Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности;
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
- коренное изменение организации процесса познания путем ее смещения в сторону системного мышления;
- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию обучения и самообучения;
- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Молодой человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой.
Информационная культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Культурная преемственность происходит через освоение каждым индивидом накопленного человечеством опыта, но не осуществляется автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности человека.
Применение средств ИКТ в предметном обучении:
- использование компьютера как средства обучения различных категорий детей;
- использование компьютера как средства обучения на всех учебных предметах;
- решение реальных прикладных задач;
- применение средств ИКТ в предметном обучении (обучающие программы, мультимедиаматериалы, пользовательские программы, самостоятельная работа, тренинги, контролирующие программы).
Организация внеурочного образовательного пространства:
- организация и проведение телекоммуникационных проектов и предметных викторин;
- освоение WWW – пространства;
- применение средств ИКТ во внеурочной деятельности, досуговой сфере.
Так, применение средств ИКТ в обучении математики нашло свое отражение в уроке совершенствования и применения теоретических знаний «Сложение и вычитание натуральных чисел» (5 класс, приложение 1, приложение 2).
Использование компьютера на уроках естественнонаучного цикла позволяет успешно обучать различные категории детей, заинтересовывать их в выполнении творческих проектов и исследовательских работ. Например, исследовательская работа «Сравнение частот колокольных звонов» (приложение 3).
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей.
В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.