Цели урока:
- Знать о грамматических свойствах притяжательных местоимениий-прилагательных;
- отличать личные местоимения его, ее, их от притяжательных его, ее, их;
- употреблять притяжательные местоимения-прилагательные в речи;
- находить и исправлять характерные ошибки, связанные с употреблением местоимения “свой”.
Ход урока
- Выборочная проверка дом.задания - упр.454. (Выписать из текста в один столбик отрицательные местоимения-прилагательные, в другой – отрицательные местоимения-существительные)
Зачитываем словосочетания с местоимениями - прилагательными и задаем вопросы от существительных к местоимениям:
- Каком?
- Ни о каком катанье
- Какими?
- Ни с какими доводами
- Чьи?
- Никакие жалобы
- Чьи?
- Ничьи уверения
- Чей?
- Свой план
- Каком?
- Ни о каком безделье
- Почему эти местоимения называются местоимениями-прилагательными? (Отвечают на вопросы прилагательных; указывают на признак предмета, но не называют его)
- Только ли вопрос КАКОЙ? задали вы к данным местоимениям? (Еще Чей? Свой план)
- Вспомните, какие прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ? (Притяжательные)
- Выборочный диктант. Запишите в столбик только словосочетания с притяжательными прилагательными
Птичьи голоса, чудесный день, охотничье ружье, мамина шаль, вишневый сад, верблюжий горб, узкий коридор.
- Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность чего-либо лицу или животному)
- Замените данные прилагательные подходящими по смыслу местоимениями.
- Птичьи голоса (чьи?) – их голоса
- Охотничье ружье (чье?) – его
- Мамина шаль (чья?) – ее
- Верблюжий горб (чей?) – его
- С помощью каких местоимений можно еще обозначить принадлежность предмета лицу или животному? (Моя шаль, мой голос, мое ружье, твоя…, твой…, твое…, наш…, ваш…)
- Сделаем вывод. Эти местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет (так же как и притяжательные прилагательные). Следовательно, эти местоимения будут называться притяжательными.
- Какая же тема сегодняшнего урока? Притяжательные местоимения-прилагательные. (Делаем запись темы на доске и в тетрадях).
- Чтение правила по учебнику (стр.197)
- Упр.460 (устно).
- Составление таблицы (или таблица заранее написана на доске и учащиеся ее только комментируют) и работа по ней.
Лицо | Местоимениия | |||
Личные | Притяжательные | |||
1 | Я, мы | Мой, наш | свой | |
2 | Ты, вы | Твой, ваш | ||
3 | Он, она, оно, они | Его, ее, их |
- На что указывает местоимение мой? (На то, что предмет принадлежит самому говорящему). Приведите примеры, изменяя местоимение по падежам
- На что указывает местоимение твой? (На то, что предмет принадлежит лицу, с которым мы беседуем). Примеры.
- На что указывают местоимения его, ее, их? ( На то, что предмет принадлежит третьему лицу). Примеры. Его брат, его брата, его брату…; ее брат, ее брата, к ее брату…
Вывод. Местоимения его, ее, их не изменяются по падежам, в отличие от местоимений мой, твой, ваш, наш. Изменяется только падеж существительного, с которым оно сочетается.
- Каким членом предложения являются притяжательные местоимения-прилагательные? (определением) Примеры.
- Что мы можем еще сказать о местоимениях его, ее, их?
- Сравним:
Я встретился с его братом.
Я встретил его вчера.
Вывод. Притяжательные местоимения его, ее, их являются омонимами личных местоимений 3-го лица в форме род. падежа:
- Кого? его (н.ф. – он);
- кого? ее (н.ф. - она);
- кого? их (н.ф. – они)
- Упр.462 (письменно).
- Найти в данных предложениях личные местоимения его, ее, их и притяжательные местоимения его, ее, их
- Определить синтаксическую роль этих местоимений – омонимов.
- Запись предложений на доске с тем же заданием.
- Их слова могут задеть, их же они просто забавляют.
- Его неудачи расстраивали родителей, но не его.
- Ее вкус изумляет всех, только не ее саму.
Вывод. Личные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос кого?. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос чей? чья? чьи?. В предложении являются определением.
- Работа по развитию речи.
- Упр.464 .
Вывод.
- Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются по падежам и числам.
- Притяжательные местоимения ваш. Ваш (как личные местоимения ты, вы) составляют основу речевого этикета, принятого в русском языке.
- Объясните выбор местоимений. (Предложения записаны на доске заранее)
- Учительница вошла в класс и, улыбаясь, сказала: “Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения”.
- Писателю задали вопрос: “Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?”
- Посмотрите на таблицу (задание 5) и скажите, о каком местоимении мы ничего не сказали? (Свой). Почему оно помещено особняком?
- Материал для наблюдения за местоимением свой
Как изменяется смысл высказывания, если местоимения ее, их заменить местоимением свой в нужной форме?
- Девочка отдала подруге ее книгу
- Вожатая взяла у ребят их рисунки.
Укажите слово, которое называет действующее лицо в каждом предложении. Какое местоимение обозначает принадлежность предмета действующему лицу? (Местоимение свой)
Вывод. Следовательно, притяжательное местоимение свой употребляется с соблюдением следующего условия: оно по смыслу должно соотноситься с тем лицом, которое в предложении обозначено подлежащим. Значит, употреблять местоимение свой надо очень вдумчиво, иначе мы получим предложения с неясным, или двузначным, или смешным смыслом
- Работа с раздаточным материалом
- Мать дала сыну свои игрушки.
- Он вернул (мне) свою книгу.
- Комендант велел, чтобы дворник отнес к нему свои вещи.
-однозначный или двузначный смысл
- Я застал помощника в своем кабинете.
- Старшая сестра просила младшую подать ей свою кружку.(чью?)
- Учитель попросил ученика учесть его прежние ошибки.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Правило на стр.197, упр.464