Цели и задачи:
- Повторение и расширение знаний по биологии, географии, физике. Сформировать убежденность во взаимосвязи этих предметов;
- Развивать логическое мышление, память, умения объяснять физические, географические, биологические явления и процессы, встречающиеся в окружающем мире;
- Воспитывать познавательный интерес к предметам естествознания.
Оборудование: карты атласа, настенная физическая карта России, картины «Кавказ», «Волга», картинки животных, кроссворды, карточки с заданиями, флажки, электрическая лампочка, батарейка, соединительные провода, пластиковая коробочка, ключ.
Ход урока
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на Северный Кавказ. В ходе путешествия вы должны будете показать и применить свои знания и умения, полученные по предметам физика, география и биология. А также вы пополните свои знания.
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
Итак, вы разделились на две команды. Выберите своих капитанов и названия кораблей.
Ваша задача в сегодняшней игре : как можно быстрее добраться до конечной цели, выполнив все задания. Каждое задание стоит определенное количество баллов. Кто первым придет в назначенный пункт, т.е. набирает большее количество баллов получают положительные оценки.
Отправляемся в путешествие из нашего города Череповца покорять северный Кавказ на самую высокую точку России.
- Как она называется? (Эльбрус-16)
- Определите координаты г. Череповца (16) и горы Эльбрус (16) и расстояние между ними (16)
Ответ: город Череповец (59°с.ш. 38св.д.); гора Эльбрус (43°с.ш. 42°в.д.). Расстояние 9см*200км = 1800км (по карте линейкой),либо 59° с.ш. -43°с.ш.=15°, 15°*111км=1665км. - В каком направлении мы движемся? (с севера на юг) (16)
Ну, вперед по красивейшим местам России на самую высокую точку нашей страны.
И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой
И в соня их гигант двуглавый
Ужасною и величавой
Там все блистает красотой.
(В.А. Жуковский)
- Путь будет проходить большей частью по реке, отгадайте ее? (Волга -16)
Семь тысяч рек, ни в чем не равных
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих вдаль - семь тысяч рек
Она со всех концов собрала -
Больших и малых - до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
(А. Твардовский в поэме «За далью даль)
Давайте проложим путь на контурной карте, обозначим пункт назначения, крупные города на нашем пути.(3 б)
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
Уже «подкованные» и знающие маршрут погрузились на корабли. Что необходимо из приборов в первую очередь на корабле?
(Барометр(1б), термометр(1б), компас(1б)) Как ими пользоваться? (16))
Плавание проходит благополучно, И вот мы делаем остановку в одном из крупнейших городов-миллионеров на Волге - Нижнем Новгороде.
Но вдруг надвигается гроза, стрелки компасов стали перемагничиваться.
Почему?(3б)
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
На берегу нужно быть в незнакомом месте ко всему готовыми.
- В какой природной зоне находится этот город? (В смешанных лесах - (16))
- Что за животные здесь обитают? - (16)
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
- Причиняет ли вред обыкновенная гадюка? (да -1 б.)
- Существует ли красный волк? (да - 16)
- Живут ли здесь зубры, благородные олени, кабаны, зубры? (да - 16)
- Название птицы, проживающей в здешних местах, состоящие из " сочинительного союза и названия местной реки. (ИВОЛГА)
- Назовите меры первой помощи при разных видах кровотечений, а также правила проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания (26 и 26).
Ну, вот к неожиданностям вы готовы, поэтому мы за вас спокойны. Отдохнули - поплыли дальше.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
В Казани мы делать остановку не будем, а вот в Самаре причалим к берегу. Здесь мы можем увидеть Самарскую ГЭС. Посмотрите на линиях электропередачи сидит птица?(1б) Вдруг она взмахнула крыльями и коснувшись столба упала вниз. Почему? (16)
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
А в целом, на р. Волге до 11 ГЭС: Чебоксарская, Самарская, Волжская и т.д.
Мы не определили, река является равнинной или горной, а это важно для нашего плавания.
Определите падение (высоту истока - высоту устья) и уклон (падение в см/ длина в см) реки Волги.
Если длина реки 3531 км
(отв. Падение = 300м - (-28м)=328
Уклон = 32800 /3531 км=9 см/км
Если больше 1м/км - горная река .Волга равнинная - 46.)
Можно плыть дальше, минуя Саратов, Волгоград, но что это? Но что это? становиться жарко и душно
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
На какой палубе лучше проводить время (верхней или нижней)? Почему?(26)
В какую одежду лучше одеваться? Почему? (26)
Зачем нужно пить, чтобы не перегреться? (26)
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
Назовите последствия перегрева и переохлаждения (26)
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
Ребята, мы плывем по самой низкой низменности России, как она называется? (Прикаспийская 16)
- А в какой природной зоне мы находимся (Полупустыни -16)
- Перечислите все природные зоны, которые мы проплыли? (тайга, смешанный лес, широколиственные леса, лесостепи, степи и полупустыни - за каждый 16, а если соблюдается порядок, еще 16)
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
Волга впадает в Каспийское море. Местный житель рассказал о заливе Кара-Богаз-Гол, где никто не тонет. Объясните почему? (46)
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
На корабле мы добираемся до Махачкалы -столицы Дагестана, а там, по дороге до предгорья г. Эльбрус.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
В горах нам понадобится фонарь, к сожалению, мы его не взяли. Давайте попробуем его изготовим сами, предварительно вычертив схему электрической цепи.(2б)
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
- Высота этой горы Эльбрус? (5642м - 16)
- Какие природные зоны мы должны преодолеть? (1б)
- К чему нужно быть готовым в горах?
- (солнечная радиация, температура воздуха понижена, воздух становиться разреженнее, лавины, ветры) 1б.
- В долине температура июля =23°-25°., а на высоте 2 км? (1км-понижение температуры на 5,6°, на 2-10°) - 16.
- На какой высоте человек чувствует себя хуже? (3000-3 500км)
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
- Какое нормальное давление у человека? (16)
- Как называются заболевания с повышенным и пониженным давлением? (1б)
- Почему у человека с высотой плохое самочувствие?(16)
- Что такое горная болезнь? (16)
- Что вызывает нехватка кислорода? (16)
Задания на карточках.
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
Но вот, ребята, нам надо быть готовыми к тому, что здесь осадков выпадает в горах больше, чем в Прикаспийской низменности. Назовите причину?
(Ответ: здесь осадков больше, т.к. горы задерживают воздушные массы и заставляют их подниматься вверх, где воздух охлаждается и лишняя влага выпадает в виде атмосферных осадков -26)
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
- Как называется этот процесс? (Конденсация - 16)
- В результате, какого процесса образуется снег и из чего?(1б)
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
А к каким местным ветрам должны мы быть готовыми? (Фен, бора, горно-долинные) - 36
Ну, вот мы и на самой вершине.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стреленины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных облаков движенье.
Здесь тучи смиренно идут подомной,
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады
Под ними утесов наши громады...
А.С. Пушкин «Кавказ»
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
Ну, а теперь в обратный путь на поезде до Череповца. Но для этого нужно купить билеты. Отгадайте загадки и тогда вы их получите.
- В вещества простые превращается;
Пищи происходит усвоение,
И тому виной... - Пора и нам ребята
Над i расставить точки.
В системе выделения
Важнейший орган -... - Стоп, микробы! Хода нет! У меня...
- Этот орган кровь толкает,
Орган главный, каждый знает,
А внутри есть клапан-«дверца»,
Что за орган? Это - ... - Пища попадает в рот. Глотка, дальше...
- Все мы дышим легкими,
Но ей немножко тоже,
Наш теплорегулятор...
О чем здесь речь? О ... - Повторяем вновь и вновь: Кислород разносит...
- Организму - он опора,
Но его страшнее нет,
Он в «ужастиках» встречается.
Называется... - Вмиг связаться с кислородом
Может только он один.
Он «живет» в эритроцитах,
Как зовут? - Его из легких удаляем,
Выдыхаем каждый раз,
Организму он не нужен
Это - углекислый газ
И совсем наоборот
Поглощаем... - Если твердая походка,
И в тетради пишешь четко.
Это кто нам так помог?
За работой...
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ
Вычислите время, если путь 1800км скорость поезда = бОкм/ч. Определите время. (26)
Вывод: Ну, вот мы и дома. Трудный был путь, но вы достойно выдержали все испытания. Видите, как все явления и процессы взаимодействуют друг с другом, поэтому вы наверно осознали, что физика, биология, география являются звеньями одной цепи знаний о природе, что способствует целостному восприятию мира. В жизни нам порой необходимы знания из всех областей науки.
ЛИТЕРАТУРА:
Зорин Н.И. Элективный курс «Элементы биофизики»:9 класс-М.: ВАКО, 2009 г.