Возможность совмещения профориентационной работы с курсом обучения противостоянию стрессовой ситуации в тренинговой программе

Разделы: Школьная психологическая служба


Одной из задач психологической службы школы, согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ, является формирование у обучающихся, воспитанников учебных заведений способности к самоопределению и саморазвитию. В зависимости от возраста ребенка психологом выбирается тот или иной аспект личностного и социального развития, который подвержен наибольшему влиянию и формированию. Социальная ситуация развития школьников 8-11-х классов выдвигает на первый план вопросы профессионального самоопределения. Старший подростковый возраст - время выбора будущего жизненного пути, ориентации на "взрослые" идеалы, утверждения себя и своей позиции.

Проводя профориентационную работу с детьми необходимо помнить о том, что разнообразие не только привлекает, но и формирует активную позицию участников в любой деятельности. Помимо различных тестов и опросников, направленных на определение интересов и способностей учащихся, для объективности и оптимизации качества проводимой работы, необходимо уделять внимание групповым, тренинговым занятиям. Работа в группе сверстников предполагает развитие коммуникативных способностей, умения выражать и отстаивать свою точку зрения, тем самым обосновывая свою позицию и профессиональную направленность, помогая определить зрелость и адекватность выбора. Но не будем забывать, что помимо проблемы выбора будущей профессии, у учеников старших классов появляется новая сложность - стрессовая ситуация, вызванная сдачей экзаменов, окончанием школьного обучения.

Для оптимизации и оперативности работы школьного психолога, я предлагаю включать в тренинговую профориентационную работу курс обучения противостоянию стрессовой ситуации.

Проведение данного психологического тренинга направлено на осуществление следующих задач:

  • психологическая подготовка выпускников к поступлению в ВУЗ;
  • профориентационная работа;
  • ознакомление учащихся со способами борьбы со стрессом, поведением в конфликтных ситуациях с разбором данных;

Тренинговый курс включает в себя 10 занятий, рассчитанных на 45-50 минут:

1 занятие.

  1. Знакомство учащихся с психологом, с проводимой работой;
  2. Постановка и разбор целей последующих заданий;
  3. Введение правил поведения и запретов на занятиях;
  4. Знакомство и разбор особенностей профориентационной работы, упражнение "Профессия на букву" - задача - назвать как можно больше [2].

2 занятие. Тема: Приоритеты профессий.

1. Ознакомление учащихся с типами профессий по признаку различий их объективных систем:

  • человек - живая природа
  • человек - техника
  • человек - человек
  • человек - знаковая система
  • человек - художественный образ;
  • детальный разбор каждой системы с приведением примеров профессий;
  • разделение участников на 5 групп, выявление и разыгрывание учащимися особенностей каждой системы;
  • определение своей выбранной профессии и соотношение с выделенными типами.

2. Разбор трудовой деятельности на составляющие компоненты:

  • субъект труда - носитель и инициатор трудовой деятельности;
  • условия труда - физико-химическая и социальная среда;
  • содержание труда - процессы и способы выполнения задач;
  • организация труда - порядок, продолжительность и объем выполнения трудовых задач;
  • средства труда - материальные и функциональные орудия деятельности.

3. Интерактивное обсуждение зависимостей компонентов трудовой деятельности; определение соответствия и соотношения особенностей компонентов с разными профессиями.

3 занятие. Продолжение.

  1. Краткое вспоминание основных положений прошлого занятия;
  2. Разбор факторов, влияющих на выбор профессии:
    • желание
    • деньги
    • способности
    • престиж
    • мнение родителей
    • информация
  3. Индивидуальное ранжирование приоритетов каждого участника предложенных факторов, дополнение своими, групповое обсуждение.
  4. Разделение деятельности на три составляющие, построение треугольника: могу, хочу, надо.
  5. Выстраивание и обсуждение разных пропорций данных аспектов.
  6. Методика "5 шагов к успеху". Продумывание решения, разработки пути достижения намеченной цели (поступления в ВУЗ). Индивидуальная работа.
  7. Подведение итогов по теме.

4 занятие. Тема: Борьба со стрессом.

  1. Знакомство, разбор понятия стресс, конфликтная ситуация.
  2. Способы поведения в стрессовой ситуации:
    Негативное:
    • способы психологической защиты - вытеснение проблемы из сознания без повторного возвращения для разрешения;
    • импульсивное поведение, эмоциональные срывы;
    • агрессивные реакции.
  3. Иллюстрация примерами из жизни. Групповое обсуждение.
    Позитивное:
    • достижение цели своими силами;
    • обращение за помощью к другим;
    • тщательное обдумывание проблемы, различных путей её разрешения
    • изменение своего отношения к проблемной ситуации;
    • совершить изменения в себе самом, в системе собственных установок, стереотипов.
  4. Иллюстрация примерами из жизни. Групповое обсуждение.
  5. Разбиение участников на пары, разыгрывание двух (позитивного и негативного) способов разрешения проблемы.
  6. Практические советы по осуществлению релаксации (делать передышки, развивать координацию движений, визуализировать, воображать)
  7. Разбор внешних и внутренних причин возникновения проблем, стрессового состояния.
  8. Выявление индивидуальных источников энергии.
  9. Домашнее задание: зафиксировать на бумаге ситуации стресса за определенный промежуток времени (два дня), распознать причины стресса, выявить пути разрешения стрессовой ситуации.

5 занятие. Тема: Продолжение.

  1. Проективная методика "человек под дождем". Необходимо нарисовать два рисунка: человек и человек под дождем.
  2. Обсуждение способов борьбы со стрессом, постановка практических советов, подведение итогов по теме.
  3. Разбор рисунков, психологическая консультация в индивидуальном порядке.

6 занятие. Тема: Конфликтология.

  1. Разбор способов отношения к напряженной ситуации - восприятие - под давлением / как вызов, движущая сила.
  2. Обсуждение поведения в конфликтах.
  3. Определение типов конфликтных личностей:
    • "Танк"
    • "Обвинитель"
    • "Провокатор"
    • разыгрывание ситуаций, типов поведения с конфликтной личностью в коротких сценках. Обсуждение.
  4. Разбор техник поведения при столкновении с хамством, презрением:
    • все свести к шутке
    • призвать к порядку
    • проигнорировать
    • сохранить самообладание
  5. Знакомство с техникой "рука в бархатной перчатке" - сочувствие + окончательный, уверенный, не подлежащий обсуждению, ответ.
  6. Разбор способов защиты от агрессии:
    • отстранение
    • разглядывание
    • визуализация
  7. Групповое обсуждение, разбор, примеры из жизни, выстраивание иллюстрирующей ситуации.
  8. Акцентирование на "Я - высказываниях" - описание фактов, без определения оценки.

7 занятие. Тема: Профессиональная деятельность - взгляд изнутри. Идеальный портрет себя в профессиональной деятельности.

  1. Упражнение "Один день в профессиональной деятельности"- коллективный выбор одной профессии, детальный разбор распорядка дня, характеристики занятий, эмоций, потраченных в течение дня сил, работника данной профессии - пофантазировать на тему жизни отдельного человека[3].
  2. Определение стрессовых ситуаций, способных помешать выполнению планируемых действий. Выявление различных трудностей, помех на пути достижения цели, разделение на зависящие от самого человека, от внешней среды, - выстраивание хода решения проблем.
  3. Индивидуальное написание каждого учащегося своего "идеального" распорядка дня в будущем, с учетом различных социальных и внутренних препятствий, интересов, эмоций.
  4. Групповое обсуждение проделанной работы.
  5. Построение профессионального портрета себя: идеальный, реальный; соотнесение, разбор сложностей.

8 занятие. Тема: Продолжение.

  1. Ознакомление и групповое обсуждение разных условий труда:
    • Тишина - шум, музыка;
    • Один - в компании, группе, коллективе;
    • Дома - на предприятии;
    • Постоянное местоположение - изменяющееся, частые переезды;
    • Творческая - рутинная.
  2. Дополнение другими характеристиками, подбор профессий, подходящих под данные условия труда[5].
  3. Разделение участников на две группы, построение характерных портретов:
    • четкость, спланированность работы;
    • разобщенность.
  4. Обсуждение, выявление плюсов и минусов.
  5. Разыгрывание с помощью походки разных профессий, отгадывание, выявление характерных черт[1].

9 занятие. Тема: Соответствие индивидуального характера и профессиональных черт.

  1. Проведение методики: "Самая-самая" - подбор профессий к различным характеристикам (самая-самая денежная, зеленая, сладкая, смешная и т.д.), коллективное обсуждение, выявление наиболее подходящих [1].
  2. Определение характерологических особенностей участников с помощью опросников;
    • проведение психогеометрического теста; групповое обсуждение, соотнесение;
    • проведение индивидуальных консультаций.

10 занятие.

  1. Завершение, подведение итогов.
  2. Упражнение: нарисовать на листе свой "портрет", не подписывая передовать по кругу; каждый, глядя на портрет должен подписать, какая профессия, на его взгляд, наиболее подходит данному изображению. По окончанию - обсуждение, соотнесение с действительностью.
  3. Подведение итогов по всему курсу занятий, обсуждение, обратная связь.
  4. Написание на листе ватмана пожеланий, советов последующим участникам тренингов, следующим выпускникам.
  5. Необдуманный профессиональный выбор часто имеет негативные последствия, как для отдельной личности, так и для общества в целом, поэтому оказание поддержки учащимся в предупреждении и преодолении трудностей в профессиональном самоопределении становится важной задачей школьных психологов.

Использованная литература.

  1. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения - М.: МГППИ, 2001.
  2. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие - М.: Академия, 2008.
  3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионально самоопределения - М., 1999
  4. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной, 2002.
  5. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы - М.: Генезис, 2006.