Цели урока:
- Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
- Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
- Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
- Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Оборудование:
- влажный препарат «Внутренние строение птицы»;
- скелет птицы, модель «Мозг позвоночных»;
- таблицы «Класс птицы. Голубь», «Основные классы позвоночных животных».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Индивидуальная работа по карточкам.
Установите соответствие между костями и отделами конечностей, для которых они принадлежат.
Кости:
а) Бедренная кость.
б) Плечевая кость.
в) Цевка.
г) Предплечье.
д) Голень.
е) Пальцы стопы.
Отделы конечностей:
1. Свободная нижняя конечность.
2. Свободная верхняя конечность.
Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
- Пояс передних конечностей образован: грудиной, двумя ключицами, двумя вороньими костями.
- Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков и длины их тел.
- Скелет свободной передней конечностей состоит из плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти.
- Цевка у птиц - результат приспособления к увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.
III. Изучение нового материала.
Ученики разделяются на пять групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника.
I группа.
Пищеварительная и выделительная системы.
1.
Назовите органы пищеварительной системы.
У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе,
связанные с полётом. Запишите их в тетради.
2. Назовите органы выделения птиц. Известно что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
3. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?
II группа.
Дыхательная система.
1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2. Запишите особенности строение дыхательной системы птиц, связанные с полётом, в тетрадь.
3. Используя рисунок составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
III группа.
Кровеносная система, обмен веществ.
1.
Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных
животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен
для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной
системы птиц указывают на неё более сложные строение по сравнению с
пресмыкающимися? Запищите их в тетрадь.
2. Используя рисунок, определите направления движения крови по сосудом. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
3. Какое значение имеет наличие четырёхкамерного сердца у птиц? Какая кровь поступает к органам тела? В лёгкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обмена веществ у птиц?

IV группа.
Система органов размножения.
1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полётом.
2. На рисунке изображена система органов размножения. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворенье птиц.

3. Выберите правильное утверждение:
а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревают сразу много яиц.
в) Собственным яйцом считается желток.
г) Оплодотворенье у птиц наружное.
V группа.
Нервная система птиц.
1.
Рассмотрите рисунок. Запишите части нервной
системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывает на более
высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в
тетрадь.
2. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чём проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
3. Среди перечисленных ниже примеров приведите условный рефлекс:
а) постройка гнёзд;
б) высиживание птенцов;
в) цыплята бегут на голос хозяйки;
г) цыплята клюют всё подряд.
После завершения работы ученики в течение двух-трёх минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заплоняя таблицу.
| Система органов | Органы | Функциональная приспособленность к полёту. |
|
IV. Закрепление.
Выберите правильные ответы:
1. Признак приспособленности птиц к полёту:
а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы
2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:
а) характеру пищи
б) вскармливанию детёнышей
в) полёту
г) необходимости всё время запасать пищу
3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:
а) строение сердца
б) увеличение количества крови в организме
в) высокая скорость течения крови
г) невысокая скорость течения крови
4. Выберите правильные утверждения.
а) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных
б) на земле около 9000 видов птиц
в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок
г) у всех птиц пища удерживается зубами
д) все птицы теплокровные животные
е) скорость полёта птицы зависит от массы тела
5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:
а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета
6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:
а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря
7. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:
а) глотка
б) желудок
в) ротовая полость
г) пищевод
д) кишечник
е) клоака
ж) зоб
V. Рефлексия.
- Что сегодня узнали на этом уроке?
- Что понравилось?
- Что не получилось?
Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, самой активной группе и самому активному участнику группы – оценка 5.
VI. Домашнее задание.
- Параграф 55, 56.
- Групповое задание: каждая группа составляет зачётные вопросы по теме.