Пояснительная записка.
Известно, что в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения игра должна занимать ведущее место. Однако в последнее время закономерной становится тенденция увеличения числа обучающих занятий и сокращения времени для игровой деятельности.
Цель данной программы - создать структурно - функциональную модель поэтапного обучения играм, обуславливающую оптимизацию педагогического процесса.
Настоящая рабочая программа включает в себя все многообразие игр, предлагаемое базовой программой “Детство” под редакцией В.И. Логиновой, а так же добавлены игры по авторской программе “Экономика и дети”, автор Матвеева Е.В.и развивающие игры по методике М. Монтессори.
Программа предполагает использование игр в организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Весь игровой материал подобран в соответствии с тематическими циклами и создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
- Создание условий для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.
- Сохранение самостоятельности игры и активизация игрового творчества детей путем совместного придумывания сюжета, организации ролевого диалога и т. д.
Содержание программы.
Игры |
Базовая программа |
Национально – региональный компонент |
Компонент ДОУ |
Творческие:
|
Самостоятельное создание на основе разнообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и игровых действий. Творческое создание разных игровых образов. Придумывание новых вариантов игр. |
Разыгрывание литературных произведений (сказок, потешек и т.д.). Знакомство с различным материалом через игры – экспериментирование. Отражение тематики родного края в строительных играх. |
Развитие мышления, воображения, выразительности. Умение согласовывать свои действия с другими. |
Дидактические:
|
Сознательное принятие игровой задачи, выполнение игровых действий по правилам, правильная результативность игр. Контроль за действиями играющих, исправление ошибок. |
Хакасские игры. Игры, направленные на знакомство с природным и рукотворным миром РХ. |
Игры экономического содержания. Придумывания новых вариантов книг. |
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Воспитанник должен |
Базовая программа |
Национально – региональный компонент |
Компонент ДОУ |
знать |
Творческие и дидактические игры и их правил. |
Несколько народных игр. |
Считалки, прибаутки. |
иметь представления |
О структуре игры (знакомство с правилами, распределение ролей и т. д.) |
Об обычаях и традициях РХ для их обыгрывания, об уникальности родного края. |
|
уметь |
Объяснять содержание и правила игры, договориться об общем игровом содержании. Исполнять роль в соответствии с игровым образом. Доводить игру до конца. |
Использовать в играх ряженье. |
Придумывать новые варианты игр, действуя по аналогии и творчески. |
Календарно – тематический план.
Тематический цикл |
Дидактические игры |
Сюжетно – ролевые игры |
Строительные игры |
Театральные игры |
Подвижные игры |
Фрукты. |
Ботаническое лото. Сложи картинку. Чего не стало. Угадай чей голосок. |
Наш дом. |
Мы – строители. |
Угадай, кто я? |
Угадай-ка. Садовник. |
Овощи. |
Собери цветок. Что изменилось? Повторяй за мной. Свой, чужой, знакомый. |
Овощная ярмарка. |
Автодорога. |
Драматизация “Репка”. |
Сторож и зайцы. В огороде у ребяток. Пугало. |
Труд хлебороба. |
Ботаническое лото. От зернышка до булочки. Семена. Сложи узор. |
Кондитерская фабрика. |
Мост для автомобилей. |
Я – колосок. |
Мы веселые ребята. Каравай. Плетень. |
Осень. |
С какой ветки детки. Назови признаки. Геометрическое лото. Рассеянный художник. |
Детский сад. |
Поделки по образцу. |
Рассказывание стихотворений от лица персонажа. |
Ветерок. Солнце, дождик, ветер. Шишки, желуди, орехи. |
Ориентировка времени. |
Круглый год. Что сначала, что потом. Один - много. Сложи узор. Когда это бывает. |
Семья. |
Гараж. |
Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем. |
День – ночь. Хитрая лиса. |
Игрушки. |
Назови ласково. Да – нетки. Подскажи Петрушке звук. Листик. |
Магазин игрушек. |
Машины. |
Кукольныи театр. “Заяц – хваста”. |
Соберитесь у мячей. Хочешь с нами поиграть? Кто скорей возьмет игрушку? |
Одежда, обувь. |
Часть – целое. Город мастеров. Экономный портной. Доскажи словечко. |
Ателье. | Фабрика. | Обыгрывание рекламы одежды. |
Маша вышла на прогулку. Найди башмачок. Ловишки. |
Перелетные птицы. |
Зоологическое лото. Что лишнее? Кто голос подает. Летает - не летает? Сложи узор. |
Магазин. | Птичий двор. |
Пальчиковый театр. “Разговор птиц”. |
Ласточка. Гори ясно. Уточка и селезень. |
Домашние животные. |
Узнай по описанию. Где моя мама. Собери семью. Силуэты. Общее – разное. |
Больница для животных. | Жилье для животных (из мелкого конструктора). |
Пальчиковый театр. “Теремок. |
Барашек. Вокруг домика хожу. |
Подготовка животных к зиме. |
Чей, чьё, чья. Исключи картинку. Поиграй, подумай, подбери. Танграм. |
Почта. | Зимовье. |
Театр топотушек. “Расскажи о своем герое”. |
Хитрая лиса. Назови зверя. Третий лишний. |
Список литературы.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т. И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Изд. 2-е, переработанное – Спб: Акцидент, 1996г.
- Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под редакцией В.И. Селиверстова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1981г.
- Программа “Экономика и дети”, Е.В,Матвеева. Абакан, 2006г.
- Практическая Монтессори – педагогика: Книгадля педагогов и родителей. Е. Хилтунен. М .: ЮНИОН- паблик АЛЬТА – ПРИНТ, 2005г.