Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цели:
- Закрепить математические понятия, систематизировать знания, умения и навыки по сравнению, сложению и вычитанию обыкновенных дробей с равными знаменателями.
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
- Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, познавательный интерес к содержанию учебного материала.
Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, опорные схемы, мультимедийная система.
Ход урока
Действия учителя |
Действия ученика |
Направления коррекционного воздействия |
I этап. Организационный момент (2 мин). |
||
1). Задание «Выбери нужное». 54; -32,53; 5,67; -89. |
|
Упражнение на активизацию внимания |
– Почему выбрали эти числа? – Чем отличаются эти числа? – Что у них общего? Действительно, на последних уроках мы с вами говорили об обыкновенных дробях. Научились определять правильные и неправильные дроби, выделять целую часть неправильных дробей, сравнивать, выполнять сложение и вычитание дробей с равными знаменателями. На сегодняшнем уроке мы повторим и закрепим знания по данной теме. |
Слушают учителя и отвечают на вопросы. |
|
II этап. Актуализация и систематизация опорных знаний (15 мин). |
||
1). Ответы на вопросы. |
|
Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности. |
– Скажите, пожалуйста, сегодня, какое число? |
16 |
|
– Завтра, какое будет? |
17 |
|
– Вчера, какое число было? |
15 |
|
2). Используя эти числа, составьте дроби, которые удовлетворяют условиям: |
|
|
1-я группа, равны 1. |
; ; |
|
2-я группа, больше 1. |
; ; |
|
3-я группа, меньше 1. |
; ; |
|
3) Проверка выполнения заданий. – Какие дроби вы составили? – Какие дроби называются правильными? – Какие дроби называются неправильными? Опорные схемы: =1, >1, <1. (Можно использовать при повторении и закреплении). |
Каждая группа объясняет выполненные задания и отвечает на вопросы. |
|
4) Прочитайте дроби: – Назовите смешанные числа. – Назовите неправильные дроби и выделите целые части. – Расскажите алгоритм выделения целой части неправильной дроби. 5) Сравните дроби: – Как сравнить две дроби с равными знаменателями? – Как сравнить две дроби с равными числителями? – Что больше: правильная или неправильная дробь? 6) Проверка работ, работающих по карточкам. – Как найти сумму дробей с равными знаменателями? – Как найти разность дробей с равными знаменателями? |
Индивидуальная работа (один ученик работает по карточке у доски, другой по такой же карточке на месте, остальные устно). Карточка 1. Выполните действия: 2. Расположите в порядке возрастания дроби: |
Развитие навыков самостоятельной работы. |
III этап. Закрепление знаний и умений (20 мин). |
||
1). Графический диктант с самопроверкой. Задания проектирует на экран, следит за выполнением работы. Какие выражения являются верными? 1. Дробь является правильной дробью. 2. Дробь является неправильной дробью. 3. . 4. Закрашена прямоугольника. 5. 1-. 6. . 7. |
Отвечают на вопросы, используя символы: |
|
2). Самопроверка. Проектирует шаблон для самопроверки. __,__,^,^,^,__ ,^. |
Проверяют ответы, оценивают свою работу (верный ответ – один балл). |
Упражнение на формирование навыков самоконтроля. |
3). Рефлексия: Какие вопросы вызвали затруднения? |
Задают вопросы. |
|
4) Физминутка. |
Наклоны вперед и назад – 2 раза, повороты туловища вправо и влево – 3 раза, наклоны вперед и назад – 1 раз, повороты туловища вправо и влево – 1 раз. |
Упражнение на координацию движения. |
5) Задание «Смотри и запоминай!» В течение 3 секунд показывает плакаты с геометрическими фигурами, где прописаны дроби с разными цветами. (Рисунок 1, приложение 1). – Какая дробь написана в треугольнике? – Каким цветом? – Какая дробь написана в прямоугольнике? – Каким цветом? – Какая дробь написана в кругу? – Каким цветом? |
Запоминают дроби и восстанавливают. |
Упражнение на развитие зрительной памяти. |
6) Составление и решение уравнений. Показывает рисунок 2 (приложение 2). |
|
|
– Что вы видите на рисунке? |
Равенство. |
|
– Какое равенство спрятано? |
Составляют равенство: |
Упражнение на развитие логического мышления. |
Показывает рисунки 3 (приложение 3) и 4 (приложение 4). – Какие уравнения спрятаны на рисунках? – Составьте уравнения и решите. Индивидуальная работа с учащимися, которым нужна помощь. |
Составляют уравнения , и решают. |
|
7) Выполните сложение и вычитание дробей с равными знаменателями. |
|
|
Работа с учебником, № 819 При необходимости оказывает индивидуальную помощь. |
Выполняют № 819. |
|
IV этап. Итог урока (3мин). |
||
1). Подведение итогов деятельности учащихся на уроке. – Чем занимались на уроке? – Какие понятия, умения закрепили? На сегодняшнем уроке вы закрепили правильные и неправильные дроби, выделение целой части неправильных дробей, отработали навыки сложения и вычитания дробей с равными знаменателями. Эту работу продолжите дома. |
Подводят итог. |
|
2). Индивидуальное домашнее задание. Составьте 5 примеров на сложение и 5 примеров на вычитание дробей с равными знаменателями. |
Записывают домашнее задание. |
|
3) Оценивание деятельности учащихся учителем и самим собой. Вопросы проектирует на экран. |
|
|
– Какие этапы урока были для меня наиболее сложными и наиболее легкими? |
Оценивают свою деятельность. |
Формирование навыков самооценки. |