Цели урока:
- Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
- Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
- Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
- Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Оборудование:
- влажный препарат «Внутренние строение птицы»;
- скелет птицы, модель «Мозг позвоночных»;
- таблицы «Класс птицы. Голубь», «Основные классы позвоночных животных».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Индивидуальная работа по карточкам.
Установите соответствие между костями и отделами конечностей, для которых они принадлежат.
Кости:
а) Бедренная кость.
б) Плечевая кость.
в) Цевка.
г) Предплечье.
д) Голень.
е) Пальцы стопы.
Отделы конечностей:
1. Свободная нижняя конечность.
2. Свободная верхняя конечность.
Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
- Пояс передних конечностей образован: грудиной, двумя ключицами, двумя вороньими костями.
- Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков и длины их тел.
- Скелет свободной передней конечностей состоит из плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти.
- Цевка у птиц - результат приспособления к увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.
III. Изучение нового материала.
Ученики разделяются на пять групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника.
I группа.
Пищеварительная и выделительная системы.
1.
Назовите органы пищеварительной системы.
У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе,
связанные с полётом. Запишите их в тетради.
2. Назовите органы выделения птиц. Известно что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
3. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?
II группа.
Дыхательная система.
1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.
2. Запишите особенности строение дыхательной системы птиц, связанные с полётом, в тетрадь.
3. Используя рисунок составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
III группа.
Кровеносная система, обмен веществ.
2. Используя рисунок, определите направления движения крови по сосудом. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
3. Какое значение имеет наличие четырёхкамерного сердца у птиц? Какая кровь поступает к органам тела? В лёгкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обмена веществ у птиц?
IV группа.
Система органов размножения.
1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полётом.
2. На рисунке изображена система органов размножения. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворенье птиц.
3. Выберите правильное утверждение:
а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревают сразу много яиц.
в) Собственным яйцом считается желток.
г) Оплодотворенье у птиц наружное.
V группа.
Нервная система птиц.
1. Рассмотрите рисунок. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывает на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чём проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
3. Среди перечисленных ниже примеров приведите условный рефлекс:
а) постройка гнёзд;
б) высиживание птенцов;
в) цыплята бегут на голос хозяйки;
г) цыплята клюют всё подряд.
После завершения работы ученики в течение двух-трёх минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заплоняя таблицу.
Система органов | Органы | Функциональная приспособленность к полёту. |
|
IV. Закрепление.
Выберите правильные ответы:
1. Признак приспособленности птиц к полёту:
а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы
2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:
а) характеру пищи
б) вскармливанию детёнышей
в) полёту
г) необходимости всё время запасать пищу
3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:
а) строение сердца
б) увеличение количества крови в организме
в) высокая скорость течения крови
г) невысокая скорость течения крови
4. Выберите правильные утверждения.
а) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных
б) на земле около 9000 видов птиц
в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок
г) у всех птиц пища удерживается зубами
д) все птицы теплокровные животные
е) скорость полёта птицы зависит от массы тела
5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:
а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета
6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:
а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря
7. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:
а) глотка
б) желудок
в) ротовая полость
г) пищевод
д) кишечник
е) клоака
ж) зоб
V. Рефлексия.
- Что сегодня узнали на этом уроке?
- Что понравилось?
- Что не получилось?
Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, самой активной группе и самому активному участнику группы – оценка 5.
VI. Домашнее задание.
- Параграф 55, 56.
- Групповое задание: каждая группа составляет зачётные вопросы по теме.