"Фольклорная ярмарка" (внеклассное мероприятие)

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:

  • Формирование представления о народной художественной культуре.
  • Пробудить интерес к народному искусству.
  • Приобщить детей к русской культуре.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма.

ЗАДАЧИ:

  • развитие познавательных навыков;
  • развитие индивидуальности, творческих способностей личности;
  • развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;
  • сохранение и преемственность исконно русских традиций в современном обществе;
  • организация коллективной работы с учетом творческих возможностей детей

ОФОРМЛЕНИЕ: бутафорский дом, утварь, посуда, скатерти, салфетки, полотенца, коврики, прялка, веретёна, платки и т.п., дети в русских народных костюмах.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Звучит песня "Коробейники". Вход гостей.)

Скоморох 1:

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!

Скоморох 2:

Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут друзья!

Скоморох 1:

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!

Скоморох 2:

И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли!

Скоморох 1: Народ собирается!

Скоморох 2: Наша ярмарка открывается!

(Входят Фома и Ерёма. Во время диалога оба окают.)

Фома: Здорово, брат, Ерёма!

Ерёма: Здорово, брат, Фома!

Фома: Куда идёшь? Куда путь держишь?

Ерёма: На ярмарку иду!

Фома: А кто ж тебе про ярмарку-то сказал?

Ерёма: Да кума сказала.

Фома: А кума откуда знает?

Ерёма: А кума всё знает, что на свете делается.

А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: Бывал!

Ерёма: Велика ли ярмарка?

Фома: Да я не мерил.

Ерёма: А сильна ль?

Фома: Не боролся!

Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?

Фома: Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у неё узенькие, а лоб широкий.

Ерёма: Да ведь это медведь был!

Фома: Какой там медведь? Он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой!

Ерёма: Да это волк!

Фома: Всё ты, брат, говоришь не в толк! Волка видел я: он маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, да от собак убегает.

Ерёма: Да это заяц!

Фома: Да какой там заяц! Да вон он сам сюда идёт - смотри!

(Разбегаются. Появляются ведущие.)

Ведущий 1:

Солнце яркое встаёт.
Спешит на ярмарку народ!

Ведущий 2:

А на ярмарке товары!
Пышут жаром самовары!

(Появляются коробейники с лотками, зазывают покупателей):

Коробейник 1:

Мы ребята удалые!
Мы ребята озорные!
Всех на ярмарку зовём!
Мы игрушки продаём!

Коробейник 2:

А ну, честной народ,
Подходи посмелей,
Покупай товар, не робей!

(Один из зрителей достаёт у коробейника карточку, на которой написано, например, "Сказка". Дети инсценируют сказку. Возможны другие варианты. Дети готовы представить любой жанр устного народного творчества.)

1 ведущий:

Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки
На море-окияне, на острове Буяне.
Там берёзонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.
Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.

2 ведущий:

Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные,
Не короткие, не длинные.
Про кошку, про ложку,
Про лису и про быка,
Про кривого пастуха,
Про гусей-лебедей,
Про смышлёных зверей...

1 ведущий: Это присказка, а сказка?

2 ведущий: Сказка будет впереди.

(Инсценируется сказка.)

Сказка "Репка".

Действующие лица: ведущий, дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка.

Ведущий: Репку дед посадил, он старался, что есть сил. Репка выросла на диво! Так вкусна и так красива!

Дед:    Надо репку уже рвать, бабку надо бы позвать. Ну-ка, бабка. Не ленись и за мною становись.

(Бабка и дед тянут репку.)

Бабка: Надо внучку бы позвать, так нам репку не сорвать! Очень выросла большая и тяжёлая какая!

Ведущий: Стали внучку вместе звать, а потом тянуть опять.

Внучка: Нет, не справимся опять, нашу Жучку надо звать. Ну-ка! Жучка, не ленись, за подол скорей берись!

Ведущий: Жучка к внучке подбежала и за юбку тянуть стала. Только репка всё на месте, нет, не вытянуть им вместе!

Жучка: Гав-гав-гав, что за беда? Нужно Мурку звать тогда!

Ведущий: Тут и Мурка подоспела, и они взялись за дело! Тянут славно, но беда: ни туда и ни сюда!

Мурка: Кликнуть мышку не мешало б, только что вот тут бежала!

Все (вместе): Мышка, мышка, не ленись, с нами вместе потрудись!

Мышка: Потрудиться я бы рада, а какая ждёт награда?

Мурка: Репки маленький кусочек ты получишь, мой дружочек.

Ведущий: Станем вместе, скажем "ух". Вытащили репку вдруг. И весёлый хоровод возле репки тут пойдёт.

(Хоровод под музыку песни "Как у наших у ворот".)

Ай да репка, красота,
И кругла, ты и вкусна!
Ай-люли,ай-люли,
И вкусна ты, и кругла!
Да как дед тебя сажал,
Как тебя он поливал.
Ай-люли, ай-люли,
Как тебя он поливал!
Да как вместе мы взялись
И немножко напряглись.
Ай-люли, ай-люли,
Да как вместе напряглись!
Славный вырос урожай,
Удивили мы весь край.
Ай-люли, ай-люли,
Удивили мы весь край!

(Выходят коробейники.)

Коробейник 1:

Давай - покупай!
Выбирай - забирай!

Коробейник 2:

Ребята, не зевайте,
Кто что хочет - покупайте!

(Другой зритель достаёт другую карточку, например, "Небылицы". Дети инсценируют.)

Небылицы.

Девочка:

Небывальщины-небылицы
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы
В медном ларце
На дубовом поставце,
Кого хочешь - позабавь,
А ларец обратно на место поставь.

(Дети в парах инсценируют небылицы.)

1 ребёнок: Ты пирог съел?

2 ребёнок: Нет, не я.

1 ребёнок: А ещё хочешь?

2 ребёнок: Хочу!

1 ребёнок: Что делаешь?

2 ребёнок: Ничего.

1 ребёнок: А он что?

2 ребёнок: Помогать пришёл.

1 ребёнок: Сено для лошади?

2 ребёнок: Да.

1 ребёнок: Напоил лошадь?

2 ребёнок: Напоил.

1 ребёнок: Так иди запрягай!

2 ребёнок: А где она?

1 ребёнок: Здравствуй, кум! Ты куда?

2 ребёнок: Да по дрова поехал.

1 ребёнок: Что везёшь?

2 ребёнок: Сено.

1 ребёнок: Какое сено, ведь это дрова?!

2 ребёнок: А коли видишь, так что спрашиваешь?

1 ребёнок: Андрейка, детка, о чём плачешь?

2 ребёнок: Об ворота ударился головой.

1 ребёнок: Ну-ка, скажи, когда это случилось?

2 ребёнок: Вчера вечером.

1 ребёнок: Почему же ты плачешь сегодня?

2 ребёнок: Так вчера дома никого не было!

(Выходят коробейники).

Коробейник:

Диво дивное! Чудо чудное, а не товар!
Не ходи никуда, а подходи вот сюда!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!

(Третий зритель достаёт, например, "Докучные сказки".)

Докучные сказки.

(Дети по очереди читают докучные сказки.)

Мальчик:

Жил да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.

Девочка 1:

Жила-была бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Себе мочало -
Эта сказка хороша -
Начинай сначала!

Девочка 2:

У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны - дуб зелёный.
У Марины - куст малины,
У Арины - две рябины,
У Тараски - лыка связка
Хороша ли моя сказка?

(Выходят коробейники.)

Коробейник 2:

Здесь игрушки знатные,
Складные да ладные!
Всегда и всюду славятся,
Они и вам понравятся!

(На следующей карточке может быть написано "Пословицы и поговорки". Сначала дети по очереди проговаривают пословицы о пословицах, а затем показывают проиллюстрированные по выбору пословицы и читают их.)

Без пословицы не проживёшь.

Пословица не мимо молвится.

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Без хозяина земля - круглая сирота.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Кто учится смолоду - не знает на старости голоду.

Правда что золотая дорога.

Коробейник 1:

Кушайте, питайтесь!
На нас не обижайтесь!

Коробейник 2:

Гости, не зевайте!
Кто что хочет - выбирайте!

(Зритель достаёт следующую карточку "Песня". Дети по очереди проговаривают пословицы о песне.)

Песню петь - надо уметь.

Из песни слова не выкинешь.

Кто весел, тот и поёт.

Человек без песни - что птица без крыльев.

Хорошая русская песня дух бодрит.

(Затем инсценируется русская народная песня "Как на тоненький ледок".)

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.

Припев: Эх! Зимушка-зима,
Зима снежная была. (Повторяется после каждого куплета.)

Выпал беленький снежок
Ехал Ванечка дружок.

Припев.

Ехал Ваня, поспешал,
С своего коня упал.

Припев.

Он упал да и лежит.
Никто к Ване не бежит.

Припев.

Две подружки увидали,
Скоро к Ване подбежали.

Припев.

Скоро к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.

Припев.

На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

Припев.

(Выходят коробейники.)

Коробейник 1:

Не ходите никуда,
Подходите все сюда!

Коробейник 2:

Вот товары хороши!
Выбирайте для души!

(Зрители достают карточку со словом "Танец".)

Коробейник:

Россиянка в сарафане
Словно облако плывёт.
Не девчонка, а картинка,
Прямо за душу берёт.
В танце красивом,
В танце раздольном
Шагом пройдётся, не спеша.
Ох, до чего же, ох, до чего же,
Ох, до чего же хороша!

(Исполняется "Русская пляска".)

Коробейник 1:

Тары-бары-растабары!
Расторгуем все товары!

Коробейник 2:

Мой товар на славу
И всем по нраву!

(Зрители достают последнюю карточку "Загадки". Детьми показываются иллюстрации-отгадки и читаются загадки. )

Ведущие:

Вот и солнце закатилось.
Вот и ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
За столы всех приглашаем,
Русским чаем угощаем!

(Под песню "Коробейники" гости выходят из зала.)

Литература:

  1. "Русские пословицы и поговорки". Под ред. В.П.Аникина. Москва, "Художественная литература", 1988.
  2. В.И.Зимин и др. "Русские пословицы и поговорки". Учебный словарь. Москва "Школа-пресс", 1994.
  3. О.В.Джежелей. "Колобок". Литературные игры и забавы. Москва, "Просвещение", 1994.
  4. Журнал "Дошкольное воспитание", 1992-1994г.г.