Итоговое занятие по теме "Информационная картина мира" (7-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 7


Задачи:

  • Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
  • Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • Развитие логических способностей

Цели урока:

  • Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
  • Воспитательная: воспитание умения работать в группе, воспитание чувства ответственности;

Тип урока: Систематизация и обобщение изученного материала

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Систематизация и обобщение знаний:

Учащимся (7 класса) предлагается разделиться на две группы. Каждой из групп необходимо ответить на вопросы по темам: Информация, Объекты окружающего мира, Представление о модели объекта (очередность ответов на вопросы определяет учитель).

Урок сопровождается презентацией "Информационная картина мира" (приложение 1), подсчет результатов происходит с применением MS Excel (приложение 2).

Тема 1 "Информация"

  1. Перечислите свойства информации. (Достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность.)
  2. Назовите виды органолептической информации. Как происходит восприятие данной информации. (Визуальная, звуковая, вкусовая, тактильная, обонятельная. Глазами, ушами, ртом, кожей, носом.)
  3. Перечислите формы представления информации. (Знаковая письменная: символьная, графическая, табличная. В виде жестов и сигналов. Устной словесной.)
  4. Каков информационный объем сообщения "Я помню чудное мгновенье" при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние слова разделены одним пробелом? (24 байт, или 192 бит.)
  5. Какие процессы могут происходить с информацией? (Сбор, хранение, обработка, передача).
  6. Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: "Сейчас в городе идет дождь, температура воздуха два градуса". Кем в данном случае является бортинженер? (Источником информации.)

Тема "Объекты окружающего мира"

  1. Любые предметы, процессы, явления, которые имеют имена и воспринимаются как целое - это :. (Объект окружающего мира)
  2. Признак или величина, характеризующая какое - либо свойство объекта и принимающая различные значения. (Параметр)
  3. Какая характеристика объекта представлена в таблице.
Объект ?
Книга Читать, перелистывать.
Текст Набирать, редактировать, оформлять, копировать.
Мяч Подпрыгивать - упруго отскакивать от твердой поверхности.
Птица Парить в небе - держаться в воздухе на неподвижно раскрытых крыльях.

(Действия.)

4. При постоянном взаимодействии объектов наблюдается последовательная смена состояний, то есть происходит некоторый процесс. Какие свойства информации будут изменяться в информационных процессах. (Форма представления информации, ее содержание, объем, место положения.)

5. Что происходит с объектом под влиянием на него среды существования. (Приспосабливается к окружающему миру, изменяя свои свойства и характеристики.)

Тема "Представление о модели объекта"

  1. Аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики - ::. (Модель.)
  2. Целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследования свойства - ... (Информационная модель.)
  3. Уменьшенная и упрощенная модель корабля, помещенная в бассейн, велотренажер, глобус - это :::::.. модели. (Материальные (предметные))
  4. Математическая формула, чертеж, таблица, текст - это ::::: модели. (Нематериальные (абстрактные)).
  5. Процесс изучения строения и свойств оригинала - это ::. (Моделирование.)
  6. Перечислите этапы моделирования. (Постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования.

III. Подведение итогов

При внесении баллов (максимальное значение - 10 баллов) за каждый вопрос в ранее подготовленную таблицу MS Excel итоги подводятся мгновенно. Учитель подводит итоги урока: оценивает выступления каждой группы в целом и выставляет оценки за урок.