Цели:
- учить применять правило написания безударных личных окончаний глаголов, выбирать способ определения спряжения глаголов;
- развивать орфографическую зоркость, устную речь, внимание, мышление;
- воспитывать коммуникативные качества;
- профилактика заболеваний зрения;
- определение спряжения глагола по алгоритму (для учащихся ЗПР).
Ход урока
1. Организационный момент.
Ах, глагол, глагол, глагол…
Правила спряжения…
Изменяем мы глагол
До изнеможения…
- Какие чувства передает нам автор в этом небольшом стихотворении? Как вы думаете, почему? (Это очень нелегкая тема.)
- Поэтому для начала подготовимся к работе и выполним упражнение для глаз «волшебная восьмерка».
2. Минутка чистописания.
- Сегодня на минутке чистописания мы напишем цепочку букв. В нее должны войти все личные окончания глаголов 1 спряжения в порядке их изменения по лицам и числам. Давайте повторим их с помощью таблицы (на доске) и споем песенку. (Песенка о глаголе из передачи «Радионяня».)
- Перед каждым окончанием напишем букву «м». Что получится? (Мумешьметмемметемут.)
- Проверьте, так ли у вас получилось?
- А теперь замените личные окончания глаголов 1 спряжения на личные окончания глаголов 2 спряжения. Запишите. (Мумишьмитмиммитематю.)
- Выполните проверку. Молодцы!
3. Языковая разминка. Определение темы и целей урока.
На доске:
Л_дяной вет_р гуля_т в широк_м пол_ нос_тся по лесу меж голых бере_ и осин.
- Запишите, вставляя пропущенные буквы. (Один ученик у доски.)
- Выполните синтаксический разбор предложения, подчеркните грамматическую основу и составьте схему предложения. Объясните постановку знаков препинания. (Уч-ся ЗПР – совместно с учителем).
Коллективная проверка разбора предложения.
- Какая орфограмма-буква есть во всех словах с пропущенными буквами, кроме одного?
- Найдите это «лишнее» слово. (Берез.)
- На какие группы можно разделить слова с орфограммой-гласной буквой? (Безударная гласная в корне и в окончании.)
- Давайте проверим, какие гласные вставили и почему. (Проверка с объяснением.)
- Одинаково ли будете действовать, чтобы определить, какую гласную писать в окончаниях слов: поле, в широком, гуляет, носится?
(Повторение правил написания безударных окончаний у существительных, прилагательных и глаголов.)
- Какую вы видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов? (Что писать: е или и?)
- Определите тему сегодняшнего урока. («Правописание безударных личных окончаний глаголов».)
- Какие задачи поставим перед собой?
4. Закрепление изученного материала.
1. - Ребята, давайте вспомните алгоритм: как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола. Расскажите его, пользуясь схемой (см. Приложение1):
2. - А сейчас немного поиграем.
Игра «Эстафета» (3 ряда – 3 команды).
На доске записаны слова:
колоть (1) строить (2) шептать (1) тащить (2) обидеть (2) |
|
|
- Задание командам: указать спряжение глагола. Последний ученик проверяет за весь ряд. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и без ошибок.
Проверка выполнения задания соседней команды. Если спряжение определили правильно – хлопок.
- Что можете сказать о последних глаголах в каждом столбике? (Это глаголы-исключения.)
- Почему они так называются? Кто хочет рассказать их? (2 ученика.)
- Молодцы!
5. Физкультминутка.
Надоело нам сидеть! Вот бы взять и полететь!
Руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло - вперед, левое крыло – вперед.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет!
Три, четыре, пять, шесть – мы должны тихонько сесть.
6. Постановка и решение проблемы.
- Какое спряжение у глаголов летим, сидим, если неопределенная форма сидеть, лететь? (2 спряжение.)
- Как нужно рассуждать?
- С чего начинается алгоритм определения спряжения глагола? (С постановки ударения.)
- Надо запомнить: если у глагола личные окончания ударные, то на неопределенную форму смотреть не нужно!
- А как определить спряжение у глаголов в неопределенной форме? (Нужно проспрягать и определить, ударное или безударное окончание.)
- Определите спряжения у глаголов: лить (льёт, льют – 1), бранить (бранит, бранят – 2), петь (поёт, поют – 1).
7. Тренировочные упражнения.
- Выполним упражнение 264 на стр. 78. Прочтите задание. Выполняем с комментированием с места.
Обратить внимание на выбор способа определения спряжения глаголов.
8. Словарная работа.
Игра «Наборщик».
- «Соберите» новые слова из букв слова лаборатория. Обведите в овал существительные 1-го склонения.
9. Итог урока:
- Оцените свою работу на уроке. Что было труднее всего? Что нужно твердо знать, чтобы избежать ошибок в написании личных окончаний глаголов?
- Оценки за урок.
10. Домашнее задание: стр. 95 упр. 4.
Наш урок окончен. Спасибо за работу!