Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» вводится профильное обучение, которому предшествует предпрофильная подготовка, смысл которой заключается в создании образовательного поля, способствующего формированию у учащихся 9-х классов профессиональных намерений, самоопределению, через организацию и проведение курсов по выбору, информационную работу, а также профильную ориентацию (профориентацию).
Существует базовая модель плана предпрофильной подготовки:
Предпрофильная подготовка - 100 часов | |
Курсы по выбору | 70 часов |
Информационная работа | 15 часов |
Профконсультирование, профориентационная работа | 15 часов |
Таким образом, в общем, только 30 часов отводится на информационную работу, а именно знакомству с местными образовательными учреждениями, имеющими профили; мероприятия профориентационной направленности, диагностическую работу и консультирование девятиклассников.
В ходе федерального эксперимента по введению профильного обучения становится все более очевидными деформации тех элементов информационной сферы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование у подростка готовности к совершению выбора направления образования по окончании как основной, так и старшей школы. С одной стороны, наблюдается дефицит актуальной и достоверной профориентационно значимой информации, неспособность подростков к формированию запроса на нее, ее самостоятельному поиску и использованию. С другой стороны, подросток сталкивается с многообразием и неупорядоченностью информационных потоков, которые зачастую носят деструктивный или даже откровенно манипулятивный характер.
Недостаточность информационного сопровождения подростка в ситуации послешкольного выбора сочетается с весьма распространенным заблуждением, как родителей, так и педагогов-практиков, озабоченных, прежде всего, учебной мотивацией и академической успешностью подростков, с представлением о том, что «замотивированные» и «успевающие» школьники «уже все выбрали», а с их сверстниками, не отличающимися такими положительными характеристиками, проведение профориентационной работы в большинстве случаев окажется безрезультатным.
Поэтому при проектировании совместной профориентационной работы с МОУ «Лицей №27» мы исходили из идеи информационной и психолого-педагогической составляющих поддержки выбора направления образования.
Была разработана анкета, включающая 10 вопросов, направленных на исследование интересов подростков в выборе профиля обучения и их информированности в мире профессионального труда.
В анкетировании приняли участие 90 учащихся 9-х классов МОУ «Лицей №27».
В результате была получена следующая информация:
- 90% учащихся отмечают, что испытывают недостаток профориентационной информации в учебной деятельности. Причем чаще (64%) учащиеся говорят, что не владеют профориентационной информацией из-за недостатка информации в учебном заведении и невозможности доступа к нужной информации.
- 60 % учащихся не смогли определиться с выбором профессии. Выбравшие же свое профессиональное будущее, часто не знают, востребована ли их профессия на рынке труда.
- 40% учащихся не определились с профилем обучения. У 25% учащихся не совпадает профиль обучения и будущая профессия.
- 20% учащихся выбирают те профессиональные учебные заведения, в которых нет обучения по выбранным ими специальностям.
- 48% подростков не знают, какая помощь им нужна в профессиональном самоопределении.
Проанализировав ответы учащихся, нами были разработаны мероприятия способствующие повышению уровня информированности о профессиональных учебных заведениях района, города и будущему выбору профессиональной карьеры. В этих мероприятиях приняли участие учащиеся 9-х классов, их родители, классные руководители, представители профессиональных учебных заведений.
Было проведено:
- педагогическая мастерская с классными руководителями 9-х классов по проблеме готовности школьников к выбору профессии
- практикум для родителей девятиклассников «Как помочь подростку выбрать будущую профессию»
- выставка-презентация «В мире профессий» с участием образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: лицей №10, Профессиональный лицей, ПУ №52, ПУ №21, ПУ №87, пед. колледж №1, пед. колледж №2, открытая школа №4, открытая (сменная) школа №86
- детско-родительская конференция «Твой выбор» с проведением детско-родительской профориентационной игры «Выбор профиля» с использованием информации ГУ Центра занятости города Новокузнецка, выступлением агитбригад профессиональных образовательных учреждений, проведением профориентационной экспресс-диагностики специалистами центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Орджоникидзевского района.
В выставке-презентации и детско-родительской конференции приняли участие 78 учащихся и 30 родителей. На вопрос: «Удалось ли Вам в ходе участия в мероприятиях получить профориентационную информацию?»
96% школьников ответили положительно, 4% сомневаются, что этого будет достаточно для окончательного выбора. Анкетирование показало, что 25% школьников уже после проведенных мероприятий определились с выбором образовательного учреждения профессионального образования, 42% находятся в стадии принятия решения, 33% с выбором не определились, хотя получили определенную информацию для профессионального самоопределения.
Таким образом, проводимая нашим образовательным учреждением информационная работа, направленная на поддержку выбора дальнейшего образовательного маршрута учащихся способствует:
- увеличению информационного поля молодого человека и тем самым изначально повышает его социализирующие возможности;
- упорядочению и систематизации знаний учащихся об образовательно-профессиональном пространстве района, города;
- выбору возможных путей продолжения образования и профессиональной деятельности;
- более осознанному принятию решения о дальнейшем индивидуальном образовательном маршруте.