Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики, физики и информатики

Разделы: Математика, Физика, Информатика


Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
  • коренное изменение организации процесса познания путем ее смещения в сторону системного мышления;
  • возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию обучения и самообучения;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Молодой человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой.

Информационная культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Культурная преемственность происходит через освоение каждым индивидом накопленного человечеством опыта, но не осуществляется автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности человека.

Применение средств ИКТ в предметном обучении:

  • использование компьютера как средства обучения различных категорий детей;
  • использование компьютера как средства обучения на всех учебных предметах;
  • решение реальных прикладных задач;
  • применение средств ИКТ в предметном обучении (обучающие программы, мультимедиаматериалы, пользовательские программы, самостоятельная работа, тренинги, контролирующие программы).

Организация внеурочного образовательного пространства:

  • организация и проведение телекоммуникационных проектов и предметных викторин;
  • освоение WWW – пространства;
  • применение средств ИКТ во внеурочной деятельности, досуговой сфере.

Так, применение средств ИКТ в обучении математики нашло свое отражение в уроке совершенствования и применения теоретических знаний «Сложение и вычитание натуральных чисел» (5 класс, приложение 1, приложение 2).

Использование компьютера на уроках естественнонаучного цикла позволяет успешно обучать различные категории детей, заинтересовывать их в выполнении творческих проектов и исследовательских работ. Например, исследовательская работа «Сравнение частот колокольных звонов» (приложение 3).

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации средств ИКТ;
  • обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей.

В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.