Вид урока: обобщающий.
Технология: технология групповой работы.
Задача урока: расширить кругозор учащихся и обобщить знания по экологии, окружающему миру и краеведению.
Обобщающая цель: обобщить и систематизировать знания о растениях и животных.
Развивающая цель: развивать познавательные умения, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.
Воспитательная цель: воспитать у учеников бережного отношения к родной природе; воспитать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки; воспитать человека культуры, уважающего личность другого человека.
Ход урока
1. План действий учителя и учащихся.
Для данного урока заранее столы расставлены так, чтоб дети сели по группам (по 4 типу, урок контроля, организуется самооценка, самоанализ). На каждом столе стоят карточки с надписью «Отдел по охране…»
Учитель: Сегодня наш урок пройдет в виде конференции. Все вы представляете «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске) Каждая группа учеников – отдел по охране. Прочитайте таблички на своем столе ( отделы следующие: по охране зверей, птиц, насекомых, растений).
2. Задача урока
- сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа»
- Вам придется самостоятельно составить « свод законов о природопользованию» и отразить каждый закон в определенном знаке.
- каждому надо определиться в своем отношении к природе.
3. Задания каждому «отделу»
Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости и равнодушия. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками. Каждому отделу учитель раздает карточки с заданиями. На обсуждение, на выполнения задания и на отвечающих отводится 10-15 минут.
Пока дети готовятся, учитель отводит каждому «отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих знаков.
Карточка 1. (отдел по охране зверей)
Отгадайте загадки.
- Серовато – зубовато
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. - Летом гуляет,
А зимой отдыхает. - Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет –
И орешки грызет.
Расскажи об одном из этих животных по плану:
- Внешний вид.
- Место обитания.
- Убежище (нора, дупло, берлога)
- Чем питается?
- Почему человек истребляет?
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
ЗАЯЦ и КРОТ.
- Сколько лет, сколько зим! Ты ли это, брат Заяц?
- Я, Крот, я. Как видишь.
- В том-то и дело, Косой, что ничегошеньки-то я не вижу. Глаза у нас, кротов, совсем никудышные.
- По запаху узнал: мокрой шерсткой пахнешь, горькой осинкой. Вот радостная встреча!
ВОПРОСЫ:
- Почему Крот ничего не видит?
- Что помогает ему находить пищу и определить место нахождения?
Составить правила защиты зверей. Нарисовать запрещающие знаки.
Карточка 2. (Отдел по охране птиц.)
Отгадайте загадки.
- Летать летаю,
Птиц всех забиваю. - Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Расскажи об одной из этих птиц по плану.
- Внешний вид.
- Место обитания.
- Есть ли у этой птицы особенности, какие?
- Чем питается?
- Почему истребляется человеком?
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
ВОРОБЕЙ и СИНИЦА. Н. Сладков.
- Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь – чистишь их, что ли?
- Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью 3000 перьев, а к весне осталось всего 2600 перьев.
- Четыреста перьев за зиму потеряла?!
- Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю! Как из подушки летят. Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть и довольно.
Вопросы:
- Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме?
- Какая из этих птиц постоянно живет около жилья человека?
Составить правила защиты птиц и их потомства.
Нарисовать знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка 3. (отдел охраны насекомых)
Отгадайте загадки.
- Не птичка,
А с пестрыми крылышками. - Рогат, да не бык
Шесть ног, да без копыт. - Летит пищит,
Сядет – молчит,
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет.
Расскажи об одном из этих насекомых по плану:
- Внешний вид.
- Место обитания.
- Чем интересно насекомое?
- Чем питается?
- Почему человек истребляет?
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Семья муравья. А. Ладонщиков.
Кузнечик встретился в лесу
С рабочим муравьем.
Он нес такой огромный сук,
Что не поднять вдвоем.
- Давай попрыгаем с тобой!
Кузнечик предложил.
- Нет, не могу, спешу домой.
- А где твой дом, скажи?
- Наш дом под елкой, возле пня…
Ответил Муравей.
- А какова у вас семья?
- На свете нет дружней семьи!
- И много вас?
- Не сосчитать. Наверное, тысяч двадцать пять
Работников и воинов.
ВОПРОС: Что вы знаете о муравьях?
Составить правила защиты насекомых.
Нарисовать знаки, запрещающие вредить насекомым.
Карточка 4. (отдел охраны растений)
Отгадайте загадки
- Что летом и зимой
В рубашке одной.
Стоит красавица на полянке: - В белом сарафане -
В зеленом полушалке.
Расскажи об одном из этих растений по плану:
- Внешний вид.
- Где растет?
- Чем интересно растение?
- Как человек использует?
Прочитайте текст, ответьте на вопросы:
ДУБ и ВЕТЕР.
- Ну, Дуб, вымахал же ты, братец, - чуть не до небес. Выше тебя в лесу и дерева нет. С чего это тебя так вытянуло?
- Помню, только еще из желудя, высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: « А что там за травой скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю: «А что там за кустами?» Ни днем, ни ночью покою не было: так и хотелось узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими? Все тянулся, да тянулся – вон, какой вымахал!»
ВОПРОСЫ:
- Как вырастить дуб?
- Какая польза животным от дуба?
Составьте правила защиты растений. Нарисовать знаки запрещающие вредить растениям.
4. Коллективная защита работ отделов по охране природы. Все нарисованные знаки крепятся на доске в специально отведенном месте.
5. Заключительное слово. Всех детей благодарим за активность, творчество, дружную работу, взаимоподдержку и взаимопонимание.