Открытый урок в 7-м классе "Обобщение и систематизация знаний по теме «Конструирование плечевых изделий»

Разделы: Технология


Тип урока: урок по систематизации и обобщению изученного материала.

Цели урока

Образовательные:

  • Формирование умения проводить анализ собранной информации и использовать ее результаты при повторении материалов раздела.
  • Расширение знаний учащихся об особенностях и линиях фигуры, правилах снятия мерок.
  • Закрепление умения читать чертеж плечевого изделия. Закрепление умения  формулировать требования к изделию, определению стиля и силуэта в одежде. Закрепление умения выдвигать разнообразные идеи по моделированию,  комментировать  и оценивать их, выбирать лучшие.
  • Формирование умения аргументировать свою точку зрения при выборе критериев оценки изделий.

Развивающие:

  • Развитие аналитического мышления в ходе сопоставления  разных параметров.
  • Развитие творчества и фантазии; точности  и абстрактного мышления посредством работы с чертежами; художественно-эстетического восприятия.
  • Развитие способности анализировать свою деятельность.
  • Развитие коммуникативных навыков, чувства композиции и гармонии.

Воспитательные:

  • Привитие уважения к чужому мнению, вкусам и интересам.
  • Развитие вкуса, формирование чувства прекрасного.
  • Воспитание аккуратности.
  • Воспитание уважения к труду и интереса к профессиям швейного производства.
  • Формирование умения вносить конструктивные предложения по изменению изделия.
  • Воспитание коллективизма, объективности в самооценке.

Материальное обеспечение урока

Наглядные средства:

  • Таблица с чертежом плечевого изделия (на основе ночной сорочки с цельнокроеным рукавом).
  • Образцы натуральных и искусственных тканей, трикотажа.
  • Журналы мод
  • Оборудование.
  • Манекен
  • Компьютер
  • Экран

Инструменты

  • Сантиметровые ленты
  • Карандаш

Материалы:

  • Тетрадь творческих работ (ТТР)
  • Учебное пособие для учащихся

Упражнения и исследования для отработки умений и навыков

  1. Упражнение по перечислению требований к изделию.
  2. Упражнения по снятию мерок.

Методы обучения

Наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Формы работы

Дифференцированная, фронтальная.

Интеграция:

Математика, русский язык, история, ИЗО.

Содержание урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

  • Приветствие учащихся. 
  • Проверка готовности к уроку.

Вступительное слово учителя:

Все  знают, что мир спасёт красота! А вот женщину, живущую сегодня в России,- спасёт …швейная машинка! Уж если не спасёт, то выручит непременно, поможет разрешить вечный женский вопрос, как одеться модно, красиво, оригинально и, что особенно важно, - без больших денежных затрат.

Смею утверждать, что женщина, которая шьёт, счастливее других. И не только потому, что может позволить себе одну обнову за другой, а и потому, что шитьё помогает ей реализовать  свои творческие способности, отвлекает  от обыденности, позволяет  заполнить свободное время  интересным и полезным делом.

Возможность  одеться модно, сообразно своему вкусу, потребностям  сегодня есть у каждого. Для этого не обязательно «приобретать» и «доставать» что угодно. Слово возможность в данном случае  означает не «иметь», а «уметь». Уметь шить.

Одежда тесно связана с модой. Вячеслав Зайцев утверждает: «Человека вне моды не существует: он либо старомоден, либо  современен, либо идет впереди времени, т.е. ультрамоден.»

Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу.

Одежда появилась не сразу. Но она возникла потому, что должна была возникнуть.

К ней вел весь процесс развития земли и человечества. Менялись климатические условия на нашей планете. Расселялись люди. В одних местах было жарко, в других холодно.

Природа приносила такие сюрпризы, как дождь, снег, град. Человеческое тело настоятельно требовало защиты. Эту роль и стала выполнять одежда. Конечно, древние образцы ее ничего общего не имеют с теми, к которым мы так привыкли. Ни по форме, ни по материалу.  Спасаясь от холода, первобытный человек пускал в ход все имеющиеся под рукой резервы. Прикрытием служили листья, древесная кора, шкуры животных. Сегодня эти изделия могут вызвать только улыбку, а тогда, в далекие – далекие времена, они сыграли огромную роль в борьбе человека за свое существование. Собственно говоря, создание одежды и есть результат этой борьбы.

Постепенно формы одежды менялись в зависимости от ее утилитарных функций, роста производства и культуры общества, социальных и национальных различий и других факторов.

История одежды

Слайды 2,3,4,5,6,7 (см. презентацию к уроку)

Сообщение темы, целей урока: “Обобщение знаний по разделу «Конструирование плечевых изделий ”. Это один из этапов в подготовке к пошиву плечевой одежды. Цели урока – повторить, закрепить знания по разделу «Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом». Запишите в ТТР  дату и тему урока.

Задачи урока.  Слайд 8

Словарная работа. Слайд 9

Работа учащихся в тетрадях.

Активизация умственной деятельности учащихся

Назвать этапы изготовления швейных изделий и профессии людей, занятых на соответствующих этапах.

Слайды 10,11

Учащиеся называют этапы изготовления швейных изделий.

Закрепление знаний учащихся

Предлагается учащимся проклассифицировать одежду

(По назначению, сезонная, по половозрастным признакам).

Слайды 12, 13,14,15,16,17,18,19

Какие  требования предъявляются  к современной одежде, и чем они обусловлены?

Слайды 20,21

Учащиеся называют «Классификацию современной одежды»

Учащиеся перечисляют требования к современной одежде.

Активизация деятельности учащихся

Говорят: стиль в одежде зависит от характера человека. Но стиль современного человека зависит и от многих других обстоятельств, в которых мы можем оказаться с вами.

Слайды 5,6,7

Чтобы активизировать деятельность учащихся,    предлагается им несколько моделей одежды, где они определяют линии в одежде:  конструктивные,  фасонные и декоративные.

Активизация творческих способностей учащихся

В направлениях моды существуют 4 стиля одежды (классический, спортивный, романтический, фольклорный).

 Слайды 22-31

Учащиеся дают определение стилям, при этом дать краткое пояснение: «Чем характеризуется тот или иной стиль?»

Развитие у учащихся пространственного воображения

Первое зрительное впечатление от костюма получают, обращая внимание на его силуэт. Современный костюм можно условно вписать в одну из простых геометрических фигур.

Силуэты: прямоугольник, треугольник, овал, карандаш, колокольчик.

Слайды 33-39

Учащимся предлагается определить силуэты в одежде.

Развитие творческой  и умственной  деятельности учащихся

Работаем с таблицей «Классификация текстильных волокон» - необходимо правильно подобрать волокна по происхождению. Из предложенной коллекции тканей  подобрать образцы по стилям одежды.

Слайд40,41

Поставить стрелки в таблице по классификации волокон: растительного, животного и химического происхождения.

Работа учащихся по группам.

Закрепление практических навыков по снятию мерок на манекене

Для пошива одежды большое значение имеет правильное снятие мерок. Поэтому следует особенно правильно соблюдать «Правила снятия мерок».

Слайд 42

А всё ли правильно в таблице указано?

Снятие мерок  - это не механическое  измерение расстояний между определёнными точками, а творческий процесс. Тут мы должны «видеть» конечный результат - фасон, стиль, композицию будущего платья.  Предлагается учащимся показать приёмы снятия мерок на манекене.

Слайды 43,44,45

Предлагается учащимся исправить неточности и пояснить свой ответ. Необходимо расшифровать краткую запись мерок.

Приложение 2

Закрепление материалов урока проводится с помощью краткого опроса и тестирования по теме урока

 На чертеже основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом назвать конструктивные линии.

Слайд 46

Задание.

Приложение 1

Работа учащихся с тестами.

Домашнее задание

Предложить клиенту модель выбранного стиля. Снятие мерок с клиента, запись их в ТТР.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Отвечая на вопросы в распечатках на ответ “да” над номером вопроса ставится дуга. Если ответ “нет” - отрезок остается свободным.

Вопросы:

  1. Мерки снимаются по левой стороне фигуры? (Нет)
  2. К технологическим свойствам ткани относится прочность? (Да)
  3. Для определения размера плечевого изделия используется портновская линейка? (Нет)
  4. Влияет ли реклама на величину спроса? (Да)
  5. Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Сш, Ст,, Сб? (Да)
  6. Шелковые ткани плохо драпируются? (Нет)
  7. Ткань состоит из нитей основы и утка? (Да)
  8. К ассортименту плечевой одежды относится юбка, шорты брюки? (Нет)
  9. Масштаб 1:1 используется при построении чертежа изделия в натуральную величину? (Да)
  10. Размер женской одежды определяет мерка Ст? (Нет)
  11. Шерстяные ткани обладают высокой пылеёмкостью? (Да)
  12. В классическом стиле одежды допускается наличие карманов? (Да)
  13. К одежде применимы эстетические требования? (Да)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕРКИ

ИХ УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

СШ - полуобхват шеи

СГ - полуобхват груди

СТ - полуобхват талии

СБ - полуобхват бедер

ДСТ - длина спины до талии

ОП -обхват плеча

ДИ - длина изделия

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек,7 класс, М., «Школьная пресса»,2005
  2. Бешенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М.    Методика обучения технологии 5-9 классы.М., Дрофа, 2003.
  3. Егорова Р.И., Монастырская В.П.   Учись шить. Книга для учащихся  среднего школьного возраста.-М.;Просвещение, 2000
  4. Маркуцкая С.Э. Учителю о современных технологиях изготовления швейных изделий./ Школа и производство. 2001.№1.
  5. .Мартопляс Л.В.  «Школа кройки и шитья», М., 2000
  6. Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников,М., «Вентана-Граф»,2004
  7. Симоненко В.Д. Технология.7 класс.-М., «Вентана-Граф»,2005
  8. Справочно-методическое пособие «Настольная книга учителя технологии» М.,2005
  9. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 7 класс,М., Просвещение,2002.
  10. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани», 5-9 класс,М.,Просвещение,2002