Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

Разделы:


Цели урока:

  • Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
  • Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  • Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
  • Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование:

  • влажный препарат «Внутренние строение птицы»;
  • скелет птицы, модель «Мозг позвоночных»;
  • таблицы «Класс птицы. Голубь», «Основные классы позвоночных животных».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная работа по карточкам.

Установите соответствие между костями и отделами конечностей, для которых они принадлежат.

Кости:

а) Бедренная кость.
б) Плечевая кость.
в) Цевка.
г) Предплечье.
д) Голень.
е) Пальцы стопы.

Отделы конечностей:

1. Свободная нижняя конечность.
2. Свободная верхняя конечность.

Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Пояс передних конечностей образован: грудиной, двумя ключицами, двумя вороньими костями.
  2. Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков и длины их тел.
  3. Скелет свободной передней конечностей состоит из плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти.
  4. Цевка у птиц - результат приспособления к увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

III. Изучение нового материала.

Ученики разделяются на пять групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника.

I группа.
Пищеварительная и выделительная системы.

1. Назовите органы пищеварительной системы.
У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полётом. Запишите их в тетради.

2. Назовите органы выделения птиц. Известно что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?

3. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа.
Дыхательная система.

1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2. Запишите особенности строение дыхательной системы птиц, связанные с полётом, в тетрадь.

3. Используя рисунок составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?

III группа.
Кровеносная система, обмен веществ.

1. Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на неё более сложные строение по сравнению с пресмыкающимися? Запищите их в тетрадь.

2. Используя рисунок, определите направления движения крови по сосудом. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

3. Какое значение имеет наличие четырёхкамерного сердца у птиц? Какая кровь поступает к органам тела? В лёгкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обмена веществ у птиц?

IV группа.
Система органов размножения.

1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полётом.

2. На рисунке изображена система органов размножения. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворенье птиц.

3. Выберите правильное утверждение:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревают сразу много яиц.
в) Собственным яйцом считается желток.
г) Оплодотворенье у птиц наружное.

V группа.
Нервная система птиц.

1. Рассмотрите рисунок. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывает на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чём проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?

3. Среди перечисленных ниже примеров приведите условный рефлекс:

а) постройка гнёзд;
б) высиживание птенцов;
в) цыплята бегут на голос хозяйки;
г) цыплята клюют всё подряд.

После завершения работы ученики в течение двух-трёх минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заплоняя таблицу.

Система органов Органы Функциональная приспособленность к полёту.
  1. Пищеварительная.
  2. Выделительная.
  3. Дыхательная.
  4. Кровеносная.
  5. Нервная.
  6. Половая.
   

IV. Закрепление.

Выберите правильные ответы:

1. Признак приспособленности птиц к полёту:
а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы

2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

а) характеру пищи
б) вскармливанию детёнышей
в) полёту
г) необходимости всё время запасать пищу

3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:

а) строение сердца
б) увеличение количества крови в организме
в) высокая скорость течения крови
г) невысокая скорость течения крови

4. Выберите правильные утверждения.

а) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных
б) на земле около 9000 видов птиц
в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок
г) у всех птиц пища удерживается зубами
д) все птицы теплокровные животные
е) скорость полёта птицы зависит от массы тела

5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета

6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:

а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря

7. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:

а) глотка
б) желудок
в) ротовая полость
г) пищевод
д) кишечник
е) клоака
ж) зоб

V. Рефлексия.

  • Что сегодня узнали на этом уроке?
  • Что понравилось?
  • Что не получилось?

Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, самой активной группе и самому активному участнику группы – оценка 5.

VI. Домашнее задание.

  • Параграф 55, 56.
  • Групповое задание: каждая группа составляет зачётные вопросы по теме.