Цели урока:
- Способствовать пониманию учащимися сущности «холодной войны» и её влияния на международную обстановку.
- Воспитывать у учащихся неприятие к войнам, стремление к сохранению мира на планете.
- Формировать умение составления опорных схем, таблиц, анализа исторических документов.
Оборудование: политическая карта мира, тестовые задания на компьютере, рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история», хрестоматия по новейшей истории, карточки с вопросами, карточки с понятиями.
Основные понятия: холодная война, «биполярный мир», маккартизм, «доктрина Трумэна», план Маршалла, экспансия, блоковая стратегия.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация новых знаний.
а) Работа учащихся по индивидуальным карточкам: (Приложение 2)
Задание №1. (работают 2 ученика)
а) На политической карте мира флажками отмечены места проведения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференций и любой другой город (Вашингтон).
Вопрос: найти 4 лишний пункт по логике рассуждений и указать, какова логическая связь между тремя оставшимися? Ответ: Тегеран, Ялта, Потсдам – места проведения конференций, связанных с решением вопросов по второй мировой войне и послевоенному устройству мира.
б) соотнести даты с вышеуказанными событиями
Тегеранская конференция |
|
|
17 июля – 2 августа 1945 г. |
Ялтинская конференция |
|
|
4 – 11 февраля 1945 г. |
Потсдамская конференция |
|
|
декабрь 1943 г. |
Учащиеся делают взаимопроверку и убирают « лишний» флажок.
Задание № 2 (на компьютере набран тест, ученик работает с ним, а потом класс может его проверить)
Послевоенное устройство Германии предполагает условия 4 -х « де».Каковы эти условия? Нужное подчеркнуть.
Девальвация
Денацификация
Демократизация
Дефицит
Демилитаризация
декартелизация
Задание №3. Что явилось причиной становления США сверхдержавой?
(Тест на компьютере).
а) отсутствие боевых действий на территории страны;
б) относительно не большие людские и материальные потери в войне;
в) выгодные военные государственные заказы промышленным корпорациям в ходе войны;
г) всё вышеперечисленное.
(Ученик проверяет по экзаменатору и выставляет себе оценку).
Задание № 4 (анализ текста документа)
Прочитайте документ и подчеркните слова, характеризующие главные принципы и цели ООН.( 1 ученик – подчёркивает цели ООН, 2 – принципы отношений между государствами).
Статья № 1 Устава Организации Объединённых Наций (Рабочая тетрадь к учебнику « Новейшая история» стр.44 )
Статья 1. Организация Объединенных Наций преследует цели:
1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... 3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера...
Остальные учащиеся выполняют хронологический диктант (повторение):
Начало ІІ мировой войны, начало контрнаступления советских войск под Москвой, капитуляция немецкой группировки под Сталинградом, Прохоровское танковое сражение, снятие блокады Ленинграда, окончание Великой Отечественной войны, окончание II мировой войны, атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
(Проверка – таблица с датами)
1 сентября 1939 г.
декабрь 1941 г.
2 февраля 1941г.
12 июля 1943 г.
27 января 1944 г.
8 мая 1945 г.
2 сентября 1945 г
6 и 9 августа 1945 г)
Учитель просит учащихся подумать, для чего США провели бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, если исход войны и так был предрешён?
По тесту задания №3 выявляем причину становления США «сверхдержавой».
Вопрос учителя к классу: Какое еще государство в мире после Второй мировой войны имело неоспоримый авторитет и влияние?
Ответ – СССР (объяснение причин - роль страны в победе над фашистской Германией)
Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть взаимоотношения между этими государствами и их союзниками после IІ мировой войны? (Переход к теме урока)
4. Объяснение нового материала. (В ходе изучения учащиеся составляют опорный конспект. Приложение 1)
Учащимся предлагается документ (на экране)
Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы... За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... Наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил.
Вопрос: Какие процессы в Европе и мире отражает этот документ?
Вводим понятия «биполярный мир», противостояние, «холодная война».
Постановка проблемного вопроса: «Могла ли «холодная война перерасти в III мировую войну?
На доске (или на экране) обозначаем понятие «холодная война», ставим вниз стрелки и просим учащихся, пользуясь текстом учебника выбрать основные направления, характеризующие это понятие.
Появляются записи под стрелками: политическое и идеологическое противоборство, экономическая конфронтация, военно – политические блоки, гонка вооружений.
Поскольку понятие политическое и идеологического противостояния уже понятно из предыдущего документа, то на это просто надо обратить внимание учащихся.
Далее проводим работу в группах . Опорные записи заносим на компьютер.
Учащиеся выполняют задания по выявлению существенных черт, характеризующих основные направления «холодной войны», выписывают основные даты и называют основные персоналии, составляя набор опорных знаний по указанным направлениям.
Первая группа (работающая по вопросу политического и идеологического противоборства) кроме указанных видов работы ещё проводит анализ документа и выполняет задания:
1. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.
Послание президента США Трумэна Конгрессу от 12 марта 1947 г. («Доктрина Трумэна»)
Серьезность международного положения в настоящее время делает необходимым мое выступление перед объединенным заседанием Конгресса. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности США.
...Если Греция должна стать самостоятельной, уважающей себя страной, ей необходимо оказать помощь. И эту помощь ей обязаны оказать Соединенные Штаты. Некоторые виды финансовой и экономической помощи уже были предоставлены Греции нами, но они недостаточны. Нет другой страны, к которой Греция могла бы обратиться, нет другой страны, которая и могла бы обеспечить нужную поддержку греческому правительству...
Если мы не придем на помощь Греции и Турции в этот роковой час, последствия будут далеко идущими как на Востоке, так и на Западе. Мы должны предпринять немедленные и решительные действия.
А. Почему США, находясь за тысячи километров от Греции и Турции, включили их в сферу обеспечения своих «национальных интересов»?
Б. Место какой страны, традиционно имевшей влияние и интересы в этом регионе, заняли США ?
Вторая группа по учебнику выявляет направленность «Плана Маршалла» (экономическая конфронтация, выписывают даты и суммы оказываемо странам Запада помощи., указывает страны, вошедшие в СЭВ.
Третья группа выписывает страны, входившие в НАТО и Организацию Варшавского договора и даты их образования.
Четвёртая группа составляет таблицу «Вызов – ответ» по гонке вооружений ( по тексту учебника), а также работает с документом
«Директива Совета национальной безопасности США от 1950 года ( рассекречена в 1975 г.) о необходимости всеобъемлющего наращивания военной мощи США и их союзников» (Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история», стр. 45.), определяя суть политики «сдерживания».
Итог работы каждой группы выводим на экран, получаем опорный конспект данной темы.
Остается на карте показать места региональных войн, вызванных расколом мира.
А теперь, беседуя с учащимися, записываем последствия «холодной войны» и тоже помещаем их на экран:
- Раскол мира на две противоположные системы.
- Усиление милитаризма.
- Гонка вооружений достигла невиданного уровня.
- Формирование военно – промышленного комплекса СССР и США.
Первичное закрепление проводим по заданию – таблице
Событие |
Дата |
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки |
|
Речь Черчилля в Фултоне |
|
Образование североатлантического блока (НАТО ) |
|
План Маршалла |
|
Образование Организации Варшавского договора |
|
« Доктрина Трумэна» |
|
Корейская война |
|
Первое испытание атомной бомбы в СССР |
|
Закрепление – в форме дискуссии: одни историки приписывают главную вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие – СССР, третьи - обеим сторонам. Какова ваша позиция? Аргументируйте её.
Как вывод по уроку, обращаем внимание на проблемный вопрос: могла ли «холодная война перерасти в III мировую войну?
Домашнее задание:
- Вопросы 1 – 4 к стр.167.
- На контурной карте показать раскол мира на две враждебные системы и страны «третьего мира», указать зоны военных конфликтов 1945 – 1953 гг.
Задания по выбору:
- Составить кроссворд по теме «Холодная война»
- Проанализировать документ «Из договора безопасности между США и Японией от 1951 г.» и ответить на вопрос: «Почему Япония согласилась оставить американские войска в стране после подписания сепаратного мирного договора?»
- На контурной карте показать раскол мира на две враждебные системы и страны «третьего мира», указать зоны военных конфликтов 1945 – 1953гг.
Рефлексия. Самооценка учащимися работы на уроке и оценки за урок.
Составленный в ходе урока опорный конспект и дидактические материалы к уроку см. приложение №1 и приложение №2.