Реализация деятельностного подхода в обучении физике через организацию проблемно-поисковой деятельности обучающихся на уроке

Разделы: Физика


Современный курс физики должен быть не только источником фундаментальных знаний, но и инструментом развития.

Повышение эффективности обучения физике и активизация познавательной деятельности обучающихся возможны через реализацию деятельностного подхода в обучении (приоритетные требования государственного стандарта по физике). Использование технологий проблемного метода обучения, предполагающего активную проблемно-поисковую деятельность обучающихся на уроках, оптимально сочетающегося с репродуктивными методами, помогает в реализации педагогических задач учителя.

Одна из главных задач учителя - создать условия для развития у обучающихся умения самостоятельно пополнять свои знания, сформировав у них арсенал приемов и методов рационального овладения знаниями. Проблемно-поисковая, исследовательская работа учащихся позволяет им пройти тот же путь научного познания, который прошла физическая наука. Пройдя этот путь от наблюдения, выдвижения гипотез и задач исследования к анализу закономерностей и затем - к конкретным обобщениям и выводам, ученик переходит от образно-чувственного восприятия мира к абстрактно-логическому, основанному на символическом языке законов и формул. И цель применения такой методики будет достигнута, если ученик станет более осмысленно воспринимать естественный мир природы явлений, скрытый за точными и лаконичными формулировками науки.

Проблемно-поисковая деятельность предусматривает организацию индивидуальной и совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой работы учащихся, имеющих общую цель по решению какой-либо проблемной ситуации.

Наиболее удачными, на мой взгляд, являются следующие способы создания проблемных ситуаций на уроках:

  • сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых фактов, явлений, данных;
  • побуждение учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Противоречие в этом случае возникает в результате столкновений мнений учеников, выдвинутыми предположениями и опытной проверкой.

Структурная схема технологии используемого метода

img2.gif (6632 bytes)

Проблемные ситуации возможны на любом этапе самостоятельного и коллективного поиска. Каким образом организуется проблемно-поисковая деятельность учащихся на этапе коллективного поиска, можно рассмотреть на примере уроков курса физики 7 и 8 класса. Основные этапы урока укладываются в следующую схему:

Тема: Электризация тел. Два рода электрических зарядов (материал рассчитан на 2 парных урока)

Основные этапы урока Учитель Ученики
Исходный материал, постановка проблемы, частных проблем Знакомство с понятиями: Эл. заряд, явление электризации.

Обсуждение опереж. д/з "янтарь и его свойства"

Демонстрация опытов:
  • зарядка электрометра каучуковой палочкой
  • зарядка султанчиков от электрофорной машины
  • взаимодействие заряженных султанчиков друг с другом.
Пытаются объяснить опыты, отстаивают своё мнение
 

Задания группам

Исследовательская работа в группе (проведение экспериментов) 1. Передать заряд от одного электрометра на другой с помощью металлической перемычки на изолированной ручке и деревянной перемычки 2. Проверить как действует заряженная каучуковая палочка на кусочки бумаги, полиэтилена, крупинки мела, асбеста 3. Зарядить электроскоп и электрометр и объяснить принцип их работы (сравнить с заряженным султанчиком) 4. Как реагирует электрометр на поднесённую к нему заряженную каучуковую палочку, если приближать её, удалять, но не касаться электрометра
  *Ключевые слова для поиска:
Осмысление, представление результатов проводник, изолятор, дискретность заряда Поляризация диполь Одноимённые, разноимённые заряды, взаимодействие зарядов Электрическое поле,

Источник поля,

напряжённость поля

Обсуждение представленных результатов Другие предположения по объяснению представленных результатов, какие опыты ещё можно провести, чтобы проверить выводы?
Общие выводы по исследованию.

Оформление результатов исследований.

Формулируем общие выводы (на уроке)

Оформляем результаты исследования (домашнее задание)

Возможное оформление:

  • в виде таблицы "Опыты по электризации тел" по плану: название опыта, схема опыта с указанием приборов, результат опыта, объяснение опыта
  • составить словарь новых понятий: поле, изолятор, поляризация и т.п.

рисунок опыта с

Примечание: * на уроке используется учебник и справочная литература

Тема: Решение задач на закон Архимеда (Закон Архимеда у физиков и лириков)

Основные этапы урока Учитель Ученики
Исходный материал, постановка проблемы,

частных проблем

Разбор домашнего задания - задачи, условие которой взято из рассказа писателя Ю. Сотника "Архимед Вовки Грушина" [3] Изучение нового материала.

Введение понятия - подъемная сила

Fпод = Fa - mg

Организация обсуждения идеи и возможных этапов решения задачи. результатов выполнения домашней задачи: Предлагают свои способы и последовательность действий при решении задачи. Анализируют полученный результат, делают выводы
Исследовательская работа в группе (цель данных исследований - разобраться, согласуется ли вымысел писателей - фантастов с законами физики, в частности с законом Архимеда) Задания группам: решить задачи, условия которых взяты из произведений писателей - фантастов.*
1-2**. Задача из произведения Эдгара По "Необыкновенные приключения Ганса Пфааля" 3. Задача из произведения Г.Уэллса "Правда о Пайкрафте" 4. Задача из произведения А. Милна "Винни - Пух и все-все-все".
Осмысление, представление результатов *Ключевые слова для поиска:
Плотность газа, вес шара объёмом 1 куб.м., закон Архимеда, подъёмная сила, выигрыш в подъёмной силе Плотность человека сравнима с плотностью воды, объём толстяка, подъёмная сила плотность системы Винни-Пух-шар плотность воздуха, условия плавания тел
Обсуждение представленных результатов Каждая группа делится результатами своей работы, делает выводы.

Проводится согласование выводов, полученных в группе с выводами, полученными ранее в творческом исследовании учащимися и учителем - авторами презентации (показываются соответствующие слайды презентации 1)

Общие выводы по исследованию.

Оформление, доработка результатов исследований.

Формулируем общие выводы (на уроке)

Оформляем результаты исследований (домашнее задание)

Возможное оформление: написать развёрнутое и краткое условие задачи, оформить решение, указав последовательность действий.***

Примечание:

*Условия задач показаны слайдами презентации1 к уроку и дана распечатка условия

**Задание можно дать 2-м группам, т.к. оно сложнее других заданий

*** учащиеся представляют решение задачи своей группы

Тема: "От чего перегорела электрическая лампочка? (Работа тока. Мощность тока )

Основные этапы урока Учитель Ученики
Исходный материал, постановка проблемы,

частных проблем

Организует повторение понятий: тепловое действие тока, работа, мощность тока, закона Джоуля - Ленца. Формулирует задачи исследования для групп Делают сообщение Лампы накаливания

(историческая справка) Устройство современной лампы накаливания

Исследовательская работа в группе Чем отличаются лампы большой и малой мощности, рассчитанные на одно напряжение? Почему нить накала лампочки раскаляется добела, в то время как провода, подводящие ток, остаются холодными? Какие причины могут привести к выделению чрезмерного количества теплоты в нити накала лампы? Электрики утверждают, что лампы накаливания сгорают почти всегда при включении. Попробуйте подтвердить их утверждение.
  *Ключевые слова для поиска:
Осмысление, представление результатов Мощность тока, зависимость сопротивления проводника от его параметров. Закон Джоуля - Ленца, последовательная цепь Мощность тока, расчёт мощности, от чего зависит мощность тока в лампочке? Новая и поработавшая лампочки, сопротивление и толщина нити, прогрев нити
Обсуждение представленных результатов Каждая группа делится результатами своей работы, делает выводы.

Проводится согласование выводов, полученных в группе с выводами, полученными ранее в творческом исследовании ученицей - автором презентации2 (показываются соответствующие слайды презентации2)**

Общие выводы по исследованию.

Оформление, доработка результатов исследований.

Формулируем общие выводы (на уроке)

Оформляем результаты исследований - краткий конспект (домашнее задание)

Решаем дополнительные задачи, например, как экспериментально измерить мощность лампы? В какой из цепей, состоящих из 3х, соединённых разными способами ламп одинакового сопротивления выделяется большая мощность.

Примечание: *ключевые слова, играют роль подсказки и используются если в группе нет собственных идей.

** предусмотрено использование на уроке презентации о лампах накаливания.

Использование представленных материалов на уроке возможно на парных уроках.

Литература.

[1] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

[2] Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

[3] Казин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7 класс. -Р/н Д: Феникс, 2003.