Цель:
Задачи:
- познакомить учащихся с некоторыми новыми способами применения бросовых материалов;
- выработать у учащихся умения и навыки, необходимые в повседневной жизни;
- развивать творческие способности и познавательные интересы детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;
- способствовать формированию эстетического вкуса, бережного отношения к природе, положительных качеств личности.
Используемые активные формы познавательной деятельности: обсуждение проблемы, практическая работа, кроссворд;
Используемые методы организации занятия:
- репродуктивный;
- репродуктивно-творческий;
- работа со словарем;
- методы практической работы;
- наглядный метод обучения;
- проблемный метод;
- рассказ; беседа; консультация.
- работа с инструктивными картами, схемами.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- 4 стола (по количеству практических станций в лабиринте);
- Рисунок "Незнайка с вопросом";
- Сундук с конвертом;
- Инструктивные карты;
- Образцы работ;
- Конфетные обертки;
- Пустые коробочки разных размеров;
- Трубочки от сока;
- Пластмассовые ячейки от Киндер - сюрприза;
- Пластилин;
- Цветная бумага;
- Ножницы;
- Клей;
- Коробка с песком;
- Кисточки;
- Фломастеры;
- Листы чертежной бумаги формат А-4.
Ход урока
Организационно - подготовительный этап.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада новой встрече с вами, где руки - не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное.
-Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наш урок необычным и запоминающимся.
- Оглянитесь вокруг. Что сегодня не как всегда? (ответы детей) Поприветствуем, друг друга доброй улыбкой, настроимся на довольно трудное загадочное путешествие по лабиринту, который лежит перед вами.
- Как вы считаете, что такое "лабиринт"? (ответы детей)
- А вот какое определение этого понятия дает Ожегов, создавший в знаменитый словарь.
- Вот и мы сегодня зайдем в интересный лабиринт, в котором на пути нам будут встречаться длинные переходы, просторные залы, причудливые галереи, тупики, не дающие возможности двигаться вперед.
- У вас появляется прекрасная возможность стать первооткрывателями, исследователями, искателями удивительных кладов, состоящих из полезных знаний и умений. И каждый из вас попробует сделать нашу планету чище и прекраснее, превращая многочисленные отходы жизнедеятельности человека в массу полезных и нужных вещей (показать указкой на гору отходов и на выставку поделок).
Конструктивный этап:
а) Основной этап.
-В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего часа. Какие вещи вы можете назвать? (ответы детей)
- Если природный материал, перегнивая, дает плодородный слой почве, на котором потом растут цветы, деревья, грибы, то изделия из пластмассы, и из полиэтилена, пластмассовые бутылки, пробки: не перегнивают в почве, и поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю так как они засоряют природу. Их нельзя сжигать, так как они при сжигании выделяют ядовитые вещества в воздух, которым мы дышим, следовательно, вредят нашему здоровью. Поэтому, такие материалы называют бросовыми. А ведь с каждым годом его становится все больше и поэтому ученые, экологи ищут пути утилизации, вторичной переработки бросового материала. Строят специальные заводы, но их еще очень мало. И пока ученые решают эту проблему, творческие люди, народные умельцы мастерят из них различные сувениры, поделки, нужные в быту вещи. Мы с вами сегодня превратимся в таких умельцев, и будем творить чудеса в мастерской.
- И девизом нашего сегодняшнего познавательного путешествия станет "ОЧЕНЬ ЛЮБИМ МЫ ОТХОДЫ ПРЕВРАЩАТЬ В ДОХОДЫ"
- Путь по лабиринту отражен в маршрутном листе.
б) Систематизирующий этап.
- Наша первая остановка на пути - зал удивительных открытий "Чудо-коробочка". Посмотрите как много разных коробочек! Сколько же из них можно сделать игрушек и сувениров! Что для этого нам еще необходимо? (ответы детей)
-Мы уже не раз работали с разными видами бумаги. Для чего вообще нужна человеку бумага? (ответы детей) Вспомните, пожалуйста, какие поделки из пустых коробочек вы уже делали. А сейчас вы разделитесь на подгруппы и пофантазируете, каких еще животных можно изготовить.
Анализ образца
- какие материалы используются для работы?
- какие понадобятся инструменты?
- из скольких частей состоит поделка?
- как они соединены между собой?
Правила техники безопасности:
Ребята, вспомните, как безопасно работать с ножницами?
Какие правила надо соблюдать, работая с клеем?
Работа по инструктивным картам:
- Движемся дальше по лабиринту.
- Ребята, посмотрите, что это у нас на пути за препятствие? (кроссворд)
Мы не можем пройти дальше по галерее лабиринта, пока его не разгадаем.
( коллективная работа- разгадывание кроссворда) (Приложение 2)
- Успешно выполнив задание, вы можете прочесть в выделенных клетках название материала, с которым нам предстоит работать в следующем уголке запутанного лабиринта, (зашифрованное слово- трубочка)
- Эта остановка значится в маршрутном листе как "Волшебная трубочка"
- Вы любите получать подарки? (ответы детей)
- А дарить их? (ответы детей)
- Предлагаю вам разделиться на 2 группы и изготовить в подарок разноцветные бусы. Будет приятно и радостно и нам, и вам!
- Распределим работу (2 человека нарезают трубочки, 2 нанизывают, 1 придумывает дизайн бус) (коллективная работа), (пластмассовые трубочки для сока, разноцветные, разной длины; леска.)
- Огромное спасибо за подарок!
- Движемся по маршрутному листу дальше. Посмотрите ребята, кто это нам встретился на пути? (Незнайка) У него к нам вопрос: ЧТО ПОЛЕЗНОГО ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ Я СДЕЛАЮ, ЕСЛИ НЕ БУДУ ВЫБРАСЫВАТЬ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ?
- Давайте поможем ему ответить.
(по мере того как дети высказывают свои варианты, на доске появляются советы)
- Продлю жизнь вещам;
- Будет чище в городе
- Экономия семейного бюджета;
- Полезная вещь облегчит нашу жизнь;
- Изготовляя поделки, мы приобретаем умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.
-Движемся дальше!
-Вы ребята молодцы, уже прошли 4 препятствия, но на пути еще много нового и интересного. Вперед!
- Посмотрите куда мы с вами попали? (учащиеся рассматривают экспонаты)
- Принося вам, радость в виде вкусного шоколада и игрушки внутри, он потом остается невостребованным.
- А вот и наши киндер - сюрпризы: цветы, гусеница, сделанные своими руками.
- Ребята, а какую форму имеет киндер - сюрприз? (овал - правильной и вытянутой формы в виде яйца)
- А можно киндер - сюрприз представить в виде туловища какого то животного, птицы, рыбы? (можно)
- Посмотрите сколько фигурок животных, рыбок, птиц можно сделать, используя, киндер - сюрприз в качестве туловища, причем расположить его можно по разному: как в вертикальном положении, так и в горизонтальном, (одновременно показ образцов изготовленных и нарисованных на листах, прикрепленных к доске)
- Значит, если добавить к киндер - сюрпризу недостающие части задуманной фигурки животного, вашу фантазию и творчество, то ваш киндер - сюрприз преобразится, а вы станете настоящими волшебниками.
Поможет вам в этом технологическая карта порядка сборки изделия на примере поросенка. (Обращаюсь к технологической карте на доске)
- Сделать лапки (они есть у всех, 2 или 4) можно просто подставку, чтобы киндер - сюрприз был устойчивым.
- Затем добавляем детали мордочки характерные данному животному, в нашем случае пятачок и ушки.
- Добавляем глаза, рот, хвост.
-Я вам раздам инструктивные карты с планом изготовления некоторых животных. Вы дома самостоятельно сделаете сувенир либо по инструктивной карте, либо, пофантазировав, став на миг волшебником, придумаете свой.
- Но мы не можем пройти дальше не выполнив задание (задание: придумайте стихотворение или лозунг о использовании ОТХОДОВ)
- Посмотрите ребята, как много нужных, красивых поделок мы изготовили сами своими руками из, казалось бы, ненужных вещей. Мы прошли с вами по лабиринту, и попали в последний зал, откуда уже виден выход. Однако перед нами еще одна интересная вещь- сундук.
- Откроем его?! Достаньте и прочтите задание. (Задание: "Ребята, нарисуйте экологические плакаты. Как нужно беречь природу? Может вы придумаете новое применение бросовым материалам!?")
- На прошлом занятии вы индивидуально или в парах выполнили это задание. Кто может представить свою работу. (презентация 1,2 работ)
Аналитический этап. Рефлексия.
- Ребята, какую пользу каждый из нас может принести окружающему миру? (высказывания детей)
- Спасибо, ребята!
- Что вас удивило на сегодняшнем уроке? Что вы почувствовали, гуляя по лабиринту?
- Как вы думаете, лично вы сможете сделать наш город чище и красивее? И вот пришло время оценить нашу совместную деятельность.
- Кто устал?
- Кому было интересно?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Где возникали сложности?
- Большое спасибо за работу!
- Вы прекрасно трудились, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, пригодятся вам в дальнейшей учебе и повседневной жизни! Сейчас мы возьмем ваши плакаты и лозунги и прикрепим их на нашей игровой площадке. Но в нашем сундуке есть чудо-конфетка, сделанная из пластиковой бутылки она наполнена сладкими призами для вас. (Приложение 3)
- Вы заслужили, угощайтесь! До новых встреч!