Одной из задач психологической службы школы, согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ, является формирование у обучающихся, воспитанников учебных заведений способности к самоопределению и саморазвитию. В зависимости от возраста ребенка психологом выбирается тот или иной аспект личностного и социального развития, который подвержен наибольшему влиянию и формированию. Социальная ситуация развития школьников 8-11-х классов выдвигает на первый план вопросы профессионального самоопределения. Старший подростковый возраст - время выбора будущего жизненного пути, ориентации на "взрослые" идеалы, утверждения себя и своей позиции.
Проводя профориентационную работу с детьми необходимо помнить о том, что разнообразие не только привлекает, но и формирует активную позицию участников в любой деятельности. Помимо различных тестов и опросников, направленных на определение интересов и способностей учащихся, для объективности и оптимизации качества проводимой работы, необходимо уделять внимание групповым, тренинговым занятиям. Работа в группе сверстников предполагает развитие коммуникативных способностей, умения выражать и отстаивать свою точку зрения, тем самым обосновывая свою позицию и профессиональную направленность, помогая определить зрелость и адекватность выбора. Но не будем забывать, что помимо проблемы выбора будущей профессии, у учеников старших классов появляется новая сложность - стрессовая ситуация, вызванная сдачей экзаменов, окончанием школьного обучения.
Для оптимизации и оперативности работы школьного психолога, я предлагаю включать в тренинговую профориентационную работу курс обучения противостоянию стрессовой ситуации.
Проведение данного психологического тренинга направлено на осуществление следующих задач:
- психологическая подготовка выпускников к поступлению в ВУЗ;
- профориентационная работа;
- ознакомление учащихся со способами борьбы со стрессом, поведением в конфликтных ситуациях с разбором данных;
Тренинговый курс включает в себя 10 занятий, рассчитанных на 45-50 минут:
1 занятие.
- Знакомство учащихся с психологом, с проводимой работой;
- Постановка и разбор целей последующих заданий;
- Введение правил поведения и запретов на занятиях;
- Знакомство и разбор особенностей профориентационной работы, упражнение "Профессия на букву" - задача - назвать как можно больше [2].
2 занятие. Тема: Приоритеты профессий.
1. Ознакомление учащихся с типами профессий по признаку различий их объективных систем:
- человек - живая природа
- человек - техника
- человек - человек
- человек - знаковая система
- человек - художественный образ;
- детальный разбор каждой системы с приведением примеров профессий;
- разделение участников на 5 групп, выявление и разыгрывание учащимися особенностей каждой системы;
- определение своей выбранной профессии и соотношение с выделенными типами.
2. Разбор трудовой деятельности на составляющие компоненты:
- субъект труда - носитель и инициатор трудовой деятельности;
- условия труда - физико-химическая и социальная среда;
- содержание труда - процессы и способы выполнения задач;
- организация труда - порядок, продолжительность и объем выполнения трудовых задач;
- средства труда - материальные и функциональные орудия деятельности.
3. Интерактивное обсуждение зависимостей компонентов трудовой деятельности; определение соответствия и соотношения особенностей компонентов с разными профессиями.
3 занятие. Продолжение.
- Краткое вспоминание основных положений прошлого занятия;
- Разбор факторов, влияющих на выбор профессии:
- желание
- деньги
- способности
- престиж
- мнение родителей
- информация
- Индивидуальное ранжирование приоритетов каждого участника предложенных факторов, дополнение своими, групповое обсуждение.
- Разделение деятельности на три составляющие, построение треугольника: могу, хочу, надо.
- Выстраивание и обсуждение разных пропорций данных аспектов.
- Методика "5 шагов к успеху". Продумывание решения, разработки пути достижения намеченной цели (поступления в ВУЗ). Индивидуальная работа.
- Подведение итогов по теме.
4 занятие. Тема: Борьба со стрессом.
- Знакомство, разбор понятия стресс, конфликтная ситуация.
- Способы поведения в стрессовой ситуации:
Негативное:- способы психологической защиты - вытеснение проблемы из сознания без повторного возвращения для разрешения;
- импульсивное поведение, эмоциональные срывы;
- агрессивные реакции.
- Иллюстрация примерами из жизни. Групповое
обсуждение.
Позитивное:- достижение цели своими силами;
- обращение за помощью к другим;
- тщательное обдумывание проблемы, различных путей её разрешения
- изменение своего отношения к проблемной ситуации;
- совершить изменения в себе самом, в системе собственных установок, стереотипов.
- Иллюстрация примерами из жизни. Групповое обсуждение.
- Разбиение участников на пары, разыгрывание двух (позитивного и негативного) способов разрешения проблемы.
- Практические советы по осуществлению релаксации (делать передышки, развивать координацию движений, визуализировать, воображать)
- Разбор внешних и внутренних причин возникновения проблем, стрессового состояния.
- Выявление индивидуальных источников энергии.
- Домашнее задание: зафиксировать на бумаге ситуации стресса за определенный промежуток времени (два дня), распознать причины стресса, выявить пути разрешения стрессовой ситуации.
5 занятие. Тема: Продолжение.
- Проективная методика "человек под дождем". Необходимо нарисовать два рисунка: человек и человек под дождем.
- Обсуждение способов борьбы со стрессом, постановка практических советов, подведение итогов по теме.
- Разбор рисунков, психологическая консультация в индивидуальном порядке.
6 занятие. Тема: Конфликтология.
- Разбор способов отношения к напряженной ситуации - восприятие - под давлением / как вызов, движущая сила.
- Обсуждение поведения в конфликтах.
- Определение типов конфликтных личностей:
- "Танк"
- "Обвинитель"
- "Провокатор"
- разыгрывание ситуаций, типов поведения с конфликтной личностью в коротких сценках. Обсуждение.
- Разбор техник поведения при столкновении с
хамством, презрением:
- все свести к шутке
- призвать к порядку
- проигнорировать
- сохранить самообладание
- Знакомство с техникой "рука в бархатной перчатке" - сочувствие + окончательный, уверенный, не подлежащий обсуждению, ответ.
- Разбор способов защиты от агрессии:
- отстранение
- разглядывание
- визуализация
- Групповое обсуждение, разбор, примеры из жизни, выстраивание иллюстрирующей ситуации.
- Акцентирование на "Я - высказываниях" - описание фактов, без определения оценки.
7 занятие. Тема: Профессиональная деятельность - взгляд изнутри. Идеальный портрет себя в профессиональной деятельности.
- Упражнение "Один день в профессиональной деятельности"- коллективный выбор одной профессии, детальный разбор распорядка дня, характеристики занятий, эмоций, потраченных в течение дня сил, работника данной профессии - пофантазировать на тему жизни отдельного человека[3].
- Определение стрессовых ситуаций, способных помешать выполнению планируемых действий. Выявление различных трудностей, помех на пути достижения цели, разделение на зависящие от самого человека, от внешней среды, - выстраивание хода решения проблем.
- Индивидуальное написание каждого учащегося своего "идеального" распорядка дня в будущем, с учетом различных социальных и внутренних препятствий, интересов, эмоций.
- Групповое обсуждение проделанной работы.
- Построение профессионального портрета себя: идеальный, реальный; соотнесение, разбор сложностей.
8 занятие. Тема: Продолжение.
- Ознакомление и групповое обсуждение разных
условий труда:
- Тишина - шум, музыка;
- Один - в компании, группе, коллективе;
- Дома - на предприятии;
- Постоянное местоположение - изменяющееся, частые переезды;
- Творческая - рутинная.
- Дополнение другими характеристиками, подбор профессий, подходящих под данные условия труда[5].
- Разделение участников на две группы, построение
характерных портретов:
- четкость, спланированность работы;
- разобщенность.
- Обсуждение, выявление плюсов и минусов.
- Разыгрывание с помощью походки разных профессий, отгадывание, выявление характерных черт[1].
9 занятие. Тема: Соответствие индивидуального характера и профессиональных черт.
- Проведение методики: "Самая-самая" - подбор профессий к различным характеристикам (самая-самая денежная, зеленая, сладкая, смешная и т.д.), коллективное обсуждение, выявление наиболее подходящих [1].
- Определение характерологических особенностей
участников с помощью опросников;
- проведение психогеометрического теста; групповое обсуждение, соотнесение;
- проведение индивидуальных консультаций.
10 занятие.
- Завершение, подведение итогов.
- Упражнение: нарисовать на листе свой "портрет", не подписывая передовать по кругу; каждый, глядя на портрет должен подписать, какая профессия, на его взгляд, наиболее подходит данному изображению. По окончанию - обсуждение, соотнесение с действительностью.
- Подведение итогов по всему курсу занятий, обсуждение, обратная связь.
- Написание на листе ватмана пожеланий, советов последующим участникам тренингов, следующим выпускникам.
- Необдуманный профессиональный выбор часто имеет негативные последствия, как для отдельной личности, так и для общества в целом, поэтому оказание поддержки учащимся в предупреждении и преодолении трудностей в профессиональном самоопределении становится важной задачей школьных психологов.
Использованная литература.
- Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения - М.: МГППИ, 2001.
- Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие - М.: Академия, 2008.
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионально самоопределения - М., 1999
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной, 2002.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы - М.: Генезис, 2006.