Родной край - Хакасия. Фольклор хакасского народа

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Обобщить знания детей о жанрах хакасского фольклора.

Задачи урока: 

  • Закрепить знания детей о хакасских сказках и их видах.
  • Развивать речь, память, мышление, артистические способности.
  • Воспитывать уважение к родной земле и её истории.

Материалы и оборудование: 

  • рисунки к хакасским сказкам;
  • книги хакасских сказок;
  • плакаты с хакасскими названиями сказок;
  • костюмы для театрального представления,
  • аудиокассета с записью хакасской музыки.

Ход урока

I. Организационный момент

- Прозвенел звонок - начинается урок истории, культуры и литературы Хакасии.

Давайте поздороваемся необычно, на разных языках.

(Дети разделены на 4 группы)

  • Группа №1 - на таджикском
  • Группа №2 - на украинском
  • Группа №3 - на русском
  • Группа №4 - на хакасском

- Как вы думаете, почему мы здоровались на разных языках?

Да, потому что в Хакасии живут люди разных национальностей, и в нашем классе учатся дети разных национальностей.

Каждая национальность имеет свою культуру, историю, фольклор.

- А что же такое фольклор? Как по-другому можно сказать?

Фольклор - это устное народное творчество.

(На доске появляется середина цветка со словом "фольклор", далее по ходу урока появляются лепестки с названиями жанров.)

II. Знакомство с темой урока

- Ребята, посмотрите на оформление нашего класса. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Да, сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, заключающих в себе народную мудрость:

"Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни"

- Что написано на доске? Относится ли это к устному народному творчеству?

(К середине цветка прикрепляется лепесток со словом "пословица")

- Как вы понимаете эту пословицу?

( После обсуждения в группах, дети высказывают свои мнения)

Пословицы появились много лет назад.

III. Закрепление изученного

1. Разминка

- А сейчас немного истории.

1 ученик: Судьба хакасов больше двух тысяч лет была связана с территорией Хакасии и Минусинского района, окружённой горами Саян, Кузнецкого Алатау и Алтая. Этот район, известный своим мягким климатом, с древних времён был заселён человеком.

2 ученик : По этой территории протекает много рек, крупнейшая среди которых - Енисей с множеством притоков. Один из них - река Абакан. Много в нашем краю и озёр.

3 ученик: Известен наш край и богатством культуры различных племён, живших на этой земле. Об этом мы можем судить по каменным изваяниям, писаницам, а также по многочисленным легендам, поговоркам, сказам и рассказам.

4 ученик: В долгие зимние ночи хакасские скотоводы собирались у какого- нибудь гостеприимного хозяина в избушке и слушали величественные сказания о подвигах богатырей, рассказы о далёком прошлом, об окружающем мире, о захватывающих приключениях сказочных героев.

5 ученик: А весной, вместе с пробуждением природы, люди сходились на праздник Айрана и молока, заводили хороводы и песни, справляли обряды угощения хозяевам стихий.

2. Работа с выставкой книг

- Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами. Вы догадались, о каком жанре идёт речь? Правильно, о сказке.

(Прикрепляем лепесток со словом "сказка")

- Чем сказка отличается от других жанров?

- Какие виды хакасских сказок вы знаете? (Волшебные, сатирические, бытовые, о животных, исторические) На доске появляются таблички с видами сказок.

- Какие сказки относятся к бытовым? А к волшебным, к сатирическим? Назовите.

- Обратите внимание на нашу выставку книг. Что указывает на то, что это хакасские сказки?(Орнамент, надпись на хакасском языке, иллюстрации)

3. Работа в группах

- Выполняя задания, не забывайте про правила работы в группах.

(Правила находятся на столах детей)

- А помогут вам работать терпеливость, доброжелательность, вежливость.

- Перед вами лежат карточки зелёного цвета. Прочитайте задания и подготовьте выступления.

  • Группа №1 - Инсценирование сказки "Адычах и Кечох"
  • Группа №2 - Собрать разрезанную пословицу: " Ума не купишь, самому думать надо"
  • Группа №3 - Прочитать по ролям сказку "Медведь и бурундук"
  • Группа №4 - Прочитать и отгадать хакасские загадки.

Чёрный, но не ворона, рогатый, но не бык (Жук)

В простом поле кипит чёрный котёл (Муравейник)

На чёрном шёлке рассыпаны бусы (Небо и звёзды)

Если в воду зайдёт - тысяча, если из воды выйдет - один (Хвост лошади)

(Проходит выступление групп)

- Какие жанры хакасского фольклора мы увидели в выступлениях детей?

(Появляется лепесток со словом "загадки")

- Какую сказку о животных мы услышали? ("Медведь и бурундук")

Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных - КИП - ЧОХИ

Все сказки, о которых мы сейчас говорим, называются по - хакасски ЧАЗАF - НЫМАХ, что означает пешие сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения.

4. Физминутка

- Повторите движения за "лисичкой" из сказки "Хитрая лиса".

(Дети повторяют движения за ученицей в костюме лисы под музыку)

5. Работа с текстом.

- Найдите карточки синего цвета. Прочитайте текст и задания.

В больших богатырских сказаниях воспевались подвиги могучих охотников в борьбе и битвах с враждебными ханами, при участии небесных сил и подземных чудовищ.

Хакасы их называли АЛЫПТЫF - НЫМАХ, что означало "сказки с богатырями". Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента ЧАТХАНА или ХОМЫСА и журчащего, как ручей, горлового пения - ХАЯ. Рассказывание должно было проходить в благочинности, настраивающей людей на высокое внимание.

После прочтения каждая группа отвечает на вопросы.

  • Группа №1 - Как называются сказки, которые сопровождаются пением или игрой на музыкальном инструменте?
  • Группа №2 - О чём рассказывалось в этих сказках?
  • Группа №3 - При помощи каких инструментов исполнялись эти сказки?
  • Группа №4 - Как рассказывали эти сказки?

- Как же назывались эти сказки? (АЛЫПТЫF - НЫМАХ)

Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, ХАЙДЖИ. Один из известных хайджи в Хакасии - Семён Петрович Кадышев.

(На доску вывешивается портрет)

Ребята, послушайте такую сказку в исполнении нашего гостя, артиста Хакасской Филармонии.

5. Викторина

- А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете хакасские сказки?

В какой сказке из-за глупости и суеверий волк перерезал стадо овец? ("Свекровь и сноха")

Откуда эти строки:

Плачет одиноко
Лишь одна Сорока
Иву новую нашла,
Вновь гнездо себе свила.
("Сказка о хитрой лисе")

В какой сказке в дупле искали золото? ("Ловкий пастух")

Кто так говорил: " О, Хайдаг - чахсыдыр! Как хорошо! Если всё это молодой сделал, пусть моим сыном будет!" ("Добрый Ылачан")

IV. Итог урока

- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие по дорогам хакасского фольклора.

С какими жанрами встретились?

Какие хакасские сказки запомнили? Что они обозначают?

А впереди нас ждёт встреча с мифами и легендами хакасского народа.

(Прикрепляется лепесток "Мифы и легенды")

- Спасибо всем за урок!

В заключение, послушайте, как о родной земле сказал Н.Доможаков.

(Дети читают стихотворение Н.Доможакова "Родная земля" на фоне хакасской музыки.