Цели:
- образовательные – повторить, обобщить знания учащихся по теме, продолжить формирование вычислительных навыков учащихся;
- развивающие – через решение заданий, постановку дополнительных вопросов активизировать деятельность учеников; формировать умение излагать свои мысли; развивать логическое мышление;
- воспитательные – прививать интерес к математике, воспитывать веру в свои силы; учить коллективной и самостоятельной работе. (Слайд 2, Приложение 1)
Оборудование:
- Компьютер
- Тестовые задания
- Бланки ответов
План урока
- Организационный момент.
- Разминка. Устный счет.
- Станция “Историческая”.
- Станция “Наблюдательная”.
- Станция “Соображай-ка”.
- Станция “Переезд”.
- Станция “Конечная”.
- Домашнее задание.
(Слайд 3)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение, улыбнемся друг другу. Улыбнулись! Садитесь.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на математическом поезде в страну “Дроби”.
Тема нашего урока “Дроби”. Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по данной теме, закрепить правила действий с дробями, развивать логическое мышление, прививать интерес к математике.
На протяжении многих уроков мы с вами учились выполнять действия с дробями. На уроке вы должны показать свое умение решать задачи, уравнения, умение считать. Нам понадобятся ваши знания и внимательность. Отправляясь в путешествие в страну “Дроби”, мы с вами побываем на станциях “Историческая”, “Наблюдательная”, “Соображай-ка”, “Переезд”, “Конечная”, где мы закончим свое путешествие.
2. Разминка. Устный счет
– Перед тем как отправиться в путешествие несколько минут на сборы. Проведем разминку “Устный счет”.
1. Вычислите:
;
;
;
;
;
;
;
;
; ![]()
2. Представьте в виде смешанных чисел:
;
;
;
3. Представьте в виде неправильных дробей числа:
;
;
.
Итак, мы успешно справились с заданиями и можем отправляться в путешествие. За время путешествия выявим самых активных пассажиров. За каждый правильный ответ будет вручаться жетон.
(Слайд 4)
3. Станция “Историческая”
Наше путешествие начинается со станции “Историческая”, на которой мы познакомимся с историей возникновения дробей.
Дроби появились в глубокой древности. В самых древних дошедших до нас письменных источниках – вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах встречаются не только натуральные числа, но и дроби. Дроби были нужны, чтобы выразить результат измерения длины, массы, площади в случае, когда единица измерения не укладывается в измеряемой величине целое число раз.
Не всегда результат стоимости товара или долю, полученную, при разделе добычи удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “дробить” – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались – “ломаные числа”. У других народов название дроби также связано с глаголами “ломать”, “разбивать”, “раздроблять”.
В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки:
Грош –
копейки, полушка –
копейки.
Современное обозначение дробей берет свое
начало в Древней Индии; его стали использовать и
арабы, а от них в XII–XIV вв. оно было заимствовано
европейцами. Вначале в записи дробей не
использовалась дробная черта; Например, числа
,
записывались так:
| 1, 5 |
2 1 3 |
Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и применять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввел слово “дробь”. Названия “числитель” и “знаменатель” ввел в 13 веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.
(Слайды 5, 6)
4.Станция “Наблюдательная”
Перед посадкой в поезд нужно купить билеты, билет считается купленным, если вы на станции “Наблюдательная” ответите на заданные вопросы. Один отвечает, а все остальные слушают, если допущена ошибка, то исправляют и дополняют. Итак, слушаем вопросы.
- Что показывает знаменатель дроби?
- Что показывает числитель дроби?
- Какая дробь называется правильной?
- Какая дробь называется неправильной?
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как из неправильной дроби выделить целую часть?
- Как записать смешанное число в виде неправильной дроби?
- Как складывают или вычитают смешанные числа?
(Слайд 7)
Билеты куплены. Поезд движется. Следующая станция не близко, и пассажиры коротают время пути за выполнением тестовых заданий. В тетрадях поставили № варианта. Все задания выполняете в тетради, а в бланке ответа записываете номер правильного ответа.
Заполним бланки. На бланках записываем фамилию, имя и номер варианта.
ТЕСТ
Вариант 1
1. Представьте в виде неправильной дроби ![]()
1)
2)
3)
4)
2. Выделите целую часть из неправильной дроби ![]()
1)
2) 2
3) 3
4) 3
3. До обеда тракторист вспахал
поля. Какую часть поля ему
осталось вспахать?
1)
2)
3)
4)
4. В ящике было 5
кг яблок, а в корзине на 1
больше. Сколько
килограммов яблок было в корзине?
1) 4
2) 6
3)
4)
5. Вычислите:
– ![]()
1)
2)
3)
4)
6. Решите уравнение:
= 6
1) 5 2) 6 3) 15 4) 21
(Слайд 8)
Вариант 2
1. Представьте в виде неправильной дроби ![]()
1)
2)
3)
4)
2. Выделите целую часть из неправильной дроби ![]()
1)
2)
3)
4)
3. Ученик прочитал
книги. Какую часть книги ему осталось
прочитать?
1)
2)
3)
4)
4. Продолжительность фильма
часа, а спектакля на
часа больше.
Сколько времени длится спектакль?
1)
2)
3)
4)
5. Вычислите:
– ![]()
1)
2)
3)
4)
6. Решите уравнение:
=8
1) 0 2) 4 3) 18 4) 14
(Слайд 9)
Коды ответов.
| I | II |
| №1 – 4 №2 – 4 №3 – 1 №4 – 2 №5 – 2 №6 – 4 |
№1 – 1 №2 – 1 №3 – 2 №4 – 4 №5 – 2 №6 – 4 |
(Слайд 10)
Критерии оценок:
“5” – 6
“4” – 5
“3” – 3-4
“2” – 2-1
(Слайд 11)
После выполнения заданий, тетради закрыли и отложили в сторону, проверяем бланки. Неправильные номера ответов зачеркните, и поставьте себе оценку, пользуясь шкалой. Проверка ответов.
5. Станция “Соображай-ка”
Наш поезд прибывает на станцию “Соображай-ка”.
Здесь вам будет предложено несколько не совсем обычных заданий.
1. Вместо треугольников впишите такие числа, чтобы данные равенства оказались верными:
а)
; б)
; в) ![]()
2. Из чисел 1;
;
;
выберите
наибольшее.
3. Найдите ошибку в решении следующих заданий:
а)
(Слайд
12)
б) 
6. Станция “Переезд”
Следующая станция, на которую прибывает наш поезд “Переезд”. На этой станции необходимо усилить внимание. В тетради записываем число, классная работа.
1. Решаем задачу:
В один из дней зимних каникул мальчик
часа катался на
лыжах, а на коньках на
часа меньше. Сколько всего времени он
катался на лыжах и коньках?
2. Решаем уравнение ![]()
(Слайд 13) ![]()
7. Станция “Конечная”
Поезд прибыл на станцию “Конечная”, наше путешествие закончилось. Подведем итоги. Для этого решим несколько примеров и установим соответствие между полученными ответами и буквами, заполнив таблицу.
;
;
;
;
;
; ![]()
;
;
;
;
;
; ![]()
| 3 | 1 | |||||
| М | О | Л | О | Д | Ц | Ы |
Выявим самых активных пассажиров нашего поезда. (Выставление оценок).
8. Домашнее задание
(Слайд 14)