Программные задачи:
- Упражнять детей в словообразовании и практическом употреблении относительных прилагательных по лексической теме «Продукты питания».
- Упражнять в согласовании относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Учить составлять композицию из фруктов («Портрет»).
- Развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое внимание.
- Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
- Совершенствовать просодическую сторону речи: выразительные мимику и жесты, ритм, правильное дыхание.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки, здоровый образ жизни.
Оборудование.
Демонстративный и раздаточный (изготавливается логопедом) иллюстративный материал:
- муляжи фруктов;
- натуральные фрукты;
- сгущённое молоко;
- грецкие орехи;
- одноразовая посуда;
- краски, кисточки;
- решётки для раковин;
- медали для победителей (изготавливаются логопедом).
Подготовительная работа.
За несколько дней до занятия дети получают приглашение в Королевство вкусной и здоровой пищи на конкурс поваров. Дети приносят из дома рецепты вкусных блюд, рассказывают о пользе и вреде пищи, знакомятся с правилами этикета и др.
Вступительная часть.
Логопед: Ребята, вы помните, что за приглашение мы получили в понедельник?
- Кто его прислал?
- За эту неделю мы много узнали о Королевстве вкусной и здоровой пищи и готовы принять участи в испытания!
- Посмотрите, сколько зрителей будут поддерживать нас!
Основная часть.
Первое испытание «Четвёртый лишний».
Логопед: Повару принесли подносы с продуктами. Посмотрите и определите, какой продукт здесь «лишний». Объясните свой выбор.
- 3 молочных продукта – 1 мясной.
- 3 мучных продукта – 1 молочный.
- 3 молочных продукта – 1 кондитерский.
- 3 кондитерских – 1 фрукт.
- 3 молочных – 1 мясной.
- 3 мясных – 1 овощ.
Второе испытание «Торт».
Логопед: Если мы правильно выберем продукты, у нас получится замечательный торт.
(Разрезная и целая картинки торта.)
- Если мы украсим торт шоколадом, то какой торт получится? (Шоколадный.)
- Йогуртом – ...... .
- Сливками – ...... .
- Мёдом – ...... .
- Ягодами – ...... .
- Карамелью – ...... .
- Фруктами – ...... .
Третье испытание «Сок» (продуктивная деятельность).
Логопед: Сейчас мы с вами будем изготавливать сок. Возьмите любой фрукт и подойдите к баночкам с водой и краскам (гуашь).
- Какой у тебя фрукт? (Яблоко.)
- Какой из него получится сок? (Яблочный.)
- Какую краску ты возьмёшь для приготовления сока? (Зелёную.)
- Какой сок у тебя получился? (Яблочный.)
(Логопед беседует с каждым ребёнком.)
Четвёртое испытание «Ассорти».
Логопед: Возьмите любой фрукт и встаньте парами, кто с кем хочет.
- Если соки из ваших фруктов окажутся в одном стакане, какой сок получится? (Фруктовый.)
- А если соки только двух фруктов, то он будет называться ……..
- лимонно-апельсиновым;
- виноградно-грушевым;
- яблочно-гранатовым.
Пятое испытание «Решётки» (мелкая моторика рук).
Логопед: Давайте вспомним стихотворение о королевском коте и покажем, как он охранял сметану повара Степана. Представьте себе, что решётка – это кладовка, заставленная продуктами, поэтому пальчики надо поднимать высоко!
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану.
А когда настал обед,
Кот сидит – сметаны нет.
Помогите-ка Степану –
Поищите с ним сметану.
Где же, где же ты, сметана,
Нашего Степана?
(Дети «шагают» пальчиками по решётке (для раковин), а потом показывают, где «сметана нашего Степана», поглаживая свой животик: «У котика в животике!»)
- А что ещё может съест в кладовой королевский кот? Правильно:
- холодец из мяса – мясной холодец;
- запеканку из творога – творожную запеканку;
- коктейль из яиц – яичный;
- кашу с молоком – молочную;
- пельмени с рыбой – рыбные;
- колбасу из курицы – куриную.
Шестое испытание «Манная каша» (музыкальная физкультурная минутка).
Логопед: Принцесса Даша любит каши. Давайте поиграем с ней.
- Имитация движений, показывающих процесс приготовления каши.
- Имитация кипения большой кастрюли – громко и медленно произносим «пых-пых» и маленькой – тихо и быстро.
(Перед детьми тарелочки с крупой: рис, манка, гречка, пшено, перловка, овёс.)
Логопед: Определите с закрытыми глазами крупу в тарелке.
- Принцесса Даша любит кашу:
- из овса – овсяную кашу;
- из гречки – гречневую;
- из риса – рисовую;
- из перловки – перловую;
- из манки – манную;
- из пшена – пшённую.
- Ой, каша горячая! Давайте подуем на неё!
(На тарелках с крупой приклеены ниточки, имитирующие пар. Отрабатываются разные типы дыхания: нос-рот, рот-рот.)
Пауза на расслабление.
Логопед: Овсяную кашу часто называют овсянкой.
- А вы знаете, что так же называют маленькую птичку (показ картинки)?
- У нас есть возможность послушать её пение в королевском саду (звукозапись).
(Дети лежат на ковре с закрытыми глазами.)
Седьмое испытание «Пирожки».
Логопед: Испечём мы королеве вкусный пирожок (имитация разминания и раскатывания теста: в ладошках детей грецкие орехи).
- Снимите салфетку и скажите, с какой начинкой будет у вас пирожок (контур пирожка с картинкой – «начинкой» внутри):
- из рыбы – с рыбной начинкой;
- из риса – с рисовой начинкой;
- из фруктов – с фруктовой начинкой;
- из моркови – с морковной начинкой;
- из мяса – с мясной начинкой;
- из овощей – с овощной начинкой;
- из грибов – с грибной начинкой;
- из яблок – с яблочной начинкой.
Восьмое испытание «Сладкие портреты».
Логопед (с короной): Здравствуйте, ребята! Я – Королева Сладкоежка! Очень рада приветствовать вас в моём королевстве!
- Вы прошли все испытания и я вручаю вам ордена поваров королевской кухни.
(Вручение орденов.)
- Приглашаю вас на сладкий пир. Давайте приготовим фруктовый салат «Портрет». Выложим на тарелочке со сгущённым молоком фруктами свои портреты.
(В процессе выполнения задания королева Сладкоежка (логопед) беседует с каждым ребёнком.)
- Какие глаза будут на твоём портрете? Глаза? Носик? Рот?
- Расскажи о своём фруктовом салате. (На моём «Портрете» виноградные глаза, банановый нос и апельсиновый рот.)
Заключительная часть.
Логопед – королева Сладкоежка: Что вам больше всего понравилось делать в моём королевстве?
- Желаю вам здоровья и жду новых встреч! До свидания!
Дети с логопедом «возвращаются» в детский сад, рассказывают гостям о приключениях в Королевстве вкусной и здоровой пищи. Дети и гости пьют чай.