При отборе содержания основное внимание было уделено следующим принципам:
- Междисциплинарного подхода к формированию содержания
- Проблемности
- Краеведческий принцип
- Деятельностный принцип
- Формы обучения: лекции, уроки – практикумы, экскурсии, групповая работа.
Основные цели курса
- Сформировать активную жизненную позицию любви к своему краю, городу
- Формирование знаний учащихся о современном производстве
Задачи курса
- Расширить и углубить знания учащихся при изучении Алтайского края.
- Показать роль г. Бийска в экономике Алтайского края.
- Дать школьникам систему знаний по экономике важнейших отраслей промышленности г. Бийска.
- Формирование основ экономического мышления.
- Развитие интереса к экономическим проблемам города.
- Более полно раскрыть значение различных профессий и специальностей.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- особенности природы Алтайского края;
- отрасли специализации Алтайского края;
- этапы развития города Бийска;
- крупнейшие предприятия города Бийска и их специализацию.
Объяснять:
- взаимосвязь между размещением населения, хозяйства, природными условиями;
- роль географических знаний в решении социально-экономических проблем города, экологические проблемы;
- особенности размещения основных отраслей хозяйства г. Бийска.
Краеведческий подход к изучению материала: непосредственное ознакомление учащихся с местным производством и использование собранных материалов на занятиях.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | |||
Теория | Практика | Экскурсия | ||
1. | Введение. Цели и задачи курса. Географическое положение Алтайского края. Природные условия и ресурсы, их роль в развитии хозяйства. | 1 | ||
2. | Население Алтайского края. Хозяйство. | 1 | ||
3. | Роль города Бийска в экономике Алтайского края | 1 | ||
4. | История развития города Бийска | 2 | 1 | |
5. | Общий обзор предприятий города Бийска | 2 | 3 | 3 |
6. | Обобщение: подведение итогов, викторина | 1 | 1 | |
Итого | 5 | 7 | 4 |
Содержание программы
1. Введение. (1 час)
Цели и задачи курса: знакомство с общей структурой курса, его содержанием, формами и видами работ. Обсуждение тем коллективных и самостоятельных работ, форм предоставления материалов и критерии их оценивания. Обзор литературы.
Географическое положение.
Практическая работа: изучение особенностей географического положения Алтайского края и их влияние на природу, и хозяйственную деятельность населения. Составление картосхемы Алтайского края.
Природные условия и ресурсы, их роль в развитии хозяйства: понятие о природных ресурсах и природных условиях, состав и классификации, возможности использования.
2. Население Алтайского края. Хозяйство (1 час)
Состав и численность населения. Демографическая ситуация. Городское и сельское население. Характеристика населения города Бийска.
Хозяйство края. Этапы развития. Структура.
3. Роль города Бийска в экономике Алтайского края. (1 ч)
Бийск – крупнейший промышленный узел Алтайского края.
Бийск – наукоград. Международный транспортный узел в предгорьях Алтая.
Развитие туризма и экономических отношений. Задачи и перспективы развития.
4. История развития города Бийска. (3 часа)
Обзорная экскурсия по городу (на автобусе)
Заполнение таблицы: этапы формирования города (по материалам экскурсии)
Выпуск газеты: «Наш город», презентация «Бийск». (Приложение 1)
5. Общий обзор предприятий города Бийска. (8 часов)
Выступления учащихся с докладами.
Заполнение таблицы «Крупнейшие предприятия города и их специализация»
Экскурсия на предприятие: посещение музея, знакомство с выпускаемой продукцией. Выступления сотрудников предприятия: «Мир профессий и профессиональных требований»
Составление и оформление экономико-географической характеристики предприятия, на основе материалов, полученных на экскурсии.
План
- Географическое положение.
- Специализация предприятия.
- Структура
- Производственно-территориальные связи.
- Транспортные условия.
- Основные профессии и профессиональный состав работников.
- Вывод о принципе размещения предприятия.
- Мероприятия по охране природы.
- Перспективы развития производства.
Выступления учащихся: защита творческих работ.
6. Обобщение (2 часа)
Викторина «Наш город» (Приложение 2)
Подведение итогов
Литература:
- Ревякин В.С. География Алтайского края. / Барнаул, 2004г.
- Шмойлов Э.П. Практикум. / Бийский краеведческий музей имени В.В.Бианки.
- Длуговский М.Ф. Бийск. / Алтайское книжное издательство, 1974 г.
- Бийский вестник. Спецвыпуск Бийск – наукоград РФ. № 10 2006 г.
- Бийский вестник. № 1-2 2005 г.
- Бийский вестник № 4 2004 г.
- Российская газета № 3937 от 29 ноября 2005 г.
- В. Тимофеева «Судьба моего города».