Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: формирование знаний и умений графического представления числовых данных в виде диаграмм.
Задачи урока:
- знакомство учащихся с основными типами диаграмм в MS Excel, объектами диаграммы;
- формирование умения форматировать и редактировать объекты диаграммы;
- развитие умения выбирать наиболее наглядный тип диаграммы при графическом представлении определенных числовых данных;
- создание организационных условий для применения учащимися комплекса знаний;
- обеспечение межпредметных связей.
- развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы, самостоятельно приобретать и применять знания в практической деятельности;
- развитие у учащихся познавательный интерес и творческие способности через прикладную направленность применения нового материала и межпредметные связи;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся через работу в группах, воспитания уважения друг к другу, умения слушать;
- воспитание информационной культуры представления информации.
Изучив тему урока, учащиеся должны:
- знать об основных типах диаграмм в MS Excel, из каких объектов состоит диаграмма;
- уметь создавать различные типы диаграмм, форматировать объекты диаграммы, перемещать и изменять размеры диаграммы;
- уметь выбирать наиболее наглядный тип диаграммы;
- уметь применять графические возможности MS Excel в практической деятельности в различных учебных дисциплинах.
Возраст учащихся: IX класс.
Место урока в учебном плане: данный урок является четвертым при изучении темы «Обработка числовой информации».
Форма проведения урока: беседа, работа в группах, парах, индивидуальная работа.
Средства обучения:
Технические:
- компьютеры,
- мультимедийный проектор,
- экран;
Программные: презентация, созданная средствами программы Microsoft PowerPoint;
Раздаточные материалы:
- тест на каждого учащегося (два варианта);
- комплект карточек для работы в группах;
- карточка для практической работы;
- справочные материалы.
Учебник: Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 390с.: ил.
Информационная карта урока.
№ п/п |
Этап урока |
Дидактическая цель |
Методы, организационные формы |
Виды деятельности учителя |
Виды деятельности ученика |
1 |
Организационный момент |
Включить учеников в деловой ритм. Подготовить класс к работе. |
Сообщение учителя. |
Решает организационные вопросы. |
Настраиваются на продуктивную деятельность. |
2 |
Актуализация знаний |
Обобщить знания через повторение изученного раннее материала. |
|
Инструктирует учащихся по организации деятельности по работе с тестом, взаимопроверке, работе в группе. |
Индивидуально работают с тестом, повторяя полученные на прошлых уроках знания. Проверяют результаты работы в парах, объясняя допущенные ошибки, оценивают. При возникновении спорной ситуации учащиеся могут обратиться за консультацией к учителю. |
3 |
Мотивация. |
Сформировать познавательные мотивы |
Решение проблемной ситуации. Беседа |
Задает проблемный вопрос. Подводит учащихся к нужному выводу. |
Предлагают свои способы решения проблемы. |
4 |
Изучение нового материала. |
Формирование новых знаний и умений применять на практике при рассмотрении примеров из других общеобразовательных предметов. |
Репродуктивный. Самостоятельное применение новых знаний на практике на компьютере. Работа в парах. Анализ заданий. |
Рассказывает об основных типах диаграмм, их объектах. |
Изучают новый материал. |
5. |
Подведение итогов. |
Подведение итогов. |
Индивидуальный. |
Подводит итог. |
Делают вывод об изученном на уроке. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит очень много интересной работы. Прошу вас быть собранными, внимательными, активными.
II. Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы познакомились с представлением числовых данных с помощью табличных информационных моделей и оформлении их в электронном виде с помощью программы MS Excel . Немного повторим.
Перед вами лежат тесты (приложение 1). Выберите из представленных вариантов правильный ответ.
Обменяйтесь вариантами в паре. Проверьте друг друга, укажите на допущенные ошибки, объяснив правильный ответ. При возникновении спорной ситуации вы можете обратиться за консультацией ко мне. Оцените работу друг друга.
Разбейтесь на 3 группы. Выполните в группе свое задание (приложение 2), выберите выступающего для защиты своей работы. (приложение 3, слайды 2-4)
III. Мотивация к изучению нового материала.
Сейчас я продемонстрирую вам табличную информационную модель результатов метеорологических наблюдений за март 2007 года в Москве. А вы сразу ответьте мне на вопросы: (приложение 3, слайд 5)
- В какие дни происходили перепады температуры?
- В какие дни влажность была меньше 80%?
- В какие дни давление составляет от 741 до 747 мм?
Мы видим, что сразу ответить на эти вопросы трудно, так как данные представлены по числам месяца, а не по другим критериям. Далеко не всегда числа в таблице позволяют составить полное впечатление, даже если они рассортированы наиболее удобным способом. Как можно, на ваш взгляд, решить эту проблему? (Учащиеся приходят к выводу - представить числовые данные в виде графика).
Действительно, графическая обработка придает наглядность, обозримость числовых данных. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы.
- Сформулируйте тему урока. Чему мы должны сегодня научиться? (приложение 3, слад 6)
IV. Объяснение нового материала.
Электронная таблица MS Excel располагает 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. (приложение 3, слайд 7)
Типы диаграмм выбираются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления.
Запишем определение: данные, находящиеся в одном столбце или в одной строке, называются рядом.
Рассмотрим, наиболее часто используемые диаграммы.
График хорошо вам знаком по различным школьным задачам. - На каких школьных предметах вам приходится иметь дело с графиками? Приведите примеры. На одном чертеже можно разместить и несколько графиков, каждый из которых соответствует своему ряду данных.
Круговая и кольцевая диаграммы (плоская или объемная) используется для графического представления одного ряда значений. Например, удобно представить в виде круговой или кольцевой диаграммы % учащихся распределения учащихся по кружкам.
Столбчатая диаграмма или гистограмма может быть построена для нескольких рядов данных.
Диаграмма состоит из следующих объектов: ряд, ось, заголовок, легенда, область построения. (приложение 3, слайд 8)
Область диаграммы ограничивает поле чертежа построения диаграммы.
Ряд - данные, находящиеся в одном столбце или в одной строке, называются рядом. Диаграмма может быть построена как по одному ряду, так и по нескольким рядам. Ряд может содержать подписи отображаемых значений.
Ось. Каждая из осей диаграммы характеризуется следующими параметрами: вид, шкала, шрифт, число, выравнивание. Вид определяет отображение внешнего вида оси на экране. Шкала определяет минимальное и максимальное значение шкалы оси, цену основных и промежуточных делений, точку пересечения с другими осями. Число определяет формат шкалы в соответствии с типами данных.
Заголовок. Заголовком служит текст, задаваемый пользователем; описывает содержание диаграммы; как правило, размещается над диаграммой.
Легенда – список названий рядов (обозначений переменных). Удобна для наглядности при построении диаграммы для нескольких рядов данных.
Область построения – ограниченная осями область, предназначенная для размещения рядов данных. Для удобства анализа результатов на области построения может наноситься сетка.
Диаграмму можно форматировать: (приложение 3, слайд 9)
- изменять тип диаграммы;
- изменять шрифты объектов диаграммы;
- задавать масштаб и формат осей;
- выбирать вид рамок объектов диаграммы.
Практическая работа на компьютере:
В папке Мои документы содержится папка Диаграммы, в которой 4 таблицы (приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7) по различным предметам. Постройте диаграммы, выбрав любые 2-3 таблицы. Тип диаграммы необходимо выбрать наиболее наглядный и удобный вид для выбранной вами таблицы. При работе с диаграммами в помощь вам даны справочные материалы (приложение 8). При выполнении работы вам необходимо подготовить основные выводы по данной теме. В этом вам поможет карточка (приложение 9).
V. Подведение итогов.
Выводы: (приложение 3, слайд 10)
- Диаграмма – удобная для анализа и сравнения средство графического представления числовых данных из любой области знаний.
- Круговую диаграмму обычно используют в тех случаях, когда нужно показать, какую часть от целого (круга) составляет отдельные величины (сектора).
- Гистограмма позволяет показать изменения в течение некоторого периода времени или соотношение величии.
Литература, использованная при подготовке к уроку:
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2004.- 304 с.: ил.
- Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/Под ред. Н.В. Макаровой.-СПб.: Питер, 2004.- 288 с.: ил.
- Информатика: сб.типовых задач для 8-9 кл./А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина.- М.: Просвещение, 2006.- 159с.: ил.
- Microsoft Excel. Электронные таблицы и базы данных в задачах./Нечаев В.Д.- М.: Интеллект-Центр. 2001.- 96 с.
- Советская товарная биржа: 20-е годы. Документы и материалы.- М.: «Дело», 1992.- 341с.
- Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия.