Профильное обучение на уроках химии и биологии: опыт работы и проблемы

Разделы: Химия, Биология


Роль образования на современном этапе развития страны определяется, как отмечается в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", одобренной Правительством Российской Федерации, задачами перехода России к демократическому государству, рыночной экономики, необходимостью преодоления опасности её отставания от мировых тенденций экономического и социального развития.

К числу важнейших задач модернизации школьного образования следует отнести задачу всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества. Поэтому ставится задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворения познавательных запросов, интересов, развития способностей и склонностей каждого ученика.

"Прежде всего, важно понять, что такое профильное обучение. Это систематизированная подготовка старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

Задачи профилизации - создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.

Совершенно естественно, что, сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Поэтому введением профилизации преследуется ещё одна цель - обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения. Профиль как раз и задаёт определённую сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям подростка.

Предпрофильная же подготовка направлена на то, чтобы помочь выпускнику - девятикласснику чётко решить: где, в каком образовательном учреждении он завершит полный цикл общего среднего образования - в СПТУ, колледже, техникуме или в 10-11-х классах школы с ориентацией на тот или иной вуз.

В чём специфика пофильного обучения в сравнении с традиционным обучением в обычной общеобразовательной школе и углублённым изучением отдельных предметов, характерным для спецшкол? В отличие от традиционного профильное обучение позволяет ученикам выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильности - это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие от углублённого изучения отдельных предметов профильное обучение позволяет школьникам изучить не один, а группу предметов, друг - друга поддерживающих, взаимодополняющих" [1].

С 2005 по 2008 учебный год в нашей школе был организован химико-биологический профиль в 10-11классах. Химико-биологический профиль складывается из трёх компонентов: 1) базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся; 2) профильные общеобразовательные предметы; Это курсы химии и биологии повышенного уровня, призванные углублять базовый уровень знаний в старшей школе; 3) элективные курсы - это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Они необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Схема 1

Общеобразовательные предметы 10 кл.кол-во часов 11 кл. кол-во часов 3. Элективные курсы
1. Базовые 2.Профильные
Русский язык

Литература

Англ. язык

Алгебра

Геометрия

История

Обществознание

Физика

Информатика

Физкультура

Трудовое обучение

Татар. язык

Татар. литер.

Химия 3 3 Жизнедеятельность бактерий (9 класс)

Химия в быту и в медицине (9 класс)

Спец.курс "Подготовка к ЕГЭ по биологии" 11 класс.

Спец.курс "Подготовка к ЕГЭ по химии" 11 класс.

Итого: 204 часов
Биология 3 3
Итого: 204 часов

Таким образом, профиль-это сочетание базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки:

1) минимальным объёмам учебного времени, задаваемые Базисным Учебным Планом (33 часа в неделю); 2) нормам санитарной нагрузки (36 часов в неделю).

В связи с профильным обучением изменился учебный план. Планирование курса "Биология. Общие закономерности" составлено на основе "Программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 класс" автор В.Б. Захаров. Профильный уровень. Издательство "Дрофа" Москва-2006.

"Биология. Общие закономерности" 10-11классы изучали по учебнику, авторы которых В.Б. Захаров, С.Т. Мамонтов и В.И. Сивоглазов. Издательство Москва "Школа-Пресс".

Планирование курса химии 10-11 кл. составлено на основе "Программы среднего (полного) общего образования по химии 10-11кл." для химико-биологических профилей автор О.С. Габриелян. Издательство "Дрофа" Москва-2006 год.

Курс "Химия 10-11класс" изучаем по учебнику, авторы, которых О.С. Габриелян и Г.Г. Лысова.

Программы курсов "Биология. Общие закономерности" и "Химия 10-11 класс" полностью включают все разделы и темы, однако содержание каждого учебного блока расширенно и углубленно, увеличено число лабораторных и практических работ.

Анализируя результаты срезовых контрольных работ, результаты ЕГЭ прихожу к выводу, что профильное обучение даёт учащимся:

прочные знания по профильным предметам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;

вырабатывает у них навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготавливает их к решению задач различной сложности;

вырабатывает у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать её; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации;

делает их конкурентоспособными в плане поступления выбранные им ВУЗы

Схема 2

Сравнительный анализ успеваемости учащихся по профильным предметам:

 

 

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и единым государственным экзаменом

"Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. В связи с этим профилизация обучения в старшей школе должна быть прямо соотнесена с введённым единым государственным экзаменом. В 2009 году запланирован перевод ЕГЭ в "штатный режим", т. е. повсеместное введение этой формы качества знаний как государственного механизма контроля качества образования".[2].

И хотя принято говорить, что подготовка к ЕГЭ начинается с первого урока, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самый ответственный и трудный для школьника 11 класс. За этот год не только надо успеть повторить пройденное, но и настроить себя на экзамен, на ту степень сконцентрированной ответственности и свободы в поиске ответа, решения, которая способна обеспечить успех. Известно, что успех каждого дела зависит от его начала и организации. Поэтому в 11 классе ввожу два спецкурса "Подготовка к ЕГЭ по химии" и "Подготовка к ЕГЭ по биологии". С 2005-2008г. десять учеников выбрали специальности, связанные с химией и биологией и поступили в следующие учебные заведения: КГХТУ-2ученика, АГНИ-2 ученика, БМУ-6 ученика.

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для профильной школы

Первая проблема, с которой столкнулась, работая в профильных классах, это колоссальная подготовка к уроку, большая трата времени. Пришлось, при подготовке к урокам, помимо методической литературы, штудировать и повторять темы из вузовских учебников. Учебник Н. Л. Глинки "Общая химия" является моей второй настольной книгой. "Понятно, что профильные классы будут успешно действовать в тех и только тех случаях, когда будут обеспечены высококвалифицированными педагогами, мастерами своего дела. Преподаватель в профильной школе должен быть высоко профессионален в предмете, должен владеть методикой преподавания и техникой эксперимента, а также свободно ориентироваться в педагогических и психологических проблемах. Такой специалист, скорее всего, не может быть "свежеиспеченным". Обычный, рядовой, "средний" учитель работает с огромной перегрузкой, не всегда имеет возможность пройти серьезную переподготовку для преподавания в профильной школе, а бывает, что и не хочет этого. Модернизация образования, внедрение профильного обучения должны начинаться с реформирования системы высшего педагогического образования. Его проблемы известны, их можно эффективно решать, реализуя некоторые предложения: - повышение престижа профессии учителя в обществе; - увеличение ассигнований на высшее педагогическое образование; -интенсификация аттестации вузов, закрытие неконкурентоспособных институтов;

-официальное признание лучших учителей (гранты, национальные проекты и пр.);
- создание условий для привлечения инвестиций в школы".[3].

Вторая проблема возникла с точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения. Для решения этой проблемы необходимо создание классов типа "школа-вуз". В таких классах не только усиливаются профильные дисциплины школьной программы, но и читаются дополнительные курсы преподавателями вуза, с которым у школы налажено сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику на базе данного вуза. Состыковка деятельности школьных учителей и преподавателей вуза - также важное преимущество данного варианта обучения. Но не все школы, особенно в регионах, имеют возможность так тесно контактировать с высшими учебными заведениями. А что касается сельских школ, то их возможности вообще обычно ограничиваются классами углубленного изучения профильных предметов.

Следующая проблема заключается в сложности организации профильного обучения в школе с 1 классом в параллели. Невозможность деления класса на необходимое количество профильных групп.

"Таким образом, профильное обучение - вещь полезная и хорошая. Но вряд ли реален переход большинства школ на это самое обучение. В силу вышеназванных причин. Поэтому многие учащиеся перемен не почувствуют и получать будут все то же базовое образование.

Но в связи с этим хочется привести мнение министра образования и науки Андрея Фурсенко по поводу концепции "профильного обучения". С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире "живет" не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. По мнению министра, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием".[3].

ИСТОЧНИКИ:

  1. "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образованияМосква2002
  2. "Как подготовить школу к профильному обучению" Н.Кленова. Журнал "Народное образование" 7/3
  3. Профильное обучение в школах с углубленным изучением химии. Г.В. Лисичкин Т.Н. Ромашина 2007