Тип урока: урок по систематизации и обобщению изученного материала.
Цели урока
Образовательные:
- Формирование умения проводить анализ собранной информации и использовать ее результаты при повторении материалов раздела.
- Расширение знаний учащихся об особенностях и линиях фигуры, правилах снятия мерок.
- Закрепление умения читать чертеж плечевого изделия. Закрепление умения формулировать требования к изделию, определению стиля и силуэта в одежде. Закрепление умения выдвигать разнообразные идеи по моделированию, комментировать и оценивать их, выбирать лучшие.
- Формирование умения аргументировать свою точку зрения при выборе критериев оценки изделий.
Развивающие:
- Развитие аналитического мышления в ходе сопоставления разных параметров.
- Развитие творчества и фантазии; точности и абстрактного мышления посредством работы с чертежами; художественно-эстетического восприятия.
- Развитие способности анализировать свою деятельность.
- Развитие коммуникативных навыков, чувства композиции и гармонии.
Воспитательные:
- Привитие уважения к чужому мнению, вкусам и интересам.
- Развитие вкуса, формирование чувства прекрасного.
- Воспитание аккуратности.
- Воспитание уважения к труду и интереса к профессиям швейного производства.
- Формирование умения вносить конструктивные предложения по изменению изделия.
- Воспитание коллективизма, объективности в самооценке.
Материальное обеспечение урока
Наглядные средства:
- Таблица с чертежом плечевого изделия (на основе ночной сорочки с цельнокроеным рукавом).
- Образцы натуральных и искусственных тканей, трикотажа.
- Журналы мод
- Оборудование.
- Манекен
- Компьютер
- Экран
Инструменты
- Сантиметровые ленты
- Карандаш
Материалы:
- Тетрадь творческих работ (ТТР)
- Учебное пособие для учащихся
Упражнения и исследования для отработки умений и навыков
- Упражнение по перечислению требований к изделию.
- Упражнения по снятию мерок.
Методы обучения
Наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Формы работы
Дифференцированная, фронтальная.
Интеграция:
Математика, русский язык, история, ИЗО.
Содержание урока
Содержание материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
---|---|---|
Организационный момент |
Вступительное слово учителя: Все знают, что мир спасёт красота! А вот женщину, живущую сегодня в России,- спасёт …швейная машинка! Уж если не спасёт, то выручит непременно, поможет разрешить вечный женский вопрос, как одеться модно, красиво, оригинально и, что особенно важно, - без больших денежных затрат. Смею утверждать, что женщина, которая шьёт, счастливее других. И не только потому, что может позволить себе одну обнову за другой, а и потому, что шитьё помогает ей реализовать свои творческие способности, отвлекает от обыденности, позволяет заполнить свободное время интересным и полезным делом. Возможность одеться модно, сообразно своему вкусу, потребностям сегодня есть у каждого. Для этого не обязательно «приобретать» и «доставать» что угодно. Слово возможность в данном случае означает не «иметь», а «уметь». Уметь шить. Одежда тесно связана с модой. Вячеслав Зайцев утверждает: «Человека вне моды не существует: он либо старомоден, либо современен, либо идет впереди времени, т.е. ультрамоден.» Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Одежда появилась не сразу. Но она возникла потому, что должна была возникнуть. К ней вел весь процесс развития земли и человечества. Менялись климатические условия на нашей планете. Расселялись люди. В одних местах было жарко, в других холодно. Природа приносила такие сюрпризы, как дождь, снег, град. Человеческое тело настоятельно требовало защиты. Эту роль и стала выполнять одежда. Конечно, древние образцы ее ничего общего не имеют с теми, к которым мы так привыкли. Ни по форме, ни по материалу. Спасаясь от холода, первобытный человек пускал в ход все имеющиеся под рукой резервы. Прикрытием служили листья, древесная кора, шкуры животных. Сегодня эти изделия могут вызвать только улыбку, а тогда, в далекие – далекие времена, они сыграли огромную роль в борьбе человека за свое существование. Собственно говоря, создание одежды и есть результат этой борьбы. Постепенно формы одежды менялись в зависимости от ее утилитарных функций, роста производства и культуры общества, социальных и национальных различий и других факторов. История одежды Слайды 2,3,4,5,6,7 (см. презентацию к уроку) Сообщение темы, целей урока: “Обобщение знаний по разделу «Конструирование плечевых изделий ”. Это один из этапов в подготовке к пошиву плечевой одежды. Цели урока – повторить, закрепить знания по разделу «Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». Запишите в ТТР дату и тему урока. Задачи урока. Слайд 8 Словарная работа. Слайд 9 |
Работа учащихся в тетрадях. |
Активизация умственной деятельности учащихся |
Назвать этапы изготовления швейных изделий и профессии людей, занятых на соответствующих этапах. Слайды 10,11 |
Учащиеся называют этапы изготовления швейных изделий. |
Закрепление знаний учащихся |
Предлагается учащимся проклассифицировать одежду (По назначению, сезонная, по половозрастным признакам). Слайды 12, 13,14,15,16,17,18,19 Какие требования предъявляются к современной одежде, и чем они обусловлены? Слайды 20,21 |
Учащиеся называют «Классификацию современной одежды» Учащиеся перечисляют требования к современной одежде. |
Активизация деятельности учащихся |
Говорят: стиль в одежде зависит от характера человека. Но стиль современного человека зависит и от многих других обстоятельств, в которых мы можем оказаться с вами. Слайды 5,6,7 |
Чтобы активизировать деятельность учащихся, предлагается им несколько моделей одежды, где они определяют линии в одежде: конструктивные, фасонные и декоративные. |
Активизация творческих способностей учащихся |
В направлениях моды существуют 4 стиля одежды (классический, спортивный, романтический, фольклорный). Слайды 22-31 |
Учащиеся дают определение стилям, при этом дать краткое пояснение: «Чем характеризуется тот или иной стиль?» |
Развитие у учащихся пространственного воображения |
Первое зрительное впечатление от костюма получают, обращая внимание на его силуэт. Современный костюм можно условно вписать в одну из простых геометрических фигур. Силуэты: прямоугольник, треугольник, овал, карандаш, колокольчик. Слайды 33-39 |
Учащимся предлагается определить силуэты в одежде. |
Развитие творческой и умственной деятельности учащихся |
Работаем с таблицей «Классификация текстильных волокон» - необходимо правильно подобрать волокна по происхождению. Из предложенной коллекции тканей подобрать образцы по стилям одежды. Слайд40,41 |
Поставить стрелки в таблице по классификации волокон: растительного, животного и химического происхождения. Работа учащихся по группам. |
Закрепление практических навыков по снятию мерок на манекене |
Для пошива одежды большое значение имеет правильное снятие мерок. Поэтому следует особенно правильно соблюдать «Правила снятия мерок». Слайд 42 А всё ли правильно в таблице указано? Снятие мерок - это не механическое измерение расстояний между определёнными точками, а творческий процесс. Тут мы должны «видеть» конечный результат - фасон, стиль, композицию будущего платья. Предлагается учащимся показать приёмы снятия мерок на манекене. Слайды 43,44,45 |
Предлагается учащимся исправить неточности и пояснить свой ответ. Необходимо расшифровать краткую запись мерок. Приложение 2 |
Закрепление материалов урока проводится с помощью краткого опроса и тестирования по теме урока |
На чертеже основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом назвать конструктивные линии. Слайд 46 Задание. Приложение 1 |
Работа учащихся с тестами. |
Домашнее задание |
Предложить клиенту модель выбранного стиля. Снятие мерок с клиента, запись их в ТТР. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Отвечая на вопросы в распечатках на ответ “да” над номером вопроса ставится дуга. Если ответ “нет” - отрезок остается свободным.
Вопросы:
- Мерки снимаются по левой стороне фигуры? (Нет)
- К технологическим свойствам ткани относится прочность? (Да)
- Для определения размера плечевого изделия используется портновская линейка? (Нет)
- Влияет ли реклама на величину спроса? (Да)
- Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Сш, Ст,, Сб? (Да)
- Шелковые ткани плохо драпируются? (Нет)
- Ткань состоит из нитей основы и утка? (Да)
- К ассортименту плечевой одежды относится юбка, шорты брюки? (Нет)
- Масштаб 1:1 используется при построении чертежа изделия в натуральную величину? (Да)
- Размер женской одежды определяет мерка Ст? (Нет)
- Шерстяные ткани обладают высокой пылеёмкостью? (Да)
- В классическом стиле одежды допускается наличие карманов? (Да)
- К одежде применимы эстетические требования? (Да)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕРКИ
ИХ УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
СШ - полуобхват шеи
СГ - полуобхват груди
СТ - полуобхват талии
СБ - полуобхват бедер
ДСТ - длина спины до талии
ОП -обхват плеча
ДИ - длина изделия
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек,7 класс, М., «Школьная пресса»,2005
- Бешенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М. Методика обучения технологии 5-9 классы.М., Дрофа, 2003.
- Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. Книга для учащихся среднего школьного возраста.-М.;Просвещение, 2000
- Маркуцкая С.Э. Учителю о современных технологиях изготовления швейных изделий./ Школа и производство. 2001.№1.
- .Мартопляс Л.В. «Школа кройки и шитья», М., 2000
- Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников,М., «Вентана-Граф»,2004
- Симоненко В.Д. Технология.7 класс.-М., «Вентана-Граф»,2005
- Справочно-методическое пособие «Настольная книга учителя технологии» М.,2005
- Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 7 класс,М., Просвещение,2002.
- Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани», 5-9 класс,М.,Просвещение,2002