Цель урока: Обобщить знания детей о жанрах хакасского фольклора.
Задачи урока:
- Закрепить знания детей о хакасских сказках и их видах.
- Развивать речь, память, мышление, артистические способности.
- Воспитывать уважение к родной земле и её истории.
Материалы и оборудование:
- рисунки к хакасским сказкам;
- книги хакасских сказок;
- плакаты с хакасскими названиями сказок;
- костюмы для театрального представления,
- аудиокассета с записью хакасской музыки.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок - начинается урок истории, культуры и литературы Хакасии.
Давайте поздороваемся необычно, на разных языках.
(Дети разделены на 4 группы)
- на таджикском
- Как вы думаете, почему мы здоровались на разных языках?
Да, потому что в Хакасии живут люди разных национальностей, и в нашем классе учатся дети разных национальностей.
Каждая национальность имеет свою культуру, историю, фольклор.
- А что же такое фольклор? Как по-другому можно сказать?
Фольклор - это устное народное творчество.
(На доске появляется середина цветка со словом "фольклор", далее по ходу урока появляются лепестки с названиями жанров.)
II. Знакомство с темой урока
- Ребята, посмотрите на оформление нашего класса. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Да, сегодня мы будем говорить о фольклоре хакасского народа, будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, заключающих в себе народную мудрость:
"Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни"
- Что написано на доске? Относится ли это к устному народному творчеству?
(К середине цветка прикрепляется лепесток со словом "пословица")
- Как вы понимаете эту пословицу?
( После обсуждения в группах, дети высказывают свои мнения)
Пословицы появились много лет назад.
III. Закрепление изученного
1. Разминка
- А сейчас немного истории.
1 ученик: Судьба хакасов больше двух тысяч лет была связана с территорией Хакасии и Минусинского района, окружённой горами Саян, Кузнецкого Алатау и Алтая. Этот район, известный своим мягким климатом, с древних времён был заселён человеком.
2 ученик : По этой территории протекает много рек, крупнейшая среди которых - Енисей с множеством притоков. Один из них - река Абакан. Много в нашем краю и озёр.
3 ученик: Известен наш край и богатством культуры различных племён, живших на этой земле. Об этом мы можем судить по каменным изваяниям, писаницам, а также по многочисленным легендам, поговоркам, сказам и рассказам.
4 ученик: В долгие зимние ночи хакасские скотоводы собирались у какого- нибудь гостеприимного хозяина в избушке и слушали величественные сказания о подвигах богатырей, рассказы о далёком прошлом, об окружающем мире, о захватывающих приключениях сказочных героев.
5 ученик: А весной, вместе с пробуждением природы, люди сходились на праздник Айрана и молока, заводили хороводы и песни, справляли обряды угощения хозяевам стихий.
2. Работа с выставкой книг
- Образ жизни древних хакасов, их уклад и занятия, их отношение к природе повлияли на формирование хакасского фольклора. Жанр, к которому мы сейчас обратимся, очень любим вами. Вы догадались, о каком жанре идёт речь? Правильно, о сказке.
(Прикрепляем лепесток со словом "сказка")
- Чем сказка отличается от других жанров?
- Какие виды хакасских сказок вы знаете? (Волшебные, сатирические, бытовые, о животных, исторические) На доске появляются таблички с видами сказок.
- Какие сказки относятся к бытовым? А к волшебным, к сатирическим? Назовите.
- Обратите внимание на нашу выставку книг. Что указывает на то, что это хакасские сказки?(Орнамент, надпись на хакасском языке, иллюстрации)
3. Работа в группах
- Выполняя задания, не забывайте про правила работы в группах.
(Правила находятся на столах детей)
- А помогут вам работать терпеливость, доброжелательность, вежливость.
- Перед вами лежат карточки зелёного цвета. Прочитайте задания и подготовьте выступления.
- Группа №1 - Инсценирование сказки "Адычах и Кечох"
- Группа №2 - Собрать разрезанную пословицу: " Ума не купишь, самому думать надо"
- Группа №3 - Прочитать по ролям сказку "Медведь и бурундук"
- Группа №4 - Прочитать и отгадать хакасские загадки.
Чёрный, но не ворона, рогатый, но не бык (Жук)
В простом поле кипит чёрный котёл (Муравейник)
На чёрном шёлке рассыпаны бусы (Небо и звёзды)
Если в воду зайдёт - тысяча, если из воды выйдет - один (Хвост лошади)
(Проходит выступление групп)
- Какие жанры хакасского фольклора мы увидели в выступлениях детей?
(Появляется лепесток со словом "загадки")
- Какую сказку о животных мы услышали? ("Медведь и бурундук")
Одной из характерных особенностей хакасских сказок являются короткие сказки о животных - КИП - ЧОХИ
Все сказки, о которых мы сейчас говорим, называются по - хакасски ЧАЗАF - НЫМАХ, что означает пешие сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения.
4. Физминутка
- Повторите движения за "лисичкой" из сказки "Хитрая лиса".
(Дети повторяют движения за ученицей в костюме лисы под музыку)
5. Работа с текстом.
- Найдите карточки синего цвета. Прочитайте текст и задания.
В больших богатырских сказаниях воспевались подвиги могучих охотников в борьбе и битвах с враждебными ханами, при участии небесных сил и подземных чудовищ.
Хакасы их называли АЛЫПТЫF - НЫМАХ, что означало "сказки с богатырями". Рассказывали их, складывая в рифмы, в сопровождении музыкального инструмента ЧАТХАНА или ХОМЫСА и журчащего, как ручей, горлового пения - ХАЯ. Рассказывание должно было проходить в благочинности, настраивающей людей на высокое внимание.
После прочтения каждая группа отвечает на
вопросы.
- Как называются сказки, которые
сопровождаются пением или игрой на музыкальном
инструменте?
- Как же назывались эти сказки? (АЛЫПТЫF - НЫМАХ)
Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, ХАЙДЖИ. Один из известных хайджи в Хакасии - Семён Петрович Кадышев.
(На доску вывешивается портрет)
Ребята, послушайте такую сказку в исполнении нашего гостя, артиста Хакасской Филармонии.
5. Викторина
- А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете хакасские сказки?
В какой сказке из-за глупости и суеверий волк перерезал стадо овец? ("Свекровь и сноха")
Откуда эти строки:
Плачет одиноко
Лишь одна Сорока
Иву новую нашла,
Вновь гнездо себе свила.
("Сказка о хитрой лисе")
В какой сказке в дупле искали золото? ("Ловкий пастух")
Кто так говорил: " О, Хайдаг - чахсыдыр! Как хорошо! Если всё это молодой сделал, пусть моим сыном будет!" ("Добрый Ылачан")
IV. Итог урока
- Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие по дорогам хакасского фольклора.
С какими жанрами встретились?
Какие хакасские сказки запомнили? Что они обозначают?
А впереди нас ждёт встреча с мифами и легендами хакасского народа.
(Прикрепляется лепесток "Мифы и легенды")
- Спасибо всем за урок!
В заключение, послушайте, как о родной земле сказал Н.Доможаков.
(Дети читают стихотворение Н.Доможакова "Родная земля" на фоне хакасской музыки.