Словообразование играет значительную роль в процессе создания рекламных слоганов. В ходе их анализа были выявлены все основные типы современного словообразования английского языка. Наблюдается четко выраженная иерархия этих способов. Наиболее продуктивным способом является аффиксация – 63,9% всех новообразований. Словосложение является вторым по продуктивности способом – 18,6% новообразований. Аббревиация стоит на третьем месте – 17,2% новообразований. Конверсия составляет 0,3% от новообразования.
В ходе анализа материала можно выделить следующие словообразовательные модели:
- аффиксальные словообразовательные модели;
- префиксальные словообразовательные модели;
- модели сложных слов;
- конверсионные модели.
Аффиксальныесловообразовательные модели.
Если проанализировать аффиксальные словообразовательные модели в РС, то не все аффиксы в одинаковой степени являются употребительными. Продуктивные аффиксы.
Субстантивные суффиксы | V+er>N (miner), V+ing>N (feeling), A+ness>N (coldness), A+ism>N (materialism), N+ist>N(impressionist), V+ance/ence>N ( |
Адъективные суффиксы | N+y>A (snowy), N+ish>A (childish), V+ed>A (learned), V+able>A (eatable), N+less>A (cloudless), A+th>N (truth) |
Адвербальные суффиксы | A+ly>Adv (simply) |
Глагольные суффиксы | N+ize/ise>V (realize), -ate |
Приставки | Un+A>A (unhappy), re+V>V (reconstruct), dis+V>V (disappoint) |
Другие аффиксы встречаются редко или крайне редко.
Суффиксы, образующие имя существительное | N+th>N (breadth), N+hood>N (childhood) |
Суффиксы, образующие имя прилагательное | V+ly>A (lovely), A+ly>A (lonely), N+some>A (handsome), N+en>A (wooden) |
Суффиксы, образующие глагол | A+en>V (darken) |
В анализируемом англоязычном материале производные слова образованы как от именных, адъективных, так и от глагольных основ.
Из 23 наиболее продуктивных суффиксов имени существительного в рассматриваемых англоязычных РС представлено 17.
Нами выявлено, что самым продуктивным суффиксом в активном вокабуляре является суффикс -ion (37 производных), имеющий значение названия действия.
Производные образуются по модели: v + -ion > N :passion (221), inspiration (203).
Представлены и такие модели:
v + -ment > N : enjoyment (40), entertainment (161)
v + -ance/-ence > N : performance (215), difference (21)
Производные существительные со значением деятеля образованы по модели:
v + -er/-or > N : innkeeper (294), player (290).
Производные существительные со значением качества или состояния образованы по моделям:
a + -ness > N : freshness (143), brightness(99)
a + -ity > N : simplicity (48)
21 производных существительных образовано по модели v + -ing > N :living (105), understanding (125)
Представлены и такие c/o модели :
a + -dom > N : wisdom (124), freedom (65).
n + -ship > N : friendship(289), leadership (204).
n + -hood > N : neighborhood (239), childhood (233).
Среди суффиксов производных прилагательных, самыми продуктивными являются: словообразовательная модель прилагательных с суффиксом –al, имеющая значение “относящийся к …”, которая образуется по модели: n + -al > A : essential (5); exceptional (123);
суффикс -ful со значением качественной характеристики предметов, образованы по следующим моделям:
n + -ful > A : beautiful (152), successful (105).
Другие прилагательные, передающие качественные характеристики предметов, образованы по следующим моделям:
n + -ous > A : courteous (86)
n + -able/-ible > A : comfortable (160), measurable (120)
v + -ant/-ent > A : different (71)
n + -less > A : boundless (1), wireless (8)
n + -y > A : sleepy (167), bloody (198)
Единичными примерами представлены такие словообразовательные модели как:
n + -ish > A : polish (103)
n + -ate > A : passionate (206)
n+ -an>A : American (195)
n+ -y>A: sunny (169)
n+ -y>A: lovely (97)
Одной из самых продуктивных словообразовательных моделей суффиксального образования также является суффикс -ly , образующий наречие:
Adj + -ly > Adv: clearly (1), seriously (30).
Среди суффиксов производных глаголов можно выявить следующие словообразовательные модели:
N + -ize > V : shepardize (104)
В таблице 1 отражено процентное содержание производных, образованных по той или иной модели, от общего числа суффиксальных производных, представленных в англоязычных РС.
Продуктивность суффиксальных с/о моделей в англоязычных РС.
Модель | Количество | Процент | Пример |
v + -ion > N | 37 | 21,5% | solution |
a + -ly > Adv | 26 | 15,1% | clearly |
v + -er/-or > N | 23 | 13,4% | inkeeper |
v + -ing > N | 21 | 12,2% | understanding |
v + -ment > N | 14 | 8,1% | investment |
a + -ness > N | 14 | 8,1% | freshness |
a + -(i)ty > N | 12 | 6,9% | purity |
n + -al > A | 9 | 5,2% | essential |
v + -able > A | 6 | 3,5% | measurable |
v+ -ance/-ence > N | 6 | 3,5% | performance |
n + -ful > A | 6 | 3,5% | successful |
n+ -less > A | 4 | 2,3% | boundless |
n + -al > A | 3 | 1,7% | natural |
n + -ship > N | 3 | 1,7% | leadership |
n + -y > A | 3 | 0,6% | sunny |
adj+ -th > N | 2 | 1,2% | strength |
n + -hood > N | 2 | 1,2% | neighborhood |
v + -ant/-ent > A | 2 | 1,2% | different |
n + -ous > A | 2 | 1,2% | courteous |
a + -dom > N | 2 | 1,2% | wisdom |
n + -an > A | 1 | 0,6% | American |
n + -ate > A | 1 | 0,6% | passionate |
n + ize >V | 1 | 0,6% | sheparadize |
v+ -ly > A | 1 | 0,6% | lovely |
Из таблицы видно, что наиболее продуктивными являются суффиксы -ion, -er/-or, -ance/-ence -ly, -ing, а наименее продуктивны суффиксы -hood, -al, -ship,-en > и некоторые другие.
При рассмотрении префиксальных производных выявлено всего 8 префиксов. Из 18 смысловых групп, образуемых английскими префиксами в основном представлены:
1) группа отрицательных префиксов:
un-: uncommon (124)
im-/in-: inside (68), impossible (106)
dis- : discount (171)
2) группа префиксов со значением реверсивности и повторности:
re-: refresh (247), research (131)
3) группа префиксов со значением локативности:
sub- : subway (242)
extra-: extraordinary (110)
4) префикс em/en- со значением “приведение в какое-либо состояние”: empower (61)
5) префикс out- со значением “превосходства”: outgrow (96)
В таблице 2 отражено процентное содержание производных, образованных при помощи того или иного префикса от общего числа префиксальных производных.
Продуктивность префиксальных с/о моделей в англоязычных РС.
Префикс | Количество | Процент | Пример |
im-/in- | 9 | 33,3% | Impossible |
re- | 5 | 18,5% | retire |
un- | 5 | 18,5% | uncommon |
em- | 2 | 7,4% | empower |
out- | 2 | 7,4% | outside |
extra- | 1 | 3,7% | extraordinary |
over- | 1 | 3,7% | overnight |
sub- dis- |
1 1 |
3,7% 3,7% |
subway discount |
Из таблицы видно, что префиксы, представленные в данном материале являются наиболее продуктивными.
.Модели аббревиации. Проанализировав модели аббревиаии, можно выделить следующие структурные типы сокращении:
1) слоговые сокращения, в результате которых образуются новые слова из слога, реже двух слогов изначального слова. В производных словах может быть утрачен начальный слог, конечный слог или начальный и конечный. Например: Tosh (45), Intel (68)
2) сложнослоговые аббревиатуры:
– cобственно сложнослоговые сокращения, состоящие из начальных слогов или состоящие из начального слога и полного слова/слога: WaMu (121)
– сращения- наличие в их составе финальной части слова: burger (237)
– а) накладки- наложения сходных в фонемном плане частей усечённых или полных слов ( подобных случаев в исследуемом материале обнаружено не было);
б) сращение начальной части слова или целого слова и финальной части другого слова, например : “Catisfaction”(265).
3) инициальные сокращения, представляющие собой новые слова, состоящие только из начальных букв группы слов, сохраняющиеся при редуцировании исходного слова или слов исходного словосочетания. Выделяют:
а) инициально-буквенные сокращения: ILNY – I Love New York (NY State Department of Commerce) (133); Be With AIB” Allied Irish Bank (111).
б) инициально-слоговые сокращения: “ e-business solutions”(52).
Продуктивность аббривиационных с/о моделей в англоязычных РС.
Модель | Количество | Процент | Пример |
Инициальная аббревиация | 59 | 81,9% | E=DET |
Сложнослоговая аббревиация | 9 | 12,5% | DiTech |
Слоговые сокращения | 4 | 5,6% | Tosh |
3.3. Словообразовательные модели сложных слов. При анализе моделей образования сложных слов были выявлены следующие три схемы словосложения: нейтральная, морфологическая и синтаксическая. Процесс словообразования может реализовываться:
1) Без связующих элементов, простым соединением двух основ:
n + n > N : caveman (118)), heartland (36), butterfly (70)
a + n > A : redhot (238)
v + n > N : ThinkCentre (57), playschool (226)
n + a > A : Nationwide (118), masterpiece (81)
det + v > N : everywear (101)
num + n > N : two-thumbs (254), two-letter (228)
det + adv > D : everywhere (170)
2) При морфологическом словосложении сложные слова образуют словообразовательные модели путём сложения основ с аффиксацией:
n + v +er > N : hairdresser (149)
n + v+ ing > N: masterminding (230), weatherproofing (31)
a + n + -ed >A: low-priced (36)
или сложное слово образуется путём соединения двух основ, соединёнными гласной или согласной. Этот тип с/о является непродуктивным: “Nothing sucks like an Electrolux” (143); “Where Else But Queensland” (183).
3) При синтаксическом способе словообразования слова образуются из отдельных фрагментов речи, сохраняя её структуру с многочисленными синтагматическими связями, характерными для построения предложения. One of-a-kind Kids for your one-of-a-kind (237)
4) Сложные слова могут образовываться путём добавления послелога к глагольной основе: “We’ll pick you up” (223), “Before you make up your mind, open it” (38).
Продуктивность с/о моделей словосложения в англоязычных РС.
Модель | Количество | Процент | Пример |
Словосложение нейтрального типа | 59 | 66,3% | masterpiece |
Словосложение с соединительной гласной/согласной | 11 | 12,4% | electrolux |
Словосложение путём добавления послелога к глагольной основе | 8 | 9,0% | pick up |
Сложнопроизводные слова | 6 | 6,7% | hairdresser |
Словосложение синтаксического типа | 5 | 5,6% | one of-a-kind Kids |
3.4. Конверсионные модели.
В исследуемом материале представлены 2 конверсионные модели:
V > N : giddyup (139)
A > V. Makeup (109)
Итак, проанализировав 304 рекламных слогана, можно сделать следующие выводы:
- лексические единицы в англоязычных РС образованы такими способами с/о как аффиксация (57%), словосложение (21,2%) аббревиация (19%), и конверсия (0,3%).
- производные лексические единицы образованы по наиболее продуктивным с/о моделям;
- понятие продуктивности с/о морфем не совпадает с понятием частотности. Например, субстантивный суффикс –ion/-tion, согласно Г.Б. Антрушиной, не относится к продуктивному, но при анализе представленных РС он является самым частотным. С другой стороны, адвербиальный суффикс –ize/-ise, согласно Г.Б. Антрушиной, относится к продуктивному, но при анализе представленных РС он частотным не является.