Урок химии в 10-м классе "Физические свойства и способы переработки нефти"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • Изучение состава и физических свойств нефти.
  • Знакомство с некоторыми способами переработки нефти-пиролизом, гидроочисткой, риформингом.
  • Знакомство с проблемами окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов:

Оборудование: CD «Уроки Кирилла и Мефодия.10-11 класс», учебник химии 10 класса, автор Габриелян О.С., рабочий лист, алгоритм работы в группе, проектор, персональные компьютеры.

Ход урока

Урок изучения нового материала проходит при работе в четырех группах, с использованием CD «Уроки Кирилла и Мефодия.10-11 класс».

Каждая группа получает небольшую тему и алгоритм работы по заданной теме.

Группа № 1 работает над темой:Физические свойства нефти, ее состав, нахождение, в природе, транспортировка.

Группа№2. - Первичная переработка нефти. Применение нефтепродуктов.

Группа №3. - Вторичная переработка нефти- пиролиз, гидроочистка, риформинг).

Группа №4. - Экологические проблемы, связанные с использованием и транспортировкой нефти.

Алгоритм работы в группе № 1.

  1. Используя необходимую страницу: тема 7, урок 16, часть 1 в электронном учебнике «Уроки Кирилла и Мефодия», изучите материал:
  • нахождение в природе;
  • физические свойства;
  • состав нефти.
    и сделайте необходимые записи в рабочем листе.
  1. Прочитайте печатный материал «Хранение и транспортировка нефти», сделайте записи.
  2. Используя знания, полученные из средств массовой информации, заполните пункт «Экологические проблемы, связанные с транспортировкой нефти».
  3. Определите докладчика от группы.
  4. Докладчику: Свое выступление начните со слов : «Наша группа работала над вопросом нахождения нефти в природе, физическим свойствам составом нефти и транспортировкой. …
  5. После окончания сообщения необходимо ответить на возникшие вопросы у групп.

Подобными алгоритмами пользуются учащиеся других групп.

Группа №1 получает так же небольшую статью: 

Хранение и транспортировка нефти.

Транспортировка нефти и газа на нефтеперерабатывающие химические заводы и на электростанции очень удобна. По железным и автомобильным дорогам нефть перевозят в цистернах, а по морям и океанам — в нефтеналивных судах—танкерах. Но во многих случаях нефть и газ можно подавать на любые расстояния по трубам.

Нефтепроводы и газопроводы—магистрали из стальных труб, уложенных неглубоко в земле, — протянулись на десятки тысяч километров.

А вот хранить нефть и газ сложнее, чем уголь и руду. Для хранения нефти и получаемых из нее нефтепродуктов, например бензина, нужно строить специальные металлические резервуары. Они похожи на гигантские консервные банки. Стенки нефтехранилищ окрашивают серебристой алюминиевой краской, хорошо отражающей солнечные лучи, чтобы нефть и нефтепродукты не нагревались.

Каждый учащийся получает так же рабочий лист, на котором работает в течение всего урока.

Рабочий лист: Приложение 1

Каждая группа работает по изучению своего материала в течение 15-20 минут.

Затем выступают докладчики от каждой группы. Их выступления сопровождаются слайдовой презентацией. (Приложение 2).Учащиеся заполняют рабочий лист.

В заключение урока учащимся предлагается небольшой проверочный тест.

Проверь себя!

  1. Нефть разных месторождений имеет разный цвет, т.к.
    а) находится на разной глубине в недрах Земли;
    б) имеет разное соотношение углеводородов;
    в) плохо растворима в воде.
  2. Первичной переработкой нефти является:
    а) гидроочистка
    б) пиролиз
    в) ректификация.
  3. При ректификации нефти самая легкая фракция
    а) бензин
    б) керосин
    в) мазут
  4. При ректификации нефти самая тяжелая фракция:
    а) бензин
    б) керосин
    в) мазут
  5. Благодаря какому свойству нефть в ректификационной колонне делится на фракции:
    а) разной растворимости
    б) разной температуре кипения
    в) разной глубине залегания
  6. Пиролиз – процесс, при котором происходит:
    а) каталитическое разложение нефтепродуктов
    б) очистка нефтепродуктов под действием водорода
    в) разложение нефтепродуктов без доступа кислорода

При достаточном количестве компьютеров эту работу можно провести в электронном варианте. (Приложение 3)