Современный курс физики должен быть не только источником фундаментальных знаний, но и инструментом развития.
Повышение эффективности обучения физике и активизация познавательной деятельности обучающихся возможны через реализацию деятельностного подхода в обучении (приоритетные требования государственного стандарта по физике). Использование технологий проблемного метода обучения, предполагающего активную проблемно-поисковую деятельность обучающихся на уроках, оптимально сочетающегося с репродуктивными методами, помогает в реализации педагогических задач учителя.
Одна из главных задач учителя - создать условия для развития у обучающихся умения самостоятельно пополнять свои знания, сформировав у них арсенал приемов и методов рационального овладения знаниями. Проблемно-поисковая, исследовательская работа учащихся позволяет им пройти тот же путь научного познания, который прошла физическая наука. Пройдя этот путь от наблюдения, выдвижения гипотез и задач исследования к анализу закономерностей и затем - к конкретным обобщениям и выводам, ученик переходит от образно-чувственного восприятия мира к абстрактно-логическому, основанному на символическом языке законов и формул. И цель применения такой методики будет достигнута, если ученик станет более осмысленно воспринимать естественный мир природы явлений, скрытый за точными и лаконичными формулировками науки.
Проблемно-поисковая деятельность предусматривает организацию индивидуальной и совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой работы учащихся, имеющих общую цель по решению какой-либо проблемной ситуации.
Наиболее удачными, на мой взгляд, являются следующие способы создания проблемных ситуаций на уроках:
- сравнение, сопоставление и противопоставление противоречивых фактов, явлений, данных;
- побуждение учащихся к выдвижению гипотез, предварительных выводов, обобщений. Противоречие в этом случае возникает в результате столкновений мнений учеников, выдвинутыми предположениями и опытной проверкой.
Структурная схема технологии используемого метода
Проблемные ситуации возможны на любом этапе самостоятельного и коллективного поиска. Каким образом организуется проблемно-поисковая деятельность учащихся на этапе коллективного поиска, можно рассмотреть на примере уроков курса физики 7 и 8 класса. Основные этапы урока укладываются в следующую схему:
Тема: Электризация тел. Два рода электрических зарядов (материал рассчитан на 2 парных урока)
Основные этапы урока | Учитель | Ученики | |||
Исходный материал, постановка проблемы, частных проблем | Знакомство с понятиями: Эл. заряд,
явление электризации. Обсуждение опереж. д/з "янтарь и его свойства" |
Демонстрация опытов:
|
Пытаются объяснить опыты, отстаивают своё мнение | ||
Задания группам |
|||||
Исследовательская работа в группе (проведение экспериментов) | 1. Передать заряд от одного электрометра на другой с помощью металлической перемычки на изолированной ручке и деревянной перемычки | 2. Проверить как действует заряженная каучуковая палочка на кусочки бумаги, полиэтилена, крупинки мела, асбеста | 3. Зарядить электроскоп и электрометр и объяснить принцип их работы (сравнить с заряженным султанчиком) | 4. Как реагирует электрометр на поднесённую к нему заряженную каучуковую палочку, если приближать её, удалять, но не касаться электрометра | |
*Ключевые слова для поиска: | |||||
Осмысление, представление результатов | проводник, изолятор, дискретность заряда | Поляризация диполь | Одноимённые, разноимённые заряды, взаимодействие зарядов | Электрическое поле, Источник поля, напряжённость поля |
|
Обсуждение представленных результатов | Другие предположения по объяснению представленных результатов, какие опыты ещё можно провести, чтобы проверить выводы? | ||||
Общие выводы по исследованию. Оформление результатов исследований. |
Формулируем общие выводы (на
уроке) Оформляем результаты исследования (домашнее задание) Возможное оформление:
рисунок опыта с |
||||
Примечание: * на уроке используется учебник и справочная литература |
Тема: Решение задач на закон Архимеда (Закон Архимеда у физиков и лириков)
Основные этапы урока | Учитель | Ученики | |
Исходный материал, постановка проблемы, частных проблем |
Разбор домашнего задания - задачи,
условие которой взято из рассказа писателя Ю.
Сотника "Архимед Вовки Грушина" [3] Изучение
нового материала. Введение понятия - подъемная сила Fпод = Fa - mg |
Организация обсуждения идеи и возможных этапов решения задачи. результатов выполнения домашней задачи: | Предлагают свои способы и последовательность действий при решении задачи. Анализируют полученный результат, делают выводы |
Исследовательская работа в группе (цель данных исследований - разобраться, согласуется ли вымысел писателей - фантастов с законами физики, в частности с законом Архимеда) | Задания группам: решить задачи, условия которых взяты из произведений писателей - фантастов.* | ||
1-2**. Задача из произведения Эдгара По "Необыкновенные приключения Ганса Пфааля" | 3. Задача из произведения Г.Уэллса "Правда о Пайкрафте" | 4. Задача из произведения А. Милна "Винни - Пух и все-все-все". | |
Осмысление, представление результатов | *Ключевые слова для поиска: | ||
Плотность газа, вес шара объёмом 1 куб.м., закон Архимеда, подъёмная сила, выигрыш в подъёмной силе | Плотность человека сравнима с плотностью воды, объём толстяка, подъёмная сила | плотность системы Винни-Пух-шар плотность воздуха, условия плавания тел | |
Обсуждение представленных результатов | Каждая группа делится
результатами своей работы, делает выводы. Проводится согласование выводов, полученных в группе с выводами, полученными ранее в творческом исследовании учащимися и учителем - авторами презентации (показываются соответствующие слайды презентации 1) |
||
Общие выводы по исследованию. Оформление, доработка результатов исследований. |
Формулируем общие выводы (на
уроке) Оформляем результаты исследований (домашнее задание) Возможное оформление: написать развёрнутое и краткое условие задачи, оформить решение, указав последовательность действий.*** |
||
Примечание: *Условия задач показаны слайдами презентации1 к уроку и дана распечатка условия **Задание можно дать 2-м группам, т.к. оно сложнее других заданий *** учащиеся представляют решение задачи своей группы |
Тема: "От чего перегорела электрическая лампочка? (Работа тока. Мощность тока )
Основные этапы урока | Учитель | Ученики | |||
Исходный материал, постановка проблемы, частных проблем |
Организует повторение понятий: тепловое действие тока, работа, мощность тока, закона Джоуля - Ленца. Формулирует задачи исследования для групп | Делают сообщение Лампы накаливания (историческая справка) Устройство современной лампы накаливания |
|||
Исследовательская работа в группе | Чем отличаются лампы большой и малой мощности, рассчитанные на одно напряжение? | Почему нить накала лампочки раскаляется добела, в то время как провода, подводящие ток, остаются холодными? | Какие причины могут привести к выделению чрезмерного количества теплоты в нити накала лампы? | Электрики утверждают, что лампы накаливания сгорают почти всегда при включении. Попробуйте подтвердить их утверждение. | |
*Ключевые слова для поиска: | |||||
Осмысление, представление результатов | Мощность тока, зависимость сопротивления проводника от его параметров. | Закон Джоуля - Ленца, последовательная цепь | Мощность тока, расчёт мощности, от чего зависит мощность тока в лампочке? | Новая и поработавшая лампочки, сопротивление и толщина нити, прогрев нити | |
Обсуждение представленных результатов | Каждая группа делится
результатами своей работы, делает выводы. Проводится согласование выводов, полученных в группе с выводами, полученными ранее в творческом исследовании ученицей - автором презентации2 (показываются соответствующие слайды презентации2)** |
||||
Общие выводы по исследованию. Оформление, доработка результатов исследований. |
Формулируем общие выводы (на
уроке) Оформляем результаты исследований - краткий конспект (домашнее задание) Решаем дополнительные задачи, например, как экспериментально измерить мощность лампы? В какой из цепей, состоящих из 3х, соединённых разными способами ламп одинакового сопротивления выделяется большая мощность. |
||||
Примечание: | *ключевые слова, играют роль
подсказки и используются если в группе нет
собственных идей. ** предусмотрено использование на уроке презентации о лампах накаливания. |
Использование представленных материалов на уроке возможно на парных уроках.
Литература.
[1] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
[2] Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
[3] Казин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7 класс. -Р/н Д: Феникс, 2003.