Цель: познакомить учащихся с новым словарным словом.
Задачи:
- Познакомить учащихся с новым словом с непроверяемыми орфограммами.
- Развивать внимание, мышление, воображение, речь.
- Воспитывать умение работать в парах, группах.
Оборудование:орфографический словарик, карточки со словарным словом, чучело вороны, карточки, толковый словарь.
Ход фрагмента урока
1. Организация учащихся.
2. Объявление темы и цели урока.
На доске записана пословица.
Наша дочь речистая,
У неё речь чистая.
– Прочитайте пословицу.
– Как вы понимаете слово речистая? (Умение красиво, правильно говорить.)
– Объясните, что значат слова речь чистая? (Грамотная, без лишних слов, красивая, правильная речь.)
– Давайте определим главный смысл, заключённый в этой пословице. (Нужно уметь правильно, грамотно, красиво говорить.)
– Это и есть тема нашего урока.
– Сегодня мы будем учиться грамотно говорить, составлять предложения, подбирать слова, объяснять смысл слов, развивать свою речь.
3. Работа по теме урока.
Отгадайте загадку.
Окраской – сероватая,
Подводкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая – известная персона.
Кто она? (ворона)
(Выставляется чучело вороны, слово на листе вывешивается на доске). ВОРОНА
– Как вы понимаете слово ворона?
– Давайте прочитаем значение этого слова в толковом словаре, у вас на партах лежат толковые словари (если не хватает словарей можно использовать распечатки).
Найдите слово ворона и прочитайте, что же оно обозначает.
Ворона
- птица с чёрными или серым оперением, живёт близко к людям:
Только белые вороны расшумелись на снегу. (Сергей Есенин); - разговорное – о рассеянном человеке.
Ворон – крупная птица с блестящим оперением, гнездящаяся обычно в уединённых местах, особенно в лесу.
Обратимся к истоку слова.
Названия птиц родственны слову вороной – «чёрный».
Ворону и ворона назвали так за чёрное оперение.
– Слово «вор» + слово «она» (ворует она) = ворона
– Слово «вор» + слово «он» (ворует он) = ворон.
– Какое слово помогает нам запомнить орфограмму? (вор).
Запись слова в словарик.
Сочетаемость слов.
– Слова как магнит, притягивают и присоединяют к себе другие слова.
– Подбираем слова к слову ворона, которые отвечают на вопрос что делает? (Живёт, летает, каркает, строит (гнездо), тащит (добычу), выводит (птенцов), кричит.)
– Подбираем слова к слову ворона, которые отвечают на вопрос какая? (Чёрная, серая, молодая, старая, большая, учёная, хитрая, глупая).
Составление предложений.
- составляют дети.
- запись предложения в тетрадь: С криком в воздухе кружится стая галок и ворон. (Н. Некрасов)
4. Физминутка
Когда так говорят?
Считать ворон:
- глазеть по сторонам, ротозейничать;
- проводить время в праздности, бездельничать.
Ворона в павлиньих перьях: о человеке,который присваивает себе чужие достоинства, пытается играть высокую, несвойственную ему роль и поэтому попадает в смешное положение.
Белая ворона: о человеке, резко выделяющимся чем-либо среди окружающих его людей,отличающемся чем-либо, не похожем на них.
– У учащихся на партах выложены карточки с выражениями и их значение, дети подбирают подходящие друг к другу по смыслу.
Пословицы и поговорки:
- Дом вороны найдёшь по карканью.
- Вороне соколом не быть.
- Ворон за море летал, а умнее не стал.
Скороговорки:
- Проворонила ворона воронёнка.
- Летели три вороны – черны и пестроголовы.
- Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
5. Итог урока:
– Назовите словарное слово, которое мы сегодня выучили? (ворона)
– Как необходимо работать со словами с непроверяемыми орфограммами? (запомнить).
6. Домашнее задание:
Учить словарные слова на букву «В».