ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Познавательные:
1. Сформировать представление у учащихся о историй освоения, исследования материка Южная Америка
2. Выявить влияние о физико-географическом положении материка на его природу;
3. Показать особенности географического положения и береговой линии материка Южная Америка;
4.Начать формировать представление о природе и населении Южной Америки;
5. Учиться работать с контурной картой, атласом.
Развивающие:
1.Формировать умения определять географическое положение Южной Америки и историю ее освоения.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости , отваги и мужества исследователей;
2. Формировать самостоятельность, умения сотрудничать с другими, оценивать себя
Оборудование:
- физическая карта Южной Америки,
- атласы,
- репродукции из истории освоения,
- аудиозапись латиноамериканской мелодии,
- презентация,
- учебник
- "География материков и океанов" Коринская В.А, электронный учебник "География.Наш дом. Материки. Океаны. Страны 7 класс",
- проектор,
- экран,
- компьютеры.
МЕТОД:
- частично-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный.
Организация:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- групповая.
Тип урока:
- изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день, ребята, гости!
Я хочу, чтобы мы с вами на уроке испытали радость, радость познания, познание творчества. Наша задача работать с радостью. В путь!
(Звучит латиноамериканская мелодия читаю стих под музыку) -
Плывем к неведомому берегу,
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой?
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно
Что среди множества наук.
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг. Слайд №1
2. Объяснение нового материала.
Ребята определите тему урока из той информации, которую вы услышали. Слайд №2.
Познакомимся с "Географическим положением и историей открытия Южной Америки". Будем учиться определять ГП материка, сделаем выводы о том, как ГП влияет на природу материка.
Открываем тетради записываем тему: История исследования материка.Работаем вместе с нами всех первооткрывателей пишем вслед.
Работаем в тетрадях.
Рассказываю я.
История освоения длилась очень долго.Мы с вами заслушаем сообщения одноклассников они расскажут о путешественниках.
1. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия.Для того , чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга.Но был и второй путь - на запад через Атлантический океан.Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля - шар. Человека, который, впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб. Таким образом Х.Колумб совершил четыре путешествия к берегам Южной Америки. Сейчас все знают, что открытие островов Вест-Индии и Южной Америки принадлежит Х.Колумбу, который в 1492 г. совершил свое первое плавание. Так мир узнал о существовании новой части света и нового континента, вернее двух континентов: Северная и Южная Америка.
В 1498 г. открыл Южную Америку. Это было 3 -путешествие.
2. Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения и не распространяла в Европе сведения о своих открытиях.Поэтому первое описание новых земель сделал другой путешественник - Америго Веспуччи, который в начале 16 века, в составе португальской экспедиции посетил эти земли, а в 1507 г. назван материк.
Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем "Америка".Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.
3.В 1519 году Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.Он обследовал неизвестное раннее Атлантическое побережье, открыл проход в Тихий океан и тем самым назвал пролив Магелланов, открыл о.Огненная Земля.
4. В 1799-1804 гг. экспедиция в составе немецкого географа Александра Гумбольда совершила путешествие по материку . Гумбольда называют вторым Колумбом он первым приступил к исследованию материка.Результатом этого путешествия стал многотомный труд о природе гор Анд и обосновал идею высотной поясности в Андах.
5. С начала 19 века к изучению природы и населения материка подключились и наши соотечественники Г.И. Лангсдорф и Н.Г.Рубцов.Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых.
6. А в 1932-1933гг. выдающийся биолог Н.И.Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений, которые позднее появились во всех странах мира.
По ходу рассказа фамилии ученых и путешественников появляются на слайде №3, а ребята записывают их в тетрадь.
- Христофор Колумб (1492г);
- Америго Веспуччи (начало 16 века)
- Фернан Магеллан (1519г.)
- Александр Гумбольд (1799- 1804г)
- Григорий Иванович Лангсдорф, Николай Григорьевич Рубцов (19в)
- Николай Иванович Вавилов (1932- 1933г)
Пришло время и вам открыть для себя Южную Америку.Тем более, что вы уже умеете открывать материки.
- Какие материки вы уже открыли, изучили?(Африку, Австралию)
Я говорю: (показываю слайды )
Южная Америка - материк многих рекордов.Здесь протянулась длинная горная цепь Земли - Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии- горой Аконкагуа (6960 м.) и самым большим высокогорным озером мира - Титикака.Здесь находится самый высокий в мире водопад - Анхель, самая большая па площади низменность - Амазонская.По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира - Амазонка, здесь обитает самая большая змея - анаконда, самая большая птица -Кондор.
Природа Южной Америки довольно разнообразна.
- Какие же факторы определяют различие в природе любого материка.?
(размеры материка, ГП)
Я говорю: А теперь попробуем определить ГП.материка Вы отправитесь в путешествие по карте вокруг Южной Америки. Будьте очень внимательны. Ваша задача - собрать быстро и достоверно сведения о ГП Южной Америки.Эти сведения нанести на контурную карту. Сейчас разделитесь на группы по рядам, на партах находится задание.А потом поделитесь результатами своей работы с другими.
- Какие карты необходимы нам будут для работы ? (физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира, работа с компьютером )
На работу дается 3-4 мин.
Задание для первой группы - работают с компьютером. На столах листочки куда вписать ответ -5мин
Ваша задача: Пользуясь электронным учебником (раздел Южная Америка- подраздел ГП)- Какова площадь материка? Определите, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту. Результаты написать на листочки.
ВЫВОД: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии.Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и её природа будет отличаться от природы жаркого пояса.Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом , субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ второй группы - работают с картой:
Ваша задача - найти точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте.Определите также протяженность материка с севера на юг по 70 градусов меридиану и с запада на восток по 10 градусов параллели.Подпишите данные на контурной карте.Можете ли вы сказать , как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.
ВЫВОДЫ:
- м.Гальинас-12с.ш.;72з.д.;
- м.Фроуард-54ю.ш.;71з.д.;
- м.Париньяс-5ю.ш;81з.д.;
- м.Каабу-Бранку-7ю.ш.;35з.д.;
Протяженность:
- С севера на юг по70з.д.-7350 км
- С запада на восток по10ю.ш. -465км;
- Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток
(даже в самой широкой части), значит природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
ЗАДАНИЕ для первой группы - работают с компьютером. Пользуясь злектронным учебником (раздел Южная Америка"- подраздел "Географическое положение") ответить на вопросы.
Определить , как расположен материк Южная Америка относительно других материков и крупных островов.Отметьте крупные острова , архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте.Можете ли вы сказать , будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
ВЫВОД:
Материки Северная и Южная Америка составляют часть света "Америку". Материки соединяются Панамским перешейком. Очертания материка просты и изящны.Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда.Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки.А вот "холодное дыхание" Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.Береговая линия Южной Америки изрезана слабо Крупный остров - Огненная Земля.Острова: Фолклендские, Малые Антильские, .Проливы:Магелланов, Дрейка, Панамский канал.Залив:Ла-Плата.
ЗАДАНИЕ для второй группы- работают с картой.
Определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте.Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большое воздействие на природу материка и почему ? Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки.Отметьте их на контурной карте.Будут ли они как-то влиять на природу материка ?
ВЫВОД:
С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока -Атлантический, с севера -Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана.Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка , поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение , у восточного побережья - теплые течения:Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.
Учащиеся делают вывод по своим работам, обмениваются информацией. Я помогаю сделать правильные выводы.
-А сейчас проверим как, вы усвоили материал.Для этого мы выполним тест.
Если утверждение правильное то ставим "+", а если неверно то "-".
Утверждения | Ответы |
1. этот материк пересекает экватор в северной его части | + |
2. площадь материка составляет 18 млн.кв.км. | + |
3. материк омывается водами Индийского океана. | - |
4. отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом | + |
5. крайняя южная точка материка - м.Игольный (35 ю.ш. 20 в.д) | - |
6. Южная Америка отделяется от Антарктиды проливом Дрейка | + |
7. этот материк похож на гроздь винограда. | + |
8. на юге материка расположен остров Тасмания. | - |
9. на севере материк омывается водами Карибского моря. | + |
Взаимопроверка обменяйтесь заданиями с соседом.
Проверим правильность ваших ответов. Оцените работу.
Критерий оценки.
- 8 верных ответов - "5"
- 7 верных ответов - "4"
- 6 верных ответов - "3"
- менее пяти - "2"
Рефлексия: Для чего необходимо знать географическое положение материка ?
Вывод: Сегодня мы с вами убедились, что вопросы исторического прошлого играют огромную роль в развитии любого континента, любого государства. Поэтому, чтобы лучше понять настоящее, предугадать будущее, нужно хорошо знать прошлое и в истории развития материка, и в истории развития географических процессов континента.
Что нового вы узнали на уроке?
Если наш урок вам понравился это уже хорошо. Оценки.Молодцы! Хорошо работали на уроке.
Домашнее задание.
- Составить и оформить кроссворд на тему: "Географическое положение и история исследования материка, прочитать о истории освоения материка".
- Творческое задание по желанию: Сравнить географическое положение Южной Америки и Африки. Найдите черты сходства и различия в положении этих двух материков.