Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вести диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать (сотрудничать) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более опытный, знающий, компетентный участник субъектно-субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным его способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому у школьников возникает необходимость в получении психологических знаний.
С другой стороны, с переходом из начальной школы в школу II ступени школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности. По результатам психологических исследований, более 60% младших подростков показывают заниженную самооценку.
Анализ педагогической сложившейся ситуации позволил выявить следующие противоречия:
- между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;
- между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других;
- между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности.
На разрешение данных противоречий и направлена программа “Познай себя”, разработанная для учащихся 6–7-х классов.
Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.
Основные задачи:
- ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту,
- способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков,
- способствовать формированию потребности в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности,
- способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора,
- способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.
В программе реализуются следующие идеи:
- Диалогизация образовательного процесса (активное взаимодействие педагога и учащихся в процессе общения)
- Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей обучающихся).
- Персонификация обучения (получаемые учащимися знания должны иметь личностный смысл).
- Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).
Учитывая возрастные особенности учащихся 6–7-х классов, их стремление к индивидуализации и рефлексии, для проведения занятий целесообразно деление классов на подгруппы, не более 15 человек. Это повышает эффективность занятия, т.к. дает больше возможности для осуществления индивидуального подхода и диалогизации образовательного процесса, доверительности общения, что снижает тревожность подростка и способствует его самораскрытию.
Периодичность проведения занятий: раз в неделю, по 40 минут (урок).
Основные формы проведения занятия: Беседа, лекция с элементами беседы, включающие в себя небольшой по объему теоретический материал. Игры. Тестирование. Практикум. Тренинг.
Контроль за успешностью усвоения обучающимися программного материала:
Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ, творческих заданий. Оценивается соответствие теме, правильность, точность исполнения, объем выполненного задания, оригинальность. При выполнении группового задания отметку получает вся группа (при этом учитывается степень включенности каждого участника групповой работы в общее дело). Итоговый контроль знаний осуществляется в форме дифференцированного или недифференцированного зачета (по выбору педагога) в конце изучения каждого тематического блока. Зачет проводится в виде беседы на заданную тему, практикума решения задач, групповой работы, игры, мини-сочинения, письменного или устного опроса, самостоятельной работы, защиты творческих работ.
Учебно-тематический план
6-й класс
№ темы | Наименование темы | Количество часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1 2 3 4 5 6 |
Введение. Познай себя! Что такое “человек”. Темперамент. Что это такое? Эмоции и чувства человека. Кто я? Какой я? Что я знаю о себе? |
1 3 3 5 5 1 |
– 2 1 1 1 – |
1 2 4 4 1 1 |
Итого | 18 | 5 | 13 |
7-й класс
№ темы | наименование темы | количество часов | в том числе | |
теоретические | практические | |||
1 2 3 4 |
Как мы познаем мир? Внимание. Память. Итоговое занятие |
1 7 9 1 |
1 2 3 – |
– 5 6 1 |
Итого | 18 | 6 | 12 |
6-й класс
1. Вводный урок. Познай себя!
“Познай себя – и ты познаешь вселенную!” “Я” – это целый мир. Знаю ли я себя? (тесты, игры). Люди необычных способностей. Выдающиеся люди мира (писатели, художники, музыканты, ученые).
2. Что такое “человек”.
Человек и природа. Место человека среди животного мира. Биологическое и социальное в человеке. Роль социального фактора для становления личности. Индивид. Личность. Индивидуальность. Этапы развития личности. Проявление личности в поведении и поступках. Уникальность личности.
3. Темперамент. Что это такое?
Древние о личности и темпераменте. 4 типа темперамента. Тип нервной системы и темперамент. Павлов И.П. о темпераменте. Темперамент и поведение человека. Определение своего ведущего типа темперамента.
4. Эмоции и чувства человека.
Эмоции и чувства человека, их сходство и различие. Роль эмоций и чувств в жизни человека. Связь эмоций и чувств с изменениями в функциях организма. Мимика, пантомимика, жесты как внешние проявления эмоционального состояния человека. Понятие о настроении, его влияние на деятельность и поведение человека. Способы практического психологического воздействия на человека (убеждение, подражание, гипноз и т.д.). Способы саморегуляции.
5. Кто я? Какой я?
Я-образ. Когнитивная, волевая, эмоциональная сторона Я-образа. Сколько “Я” во мне? (Я-реальное, Я-желаемое, Я-ожидаемое). Самооценка человека, ее составляющие. Изменение самооценки с течением времени. Что влияет на изменение самооценки? Тесты самооценки. “Моя Вселенная” (внутренний мир человека). Что такое способности? “Победи своего дракона!” (привычки, черты характера, мешающие человеку жить в согласии с собою и людьми). Я в своих глазах и глазах окружающих (“Сказка о волшебных зеркалах”).
6. Что я знаю о себе? (итоговое занятие).
Обобщение полученных знаний. Возможные формы проведения: сочинение “Письмо к незнакомому другу”, беседа, игра, выставка работ, защита проектов.
7-й класс
1. Как мы познаем мир?
Ощущения и восприятие. Как мы воспринимаем мир? “Мир звуков” (аудиальное восприятие мира). “Мир красок и форм” (визуальное восприятие мира). Роль внимания и памяти в познании человеком мира. Мышление как инструмент познания.
2. Внимание.
Понятие о внимании. Зачем нужно внимание? Слышать и слушать. Смотреть и видеть. Виды внимания и их сравнительная характеристика. Непроизвольное, произвольное, постпроизвольное внимание. Качества внимания: объем, глубина, устойчивость, распределение, переключение. Что может улучшить внимание? Способы и приемы тренировки внимания. Тренинг внимания.
3. Память.
Понятие о памяти. Зачем нужна память? Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Запоминание произвольное – непроизвольное, смысловое (логическое) – механическое. Какая бывает память? Кратковременная, долговременная, оперативная память. Типы памяти: наглядно-образный, словесно-логический, эмоциональный. Законы памяти. Продуктивность памяти. Причины, влияющие на продуктивность памяти. Забывание. Зачем оно нужно? Тайны хорошей памяти. Способы и приемы тренировки памяти. Мнемотехника.
4. Итоговое занятие.
Защита творческих работ обучающихся (индивидуальных или групповых).
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны:
- иметь общие представления о внутреннем мире человека
- иметь общие представления о самопознании и саморазвитии
- иметь общие представления о процессах памяти и внимания
- иметь представления о способах развития памяти и внимания
- понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы
- знать способы саморегуляции, доступные возрасту
Предметно-информационная составляющая образованности:
- уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям
- уметь свободно выражать свои чувства и переживания
- уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми
- иметь навыки самопознания, доступные возрасту
- иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту
- владеть навыками конструктивного общения
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
- понимать необходимость самопознания для саморазвития человека
- осознавать уникальность своей личности и личности другого
- осознавать самоценность каждого человека и ценность общения
- понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности
Ценностно-ориентационная составляющая образованности
Учебно-методическое обеспечение
- Аудио-, видеозаписи
- Методики изучения видов и качеств внимания
- Методики изучения различных видов памяти
- Набор открыток сюжетного содержания
- Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания
- Набор тематических таблиц
- Набор фотографий видов природы, портретов людей.
- Психологические тесты
- Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека
- Тексты для анализа психологических си
- Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
- Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. Челябинск, 1993.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
- Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
- Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
- Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
- Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
- Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10–11 классов. М.: Просвещение, 1995.
- Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
- Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
- Пиз А. Язык телодвижений. М.: Ай-Кью. 1991.
- Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
- Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
- Психология управления // автор-составитель Бехтемиров А.Ф. Первоуральск, 1990.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
- Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
- Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
- Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
- Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск, 1997.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
- Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.
- Энциклопедия практического самопознания // составитель А.И. Красило. М., 1994.