Прграмма элективного курса по иностранному языку для учащихся 9—10-х классов "Алтай - рай для туристов"

Разделы: Иностранные языки


Знание своего Отечества необходимо каждому желающему с пользой для него трудиться.
Д. И. Менделеев

«Алтай» – так коротко и просто называют наш край. Далеко за пределами Сибири известен он неповторимыми ландшафтами, богатствами природы и творениями рук человеческих, что преобразовывали алтайскую землю.

Алтай – чудесный край. Обширные равнины сменяются высочайшими горами Сибири. Здесь холодная зима и почти среднеазиатское лето. Тысячи больших и малых озёр раскинулись по равнине и горам Алтая. Территорию края в своём верхнем течении пересекает Обь – одна их величайших рек мира. Природа щедро одарила Алтай своими богатствами.

Но особая гордость и слава Алтая – его люди. Навсегда вписаны в историю имена изобретателя первого в мире парового двигателя И. И. Ползунова, космонавта Г. С. Титова, кинорежиссёра и писателя В. М. Шукшина. По дорогам и тропам Алтая пролегли маршруты выдающихся естествоиспытателей А. Гумбольдта, П. П. Семёнова-Тяньшанского. Имена их увековечены на карте России.

Сегодня в России нелёгкие времена – экологические беды, нравственное опустошение, безосновательное очернение истории нашей Родины, пренебрежительное отношение к нашему государству. И мы, взрослые, должны многому научить подрастающее поколение, в том числе и любить свою Родину, знать её, быть её патриотами.

Этот курс поможет учащимся собрать, систематизировать, интерпретировать регионоведческую информацию при чтении, аудировании или говорении и письме на иностранном языке, используя материалы СМИ, художественную литературу, ресурсы Интернета, реферировать материалы, готовить устные выступления на иностранном языке (либо билингвальные) по одной из предложенных тем курса.

Учащиеся могут проникнуться большей любовью и гордостью к малой Родине и смогут поведать об Алтае всему миру.

Пояснительная записка.

Элективный курс «Алтай – рай для туристов» разработан и апробирован в 2007-2008 учебном году. Рассчитан на 34 часа. Программа данного курса написана в соответствии с современными методическими принципами: полифункциональности и билингвального развития личности, актуализации опоры на межпредметные знания и умения старшеклассников, приоритета проблемных заданий и творческих работ, культурной вариативности и рефлексии.

Курс способствует реализации регионального компонента в языковой подготовке учащихся.

Анализ современных учебников показал большое количество материала страноведения изучаемого языка. Страноведение нашей страны, а тем более, её отдельных регионов представлено недостаточно. Конечно, нельзя включить в учебники краеведческий материал всех субъектов Федерации, сотен городов и тысяч деревень. И, чтобы научить школьника говорить на иностранном языке о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства, чем он гордится, я разработала этот курс.

Наша школа находится в одном из красивейших мест страны – на Алтае, в его предгорьях, на нашей территории создана туристско-рекреационная зона. Наши знаменитые земляки В.М.Шукшин, Г.С.Титов, М.С.Евдокимов и другие сделали наш край известным не только в стране, но и за рубежом. Много гостей, в том числе и иностранных, посещают наш край. А наши учащиеся не умеют представлять на высоком уровне свой регион, свой народ, его культурно-историческое наследие.

Цели курса:

  • развитие способностей обучающихся использовать иностранный язык как средство образования и самообразования в области регионоведения и лингвокультуроведения;
  • художественно-эстетическое развитие при соизучении иностранного языка, географии, истории и культуры Алтайского края.

Общеобразовательные и воспитательные задачи:

  • развить у обучающихся билингвальные умения представлять свой регион в иноязычной среде;
  • развить у учащихся умения участвовать в обсуждении на иностранном языке различных аспектов жизни Алтайского края;
  • развивать такие личностные качества как культура общения, умение работать в сотрудничестве;
  • формировать активную жизненную позицию как гражданина и патриота;
  • развивать и воспитывать способности к личностному и профессиональному самоопределению.
  • расширять словарный запас современной терминологией, связанной с регионоведческой лексикой;
  • активизировать умения и навыки устной речи.

Содержание программы реализую на основе следующих методов:

  • наглядно-иллюстративный;
  • проблемно-поисковый;
  • коммуникативно-ориентированный;
  • коллективное осмысление.

Формы работы:

  • Учебные занятия;
  • Лекции
  • Индивидуальная работа;
  • Работа в группах;
  • Заочные путешествия;
  • Практические занятия с контурными картами;
  • Экскурсии;
  • Конференции;
  • Посещение музеев;
  • Уроки-исследования;
  • Ролевые игры;
  • Встречи с авторами;
  • семинары;
  • практические работы с компьютером (интернет);
  • презентации проектов.

В работу над каждым разделом включаю:

  • ознакомление с новой лексикой;
  • тренировку лексики в ситуативных упражнениях;
  • аудирование;
  • чтение текстов;
  • решение коммуникативных задач.

При работе по темам учащиеся:

  • слушают лекции учителя по тематическим подразделам;
  • выполняют познавательно-поисковые задания, индивидуально-творческие задания, групповые проекты;
  • классифицируют, объединяют, обобщают информацию, полученную из СМИ, сети Интернет, информационно-справочной литературы,
  • участвуют в обсуждении на иностранном языке регионоведческих аспектов;
  • делают доклады, переводы текстов как с иностранного на русский, так и с русского на иностранный,
  • реферируют статьи,
  • пишут аннотации, при этом расширяется лексическая сторона речи и совершенствуется грамматическая;
  • оценивают вместе с учителем качество своей работы.

Ожидаемые результаты

В рамках курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • рассказывать о своём регионе;
  • описывать особенности жизни и культуры;
  • ознакомить представителей зарубежных стран с культурой, историей и достижениями Алтайского края;
  • разъяснить региональные социокультурные реалии представителям других стран.

Учебно-тематическое планирование – Приложение 1.