, вписывая в него названия произведений, музыкальных жанров и т.д.
В результате работы у ученика появляется схема, в которой отражена и обобщена вся полученная информация.
Заключительный этап
Подведение итогов.
Мы достигли поставленных целей?
Учащиеся записывают домашнее задание:
1. К какому художественному направлению относятся приведенные ниже стихотворные строки?
Ангелы опальные,
Светлые, печальные,
Блески погребальные
Тающих свечей;
Грустные, безбольные,
Звоны колокольные,
Отзвуки невольные,
Отсветы лучей…
К.Бальмонт
2. Подготовиться к обобщающему уроку.
Литература:
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. XX век» (9 класс) М., «Просвещение», 2002
- Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России: XX век» (Компьютерный учебник) М., Клио Софт, 2001
- Дэвид Клустер «Что такое критическое мышление?» ИД «Первое сентября», газета «Русский язык» №29/2002
- С.В.Столбунова «Развитие критического мышления. Апробация технологии» ИД «Первое сентября», газета «Русский язык» №28/2003
- Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ИД «Первое сентября», газета «Русский язык» №15/2004