Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей”. Естественно, что на состояние воспитанности учащихся и выпускников школ оказывает огромное влияние вся социокультурная ситуация в обществе. Она и порождает проблемы:
- потеря национальных ценностных ориентиров;
- социальное расслоение общества ;
- размывание культурного слоя нации;
- недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями.
Я считаю, что на современном уровне в качестве основных направлений содержания воспитательной работы определены:
- организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
- обеспечение нравственного, духовного интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
- организация работы по нравственному патриотическому воспитанию;
- развитие творческих способностей, инициативы детей и взрослых;
- приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
От многолетней позиции “делай как все” происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Каждый ребенок, как личность должен иметь свои задачи, свою жизненную программу.
Главная воспитательная задача - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы учеником не был в учебе - отличником или “серым” троечником – он индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Одним из самых существенных решений в рамках модернизации российского образования школы является сотрудничество семьи и школы, так как это два социальных института и от согласованности их действий зависит эффективность их процесса воспитания. В конвенции о правах ребенка говорится: “Ребенку для полного и гармонического развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания”. Но сегодня большинство родителей обеспокоены только материальным благосостоянием, поэтому возрастает дефицит общения родителей и детей. Недостаточно теплоты взаимодействий; уважения к старшим, к окружающим. Наших детей затягивает нынешняя действительность: алкоголизм, наркотики утрачивают свое значение такие слова, как дом, честь, патриотизм. И только на основе доверительных отношений с родителями можно вести совместную воспитательную работу. А общие дела, интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Такие проблемы, как детская преступность, наркомания не могут в принципе быть решены без участия семьи. То же самое и с оздоровительно-досуговой деятельностью, приобщением к труду, спорту, бережному отношению к природе. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни. Надежда Ивановна Мусихина убеждена, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую личность, учителю и родителям необходимо действовать сообща, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
При планировании работы учитываются не только особенности региона, народные традиции, школьный уклад, единство игровой и познавательной деятельности, но и семейные методы воспитания, образ жизни, материальное положение. Ведущая педагогическая идея опыта выступает в создании модели организации жизнедеятельности классного коллектива: целостной системы работы учителя начальных классов с детьми и родителями, взаимодействие ребенка, родителя и учителя не только в первые четыре года обучения, но и в последующие годы пребывания в школе; в формировании личности, имеющей высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения. Только такая личность сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности и быть готовой к трем главным ролям реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Опыт основывается на научных разработках ведущих педагогов и психологов: А.Н.Леонтьева (педагогика здравого смысла); Ш.А. Амонашвили (гуманно-личностная педагогика), С.Л.Рубинштейна (педагогика сотрудничества).
Учителем соблюдается последовательность в реализации опыта. Чтобы родители могли стать помощниками школы, подключиться к решению воспитательных задач, учитель оказывает психолого-педагогическую и методическую помощь. Организована работа с родителями:
Одной из наиболее продуктивных форм работы классного руководителя с родителями является родительское собрание, которое является школой повышения педагогической культуры родителей. Здесь формируется общественное мнение, родительский коллектив. Здесь идет совместное обсуждение и принятие решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного коллектива.
Выбор темы собрания обусловлено закономерностями развития личности ученика, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, педагогической культурой родителей. При этом отражаются интересы большинства родителей. А начинается работа с изучения семей: посещения на дому, наблюдения, анкетирования, тестирования, индивидуальных и групповых бесед, анализа детских анкет, рассказов, рисунков о семье. Собрание-мастерская “Я люблю своего ребенка” – это моделирование личности ребенка. Предлагаю анкету -анализ, в центре которой рисунок – мальчика или девочки. Слева от фигуры родители пишут все доброе, положительное, что имеется в ребенке, т.е. убеждаются в достоинствах сына или дочери, признаются сами себе в том, чем богаты их дети, в чем их родительская заслуга, что надо беречь и укреплять. Справа - качества, которые хотели бы видеть родители в ребенке завтра, через год, через пять лет, через десять лет. Отбираются качества, названные родителями чаще других и формируются цели, задачи работы с учениками на классных часах, совместных с родителями мероприятиях. Затем делаются долговременные задачи воспитания.
На этом же собрании определяются приоритетные темы для совместной деятельности с учетом возрастных особенностей. Родители и учитель заполняют таблицу, с помощью которой выявляются наиболее значимые для них темы последующих собраний, совместных видов деятельности родителей, детей и учителя. Так составляется перспективный план работы. По мере необходимости вношу свои коррективы.
К каждой встрече с родителями готовлю мини-доклады, сообщения, изучает научно-методическую литературу, готовит советы психологов, составляет памятки для родителей. Применяются практикумы, нестандартные приемы – “шкатулка откровения” и “Дерево проблем”, “Конверт настроения” и “Конверт дружеских вопросов”, “Корзина чувств”.
Привлекаются активные родители к проведению собраний, готовятся сообщения с теми родителями, чей опыт является положительным примером. К таким собраниям можно отнести семейный совет “Садимся за уроки”, дискуссию “Развитие речи и общения детей”, круглый стол “Телевизор в жизни семьи и ребенка”. На встречах с родителями проводятся различные практикумы, беседы, дискуссии, анализ результатов анкетирования детей и родителей и их сравнение.
Следующее специально отведенное время для воспитательной работы в классной жизни - час общения родителей, детей и учителя. Общение предполагает взаимодействие между членами семьи, учащимися и учителем. Час общения имеет большую значимость, но требует и немало сил в его организации и длительную подготовку.
Атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, любви, уважения создана на часе общения “Родительский дом - начало начал” (2кл.) Затронут анализ анкеты для родителей. “Модель личности ребенка”, вытекающие из нее задачи. Дети знакомили своих родных с анкетой в рисунках “Моя семья в выходной день”. Папам предложено подумать, обсудить, что же надо изменить в распределении домашних дел в выходной день, как организовать совместный отдых.
Речь идет об ответственности мужа и жены за воспитание детей, за все, что происходит в семье. Детей и родителей ожидали подарки, сюрпризы, игры, минута откровения. В конечном итоге все ощутили взаимопонимание, любовь и дружбу.
Материал к часу общения “Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить (3 кл.) был создан на основе анализа предварительного анкетирования детей и родителей, классного часа “Когда мои друзья со мной”, мини-сочинений “Мой самый счастливый день”. “Считаете ли своих родных друзьями и почему”, рассказов о семье. Он включает психологические ситуации, ролевые игры. Вместе с родителями придумывали диалоги, подбирали и сочиняли сценки, стихи, советы детям и родителям, учили роли, выполняли рисунки. В ходе этого мероприятия провели минуту откровения “Цветик-семицветик”, практикум для родителей и детей, тестирование “Незаконченное предложение”. Семьи инсценировали ситуации из жизни, предлагая их для обсуждения: “Нет худа без добра”, “Разнообразие”, “Мне не хватает теплоты” и другие. Не обошлось и без игр, песен и юмора. И взрослые, и дети учились анализировать, думать, играть, учились общаться.
При подготовке часа общения “Твори добро” (4кл.) основная нагрузка легла на учащихся. Они ответили на вопросы анкет “Мой герой”, “Мои желания”, написали сочинения-размышления “Мой самый близкий человек”, “Письмо другу”, нарисовали рисунки “Три типа человеческой души”, “Гора жизни”, заготовили “ключики” и “сердечко”, выучили песни, стихи, сценки. Этому общению предшествовали классные часы “Как завоевать друзей”, “Золотые ключики к сердцам”. Цели ставятся более нравственные. Дети учатся рассуждать, анализировать, сравнивать, вести беседу о душевных качествах человека. Они приобщаются к урокам добра, милосердия, целеустремленности, формированию личных качеств.
Как своеобразный открытый урок, соревнование проведён час развития. Час развития подводит итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, на встречах и во время подготовки к нему, выявляются способности детей, их увлечения. Так на встрече “Папа, мама, я – читающая семья, дети с родителями демонстрируют знания в литературных жанрах. У воспитанников появляется интерес к чтению, желание знакомства с новыми книгами.
Час развития “Этикет” – это обобщение и дополнение знаний уроков речевой культуры, знакомство с уровнями общения: “королевский”, “наш”, “дружеский”, “лучше не надо”. Практикум “Уровни речевого этикета помогают в повседневной жизни правильно употреблять слова приветствия и прощания. Час развития – это поиск ответов на вопросы.
Проблема воспитания способности детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.
Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у ребят отмечу интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие возможности творческих проявлений детей. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления. “Конкурс интеллектуалов” способствует формированию и развитие творческих способностей, созданию поисковой атмосферы, познавательной активности. “Брейн-ринг” приобщает ребят к изучению русского языка, обучает работе в группах.
Здоровье детей – главная ценность. С целью потребности в здоровом образе жизни проведены собрание-обмен мышлениями “Физическое воспитание школьников”, спортивный конкурс “Папа, мама, я – спортивная семья”, классный час “За здоровый образ жизни”. В ходе мероприятий выявлено отношение к спорту детей и родителей, к соблюдению режима дня, поднят вопрос о значимости утренней гимнастики, посещение спортивных секций.
Нельзя не отметить такой вид совместной работы, как “Вечера общения и отдыха”. Здесь выявляются способности, расширяются знания учеников, создается атмосфера для творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии. “Деревенские посиделки” построены так, что их можно считать продолжением уроков чтения. Главная цель его воспитания интереса и уважения к национальному художественному наследию, устному народному творчеству. Родители и дети отгадывают загадки, исполняют шутливые диалоги, читают скороговорки, проводят игры, инсценируют народные сказки.
Вечер отдыха “Святки” ближе к урокам истории. Он знакомит с историей празднования Нового года в России, с понятием “святки” и рядом христианских обычаев, обрядов в нашей станице. Хозяева встречи - родители: хозяйка, хозяин, Дед Мороз и т.д. Они одаривают “колядников”, вступают с детьми в диалоги, поют рождественские песни “Святки” способствуют развитию артистических способностей, умению веселиться в кругу одноклассников, родительского коллектива.
Хочется отметить необычность “Чествования родителей отличников и хорошистов”. Это совместный праздник для детей, родителей и учителей. И подготовка к нему общая. Вручение благодарственных писем, торжественность сменяется “веселыми уроками”, открытым родительским собранием”, смешными сценками. На сцене герои “необычной школы”, “звезды эстрады”, “съемки фильма”, а среди них мамы, папы, бабушки.
А чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к учебной деятельности, следить за их интеллектуальным ростом, провожу день открытых дверей, открытые уроки. Родителям предоставляется возможность убедиться, в успехах детей. Наблюдая за детьми на уроках, родители видят, какую помощь необходимо оказать ребенку, на что обратить внимание. Уроки строю так, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки поняли, как многому мы научились, что дети учатся в школе не только писать, считать и читать, но и быть пытливыми, любознательными, внимательными, добрыми, отзывчивыми. Посещение открытых уроков убеждает их в том, что заинтересованный труд ребенка приносит более ощутимые результаты, нежели понукание, окрик. Особенно частые гости взрослые на уроках и внеклассных мероприятиях по кубановедению.
Используются самые разнообразные средства воспитательного воздействия: учебные формы; мультимедиа технологии; музыкальные сопровождения, плакаты с высказываниями, выдающихся людей, пословицами и поговорками; выставки литературы для детей и родителей; иллюстрации, детские рисунки, схемы, поделки; фотовыставки, мини-сочинения и сочинения-размышления; семейные реликвии; портреты деятелей педагогики и литературы; благодарственные письма; минуты откровения; инсценировка ситуаций из жизни школы и семьи. Все эти приемы помогают ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, своей значимости и необходимости, вызывают чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться нравственных целей.