Цель урока:
- Изучение состава и физических свойств нефти.
- Знакомство с некоторыми способами переработки нефти-пиролизом, гидроочисткой, риформингом.
- Знакомство с проблемами окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов:
Оборудование: CD «Уроки Кирилла и Мефодия.10-11 класс», учебник химии 10 класса, автор Габриелян О.С., рабочий лист, алгоритм работы в группе, проектор, персональные компьютеры.
Ход урока
Урок изучения нового материала проходит при работе в четырех группах, с использованием CD «Уроки Кирилла и Мефодия.10-11 класс».
Каждая группа получает небольшую тему и алгоритм работы по заданной теме.
Группа № 1 работает над темой:Физические свойства нефти, ее состав, нахождение, в природе, транспортировка.
Группа№2. - Первичная переработка нефти. Применение нефтепродуктов.
Группа №3. - Вторичная переработка нефти- пиролиз, гидроочистка, риформинг).
Группа №4. - Экологические проблемы, связанные с использованием и транспортировкой нефти.
Алгоритм работы в группе № 1.
- Используя необходимую страницу: тема 7, урок 16, часть 1 в электронном учебнике «Уроки Кирилла и Мефодия», изучите материал:
- нахождение в природе;
- физические свойства;
- состав нефти.
и сделайте необходимые записи в рабочем листе.
- Прочитайте печатный материал «Хранение и транспортировка нефти», сделайте записи.
- Используя знания, полученные из средств массовой информации, заполните пункт «Экологические проблемы, связанные с транспортировкой нефти».
- Определите докладчика от группы.
- Докладчику: Свое выступление начните со слов : «Наша группа работала над вопросом нахождения нефти в природе, физическим свойствам составом нефти и транспортировкой. …
- После окончания сообщения необходимо ответить на возникшие вопросы у групп.
Подобными алгоритмами пользуются учащиеся других групп.
Группа №1 получает так же небольшую статью:
Хранение и транспортировка нефти.
Транспортировка нефти и газа на нефтеперерабатывающие химические заводы и на электростанции очень удобна. По железным и автомобильным дорогам нефть перевозят в цистернах, а по морям и океанам — в нефтеналивных судах—танкерах. Но во многих случаях нефть и газ можно подавать на любые расстояния по трубам.
Нефтепроводы и газопроводы—магистрали из стальных труб, уложенных неглубоко в земле, — протянулись на десятки тысяч километров.
А вот хранить нефть и газ сложнее, чем уголь и руду. Для хранения нефти и получаемых из нее нефтепродуктов, например бензина, нужно строить специальные металлические резервуары. Они похожи на гигантские консервные банки. Стенки нефтехранилищ окрашивают серебристой алюминиевой краской, хорошо отражающей солнечные лучи, чтобы нефть и нефтепродукты не нагревались.
Каждый учащийся получает так же рабочий лист, на котором работает в течение всего урока.
Рабочий лист: Приложение 1
Каждая группа работает по изучению своего материала в течение 15-20 минут.
Затем выступают докладчики от каждой группы. Их выступления сопровождаются слайдовой презентацией. (Приложение 2).Учащиеся заполняют рабочий лист.
В заключение урока учащимся предлагается небольшой проверочный тест.
Проверь себя!
- Нефть разных месторождений имеет разный цвет, т.к.
а) находится на разной глубине в недрах Земли;
б) имеет разное соотношение углеводородов;
в) плохо растворима в воде. - Первичной переработкой нефти является:
а) гидроочистка
б) пиролиз
в) ректификация. - При ректификации нефти самая легкая фракция
а) бензин
б) керосин
в) мазут - При ректификации нефти самая тяжелая фракция:
а) бензин
б) керосин
в) мазут - Благодаря какому свойству нефть в ректификационной колонне делится на фракции:
а) разной растворимости
б) разной температуре кипения
в) разной глубине залегания - Пиролиз – процесс, при котором происходит:
а) каталитическое разложение нефтепродуктов
б) очистка нефтепродуктов под действием водорода
в) разложение нефтепродуктов без доступа кислорода
При достаточном количестве компьютеров эту работу можно провести в электронном варианте. (Приложение 3)