Сказки А.С. Пушкина КВН, 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цель: обобщить знания учащихся о сказках А. С. Пушкина.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово.

Ведущий:

Мы знаем, вы любите игры
Песни, загадки, и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.

В старину сказки умели рассказывать многие. Были и мастера – сказочники, одной из которых была няня Пушкина Арина Родионовна. Как много дало Александру Сергеевичу для его творческого развития общение с няней и местными крестьянами.

Послушаем одну из её сказок «Про царевича Нехитёра – Немудрёна».

(Читает или рассказывает ученица в костюме крестьянки.)

Жили в некотором царстве царь с царицей и сыном Иваном – царевичем. Пошёл Иван – царевич гулять и встретил трёх девиц. Одна обещала ему тремя калачами весь город накормить; другая – вышить ему чудесный платок, чтобы на одном углу было красно солнце со лучами, со алыми зорями, на другом – светел месяц со звёздами, со небесными лунами, на третьем – сине море со волнами, на четвёртом – корабли, со белыми парусами. А третья сестра обещала, что родится у неё царевич Нехитёр – Немудрён руки по локоть в золоте, ноги по колена в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются.
Женился Иван – царевич на третьей сестре, родился в его отсутствие маленький Царевич, а злые тётки заколотили его с матерью в бочку и пустили по волнам в синее море.
Вот царевич с матерью вышли на берег, построили дворец и начали в нём жить. Появились на их острове чудеса: золоторогий баран, волшебная корова, которая вместо молока давала крупный жемчуг, да семь молодцев – богатырей, исполняющих все приказания царевича и царицы.
Проезжие корабельщики донесли Ивану – царевичу об дивном острове. Сел Иван – царевич на ковёр – самолёт, прилетел к жене и сыну. Зазвонили колокола, загрохотали пушки. Счастьем и  торжеством окончилась чудесная сказка. Женился Нехитёр – Немудрён на царевне Милолике, и зажили они так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, - пили пиво солодовое, ели пряники медовые, калачами сахарными закусывали.
Сказке конец, а кто слушал молодец!

Ведущий: Какую сказку написал Александр Сергеевич прослушав Арину Родионовну?

II. Представление команд.

(Входят две команды под фонограмму записи «Гимн КВН».)

«Лебёдушки»:

Десять витязей прекрасных,
Великанов молодых,
И красавцев удалых,
Не стесняйтесь, не мотайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
Да не хмурьте же вы лица,
Будьте мудры до конца.
И победа к вам придёт.
Мы это знаем наперёд!

«Витязи»:

Ой, лебёдушки – девицы!
Вы прекрасны, молодицы!
В этом, верьте, спору нет.
Но таков вам наш ответ:
Словом мудрым пожурчите.
Да умом своим блесните.
И победу отстоите!
В КВН вы победите!

Ведущий:

Наши гости и друзья!
На КВН вы пришли сюда.
Не стесняйтесь!
Вместе с нами развлекайтесь!
Да почаще улыбайтесь!
В КВН нам помогайте!

III. Разминка.

(Одна команда начинает сказку, другая заканчивает.)

1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Конец:

Я там был, мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.

2. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Начало:

Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке.

Конец:

Долго у моря ждал он ответа
Не дождался, к старухе воротился.
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха
А перед нею разбитое корыто.

3. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Начало:

Жил – был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой – какого товару.

Конец:

А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Начало:

Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился
И царевна у окна стала ждать его одна.

Конец:

И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

5. «Сказка о золотом петушке».

Начало:

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон.

Конец:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

IV. «Мозговой штурм».

Командам предлагается заполнить кроссворд и ответить на вопросы. Задание групповое. (Приложение №1)

V. «Блиц – опрос».

Вопросы к болельщикам:

1. Как менялось море с приходом старика?

а) Слегка разыгралось.

б) Помутилось синее море.

в) Неспокойно синее море.

г) На море чёрная буря.

2. К кому обращался Елисей по пути?

а) Солнце.

б) Месяц.

в) Ветер.

3. В кого превращала Лебедь Гвидона?

а) Комар.

б) Муха.

в) Шмель.

4. О каких чудесах говорится в сказке о царе Салтане?

а)

Новый город у моря стоит со дворцом
А сидит в нём царь Гвидон.

б)

Ель в лесу, под елью белка
Белка песенки поёт...

в) Тридцать три богатыря.

г) Царевна есть, что не можно глаз отвесть.

5. Какое двузначное число встречается и в каких сказках?

а) 33 богатыря («Сказка о царе Салтане ...»).

б) 30 лет и три года жили они в ветхой землянке («Сказка о рыбаке и рыбке»).

6. Какое однозначное число встречается и в каких сказках?

а) 3 девицы под окном... («Cказка о царе Салтане ...»).

б) В год за 3 щелчка тебе по лбу...(«Cказка о попе и работнике его Балде»).

VI. «Музыкальная пауза».

Исполнение песни «Расскажи мне сказку, бабушка». (Приложение №2)

VII. «Конкурс капитанов».

(Вопрос – ответ, далее в., о.)

  1. в. Царь Салтан гостей сажает
    За свой стол и вопрошает:
    о. «Ой вы гости – господа,
    Долго ль ездили ездили? Куда?
    Ладно ль за морем,
    Иль худо?
    И какое в свете чудо?»
    в. Корабельщики в ответ:
    о. «Мы объехали весь свет;
    За морем житьё не худо,
    В свете ж вот какое чудо...»
  2. в. Вот пошел он к синему морю,
    Стал он кликать золотую рыбку.
    Приплыла к нему рыбка, спросила:
    о. «Чего тебе надобно, старче?»
    в. Ей с поклоном старик отвечает:
    о. «Смилуйся государыня рыбка:
    Ещё пуще старуха бранится,
    Не даёт старику мне покою...»
  3. в. Злая мачеха сидела перед зеркальцем своим
    И беседовала с ним,
    о. «Свет мой, зеркальце!
    Скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    в. И услышала в ответ:
    о. «Ты прекрасна, спору нет,
    Но царевна всё ж милее,
    Всё ж румяней и белее.»

VIII. Домашнее задание.

Инсценирование отрывка из любой сказки по выбору.

IX. «Ты – мне, я – тебе».

(Болельщики задают вопросы командам.)

Да вот верёвкою хочу
море морщить,
Да вас, проклятое племя корчить!

Балда («О попе и о работнике его Балде»).

Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла.

Царь Дадон («Сказка о золотом петушке»).

Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?

Поп, толоконный лоб («О попе и о работнике его Балде»).

Разочтёмся наконец,
Помнишь, за мою услугу
Обещался мне, как другу
Волю первую мою
Ты исполнишь, как свою.

Мудрец («О золотом петушке»).

X. Подведение итогов жюри.

Во время паузы вопросы к болельщикам. Вспомнить крылатые слова, выражения, пословицы, поговорки из сказок. (Приложение №3)