Задачи:
- Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- Развитие логических способностей
Цели урока:
- Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме.
- Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли.
- Воспитательная: воспитание умения работать в группе, воспитание чувства ответственности;
Тип урока: Систематизация и обобщение изученного материала
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Систематизация и обобщение знаний:
Учащимся (7 класса) предлагается разделиться на две группы. Каждой из групп необходимо ответить на вопросы по темам: Информация, Объекты окружающего мира, Представление о модели объекта (очередность ответов на вопросы определяет учитель).
Урок сопровождается презентацией "Информационная картина мира" (приложение 1), подсчет результатов происходит с применением MS Excel (приложение 2).
Тема 1 "Информация"
- Перечислите свойства информации. (Достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность.)
- Назовите виды органолептической информации. Как происходит восприятие данной информации. (Визуальная, звуковая, вкусовая, тактильная, обонятельная. Глазами, ушами, ртом, кожей, носом.)
- Перечислите формы представления информации. (Знаковая письменная: символьная, графическая, табличная. В виде жестов и сигналов. Устной словесной.)
- Каков информационный объем сообщения "Я помню чудное мгновенье" при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние слова разделены одним пробелом? (24 байт, или 192 бит.)
- Какие процессы могут происходить с информацией? (Сбор, хранение, обработка, передача).
- Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: "Сейчас в городе идет дождь, температура воздуха два градуса". Кем в данном случае является бортинженер? (Источником информации.)
Тема "Объекты окружающего мира"
- Любые предметы, процессы, явления, которые имеют имена и воспринимаются как целое - это :. (Объект окружающего мира)
- Признак или величина, характеризующая какое - либо свойство объекта и принимающая различные значения. (Параметр)
- Какая характеристика объекта представлена в таблице.
Объект ? Книга Читать, перелистывать. Текст Набирать, редактировать, оформлять, копировать. Мяч Подпрыгивать - упруго отскакивать от твердой поверхности. Птица Парить в небе - держаться в воздухе на неподвижно раскрытых крыльях.
(Действия.)
4. При постоянном взаимодействии объектов наблюдается последовательная смена состояний, то есть происходит некоторый процесс. Какие свойства информации будут изменяться в информационных процессах. (Форма представления информации, ее содержание, объем, место положения.)
5. Что происходит с объектом под влиянием на него среды существования. (Приспосабливается к окружающему миру, изменяя свои свойства и характеристики.)
Тема "Представление о модели объекта"
- Аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики - ::. (Модель.)
- Целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследования свойства - ... (Информационная модель.)
- Уменьшенная и упрощенная модель корабля, помещенная в бассейн, велотренажер, глобус - это :::::.. модели. (Материальные (предметные))
- Математическая формула, чертеж, таблица, текст - это ::::: модели. (Нематериальные (абстрактные)).
- Процесс изучения строения и свойств оригинала - это ::. (Моделирование.)
- Перечислите этапы моделирования. (Постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент, анализ результатов моделирования.
III. Подведение итогов
При внесении баллов (максимальное значение - 10 баллов) за каждый вопрос в ранее подготовленную таблицу MS Excel итоги подводятся мгновенно. Учитель подводит итоги урока: оценивает выступления каждой группы в целом и выставляет оценки за урок.