Цель: познакомить учащихся с особенностями строения дерева.
Задачи:
- показать на опытах следующие функции:
- поглощение воды корнем;
- перемещение воды и минеральных веществ по сосудам стебля;
- испарение воды и образование питательных веществ листьями растений.
Оборудование: плакат "Основные части растения, плакат "Ярусы леса", рисунки деревьев, кустарников, трав, выполненные детьми; спилы веток деревьев; материалы для опытов (мензурки, чернильный раствор, комнатные растения).
I А.О.З.
1. Организационный момент
Приветствие, представление групп (группа “Ботаников”, группа “Исследователей”, группа “Практиков”).
2. Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлых уроках окружающего мира мы уже познакомились с экосистемами озера, болота, луга. И на дом некоторые из детей получили задание: подготовить небольшие сообщения – загадки о них. Послушаем рассказы и выясним, о каких же экосистемах идет речь?
(Трое учеников зачитывают сообщения – группа “Ботаники”.) Приложение 1
3. Постановка проблемного вопроса
– Что может произойти с лугом с течением времени? (Ответы детей.)
– Что нужно для роста растений? (Ответы детей.)
– Да, через какое-то время, на плодородной почве луга обязательно появятся молодые деревца. Вначале это могут быть березки, а в тени их ветвей будут подрастать молодые елочки. С годами они станут выше, вытеснят своих защитниц и "нянек" березок, будут затенять кустарники и травы и поднимать свои кроны навстречу лучам солнца.
4. Прогнозирование хода урока
– Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на этом уроке? (Ответы детей.) Давайте прочитаем пословицу и объясним ее смысл: “Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил хотя бы одно дерево”.
II Ф.Н.З.
1. Сообщение темы урока
Учитель: Тема урока звучит сегодня так: “Деревья – главные производители экосистемы леса”. Но вы знаете, что в лесу кроме деревьев растут еще другие растения. Давайте из подготовленных вами рисунков растений составим лесные яруса, т. е. расселим их по принципу – каким растениям достанется солнечного света больше всего, каким в меньшей мере, а каким совсем мало.
2. Творческая работа по рядам (группам)
Дети распределяют растения по ярусам. Проверка: вывешиваются работы на доску и сравниваются с плакатом "Яруса леса".
– Какие растения вы "поселили" на нижнем ярусе, какие на среднем, какие на самом верху почему? (Ответы детей.)
– Чем дерево отличается от кустарника? (Ответы детей.)
3. Знакомство с основными частями дерева
Вот мы и подошли к знакомству с главными героями нашего урока. С Деревом! По мере знакомства у нас будет работать "Школьный банк", куда мы будем заносить свои маленькие открытия, т.е., то новое, чего не знали до этого.
Рассмотрим подробно основные части дерева.
а) Начнем с корня (открывается нижний отдел рисунка).
– Как бы вы сказали, что такое корень? Для чего он нужен дереву? (Ответы детей.)
– Представим две ситуации:
1-я ситуация: дует сильный ветер, а вы пытаетесь удержать за ручку открытый зонтик. Что может с ним произойти? (Ответы детей.) Теперь вместо зонтика представим могучий дуб. Что с ним произойдет в сильный ветер? (Ответы детей.) Что помогает удержать его? (Ответы детей.)
– Послушаем интересные факты, которые собрали и обработали ученики из группы “Исследователей”. Они расскажут о корневой системе. (Приложение 2)
2-ая ситуация: ребята высаживали на участке растения. Мальчики быстро сделали своё дело и убежали играть. А девочки выполнили работу до конца. Что же произойдёт с «питомцами» мальчиков? (Ответы детей.)
– Продемонстрируем на опыте и докажем, что корни растений всасывают из почвы воду.
1-й опыт. Всасывание корнем воды. Исполняет и комментирует группа “Практиков”. Пенек бальзамина, с надетой на него трубочкой, обильно поливают подкрашенной водой, под действием корневого давления вода должна подняться по трубочке. Так как этот опыт требует для проведения какого-то времени, то мы будем наблюдать его результат уже на уроке.
– Что же вы заметили? Что произошло с водой? (Ответы детей.)
– Какую функцию данного органа мы наблюдаем?
– Так как же сейчас вы ответите на вопрос, что такое корень и какие функции он выполняет?
– Сравним наш вывод с определением в толковом словаре на с. 137
1-е открытие вывешиваем в банк (“Корень удерживает дерево в почве и всасывает воду и минеральные вещества”.)
б) Послушаем интересные факты от группы “Исследователей” (о массе листьев и веток) (Приложение 3)
– Как дерево удерживает тысячи своих веток и листьев? (Ответы детей.)
– Ваши высказывания,что такое стебель растения? Какие он выполняет функции? (Ответы детей.)
– Рассмотрим подробно спилы деревьев. (На каждой парте по образцу,у учителя – большой образец.)
1-й – внешний слой. Вы мне его сами назовете. Это кора. Она защищает ствол дерева от пересыхания. от насекомых и болезней. Кора не способна растягиваться. По мере того как дерево взрослеет, она трескается и шелушится. Под старой корой нарастает новая.
2-й - очень тонкий слой древесины,лежащий под слоем коры,каждый год образует новое кольцо. По годичным кольцам можно определить возраст деревьев.
Далее – большую часть ствола дерева составляют молодые слои древесины. По ним от корней дерева к листьям переносится вода и минеральные вещества. В середине – расположена ядровая-старая, отмершая древесина. Она очень тверда и крепка. В старших классах вы узнаете о стволе более подробно.
– Послушаем интересные факты группы “Исследователей” о возрасте деревьев. (Приложение 4).
– Определим возраст деревьев по наши спилам (дети подсчитывают количество годовых колец).
Еще по годовым кольцам можно выяснить в каких климатических условиях жило дерево:широкие- появляются при хороших условиях. Можно определить стороны света:на северной стороне кольца уже, чем на южной. По сосудам древесины движется вода и минеральные вещества.
– Подтвердим на опыте, что слои древесины переносят воду и минеральные вещества.
2-й опыт. Передвижение воды по стеблю. Комментируют ученики группы “Практиков”. Чернильный раствор должен окрасить растение и его листья. Дополнительный опыт – ветка тополя в таком же растворе (в разрезе древесина должна окраситься).
– Теперь еще раз ответим на вопрос:что такое стебель? Какую роль он играет в жизни растения?
– Сравним наш вывод с определением из толкового словаря на с. 141.
2-е открытие – вывешиваем в банк. (“Стебель выполняет опорную роль. По нему передвигаются вода и питательные вещества”).
в) Переходим к следующей основной части дерева (открывается верхний отдел рисунка).
– Для чего дереву листья? (Ответы детей.)
– Выслушаем интересные факты от группы “Исследователей” (зачитываются выступления об испарении влаги, выделении кислорода, образовании питательных веществ) (Приложение 5)
Подтвердим это опытом. 3-й опыт. Испарение влаги. Комментируют ученики группы “Практиков”. За несколько дней до урока комнатное растение накрыли банкой. Что увидим на стенках банки? Делаем вывод.
4-й опыт. Образование питательных веществ. Демонстрируют ученики группы “Практиков”. Только в листьях растений и только под светом образуются питательные вещества. Затененная часть листа осталась более светлой.
– Опыт по выделению кислорода растениями вам покажут в старших классах.
Делаем вывод, что мы называем листом? Какие его функции наблюдали? (Ответы детей.)
– Сравним свой вывод с определением в словарике с. 138.
3-е открытие вывешиваем в банк. (“Лист испаряет влагу, образует кислород и питательные вещества”.)
III.Ф. П. Н
.а) Первичное закрепление.
– Какие вещества движутся из корней в крону, а какие – из кроны к корням?
– Для чего растению необходимы листья, ствол, корень?
(При затруднении обратитесь к статье учебника с. 58–61 и “Школьному банку”.)
б) Включение нового знания в систему знаний.
– Что может произойти если вырубят все деревья?
– Так как же вы теперь объясните смысл пословицы?
4. Итог
– Что же является главным производителем леса?
5. Рефлексия
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Все ли мы узнали об экосистеме леса?
– О ком еще сегодня не вели речь? (О животных, птицах – поговорим на следующем уроке.)
6. Домашнее задание
Пересказ статьи на с. 58–61.
1-й ряд – сообщение о животных леса
2-й ряд – о птицах
3-й ряд – о грибах.
Оценки: за выступления об экосистемах (группа “Ботаники” – 3 ученика).
За подготовку опытов (группа “Практики” – 4 ученика).
За интересные факты (группа “Исследователи” – 2 ученика).